Марина Менщикова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».
Тема: «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».
Цель: познакомить детей с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».
Задачи:
• Формирование умения внимательно слушать рассказ, определять его жанр и части.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Знакомство с рассказом В, Драгунского „Тайное становится явным“» размещена в разделах
• Совершенствование умения понимать мораль и идею произведения, видеть связь названия текста с его содержанием.
• Развитие умения анализировать поступки героев, расширять словарный запас детей.
• Упражнение в умении составлять короткие рассказы и сказки по пословицам, осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.
• Воспитание положительных черт характера: нравственности и честности.
Ход НОД
Настрой на работу.
– Доброе утро, ребята. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, узнать что-то новое, интересное.
Чтение и анализ стихотворения.
– Послушайте короткое стихотворение.
Петя вазочку разбил,
А что сделал – утаил.
Папа это все узнал,
Поступок Пети явным стал.
– Что сделал Петя?
– Зачем Петя хотел скрыть это от родителей?
– Правильно ли поступил мальчик?
– Кто узнал о поступке Мальчика?
– Ребята, наверное, с каждым из вас когда-нибудь, произошел такой случай, когда вы что – то хотели скрыть от родителей, но они об этом потом все равно узнали. Вспомните и расскажите о таком случае.
– С героем произведения Виктора Драгунского тоже произошла подобная история.
Знакомство с биографией В. Ю. Драгунского.
Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, он с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов. Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы».
Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя. Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями.
(Показ портрета писателя).
Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием произведения.
– Послушайте произведение В. Драгунского и приготовьтесь отвечать на мои вопросы после чтения.
– Вам понравилось это произведение?
– Чем понравилось?
– Что это рассказ, сказка или стихотворение?
– Почему вы считаете, что это рассказ?
– Ребята, что такое тайна?
(Это то, что скрывают от других, нечто неразгаданное, неясное, скрытая причина или поступок).
– Что обозначает слово явное?
– Как вы понимаете выражение «тайное становится явным»?
– Как Денис убедился в справедливости этой пословицы?
– Что можно сказать о Денискином поступке?
– Случайный обман или намеренный, о нем все равно становится известно.
– Как вы думаете, почему мама не наказала Дениску?
– Как сказать коротко, о чем этот рассказ?
– Как бы вы его назвали?
Писатель Виктор Драгунский назвал этот рассказ «Тайное становится явным».
Вы заметили, что в рассказе говорится о том же, что и в самом названии?
– Что же означает выражение «Тайное становится явным». В каких случаях так можно сказать?
Динамическая пауза.
Дети выполняют танцевальные упражнения под песню М. Танича, В. Шаинского «По секрету всему свету».
Составление плана рассказа.
– Из скольких частей состоит каждый рассказ?
– Какие это части?
– В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.
– Вспомните, как начинается рассказ «Тайное становится явным», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). Какое название можно придумать для этой части?
– О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация соответствует ей?
– Чем закончилась история про мальчика и его тайну? Какое название можно дать третьей части рассказа?
– Как вы думаете, чем мог бы закончиться рассказ, если бы тайна мальчика не раскрылась?
– Какой похожий рассказ Николая Носова мы с вами читали? (Леденец)
– В названии своего рассказа автор использовал народную пословицу «Нет той тайны, чтобы не была явна».
– Есть похожая пословица «Шила в мешке не утаишь»
– Как вы понимаете эту пословицу?
Повторите обе пословицы, с которыми мы сегодня познакомились. Придумайте с этими пословицами свой рассказ или сказку, свою небольшую историю.
Воспитатель выслушивает истории детей.
Игра «Сверток».
– Сегодня я приготовила для вас сюрприз, маленькую тайну. Чтобы узнать, что же в этом свертке, вы должны его раскрыть.
Воспитатель достает сверток, сделанный из нескольких слоев бумаги. Внутри этого свертка сюрприз – маленькие картинки. Под музыку дети передают сверток друг другу по кругу. Когда музыка выключается, сверток останавливается. Тот игрок, у которого он оказался в руках, его разворачивает. Как только музыка заиграет, ребенок передает сверток с сюрпризом дальше по кругу.
– Этот маленький подарок вам за ваше старание, инициативу, активность.
Рефлексия:
– Что мы сегодня делали?
– Каким было ваше настроение?
– Почему?
– Что вам больше понравилось?