Ольга Бардина
Конспект интегрированного занятия «Зимние гости»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обучающие:
-расширить представления детей о птицах их разнообразии;
-учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания;
-активизировать словарь детей;
-расширить представления детей о жизни птиц зимой;
-формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе и жизни птиц;
-знакомить детей с повадками и особенностями жизни диких птиц зимой;
Развивающие:
-развивать память, связную речь;
Воспитательные:
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Зимние гости“» размещена в разделах
-воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и животным, желание оказывать посильную помощь птицам зимой;
Материал:
иллюстрации и фотографии с изображение птиц, птичьей стаи: графическая модель с клювами птиц, значки для игры "Справочное бюро; аудиозапись "Голоса птиц".
Подготовительная работа:
чтение Е. Чарушина "Гуси", "Гусь и журавль", "Голуби"; заучивание стихотворения А. Григорьева "Птицы зимой"; изготовление панно "Птицы - наши друзья", дидактическая игра "Чье это гнездо?", изготовление кормушек из картона для птиц.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, мы сегодня отправимся с вами в зимний лес на волшебном ковре самолете. Дети взявшись за руки встают на ковре, закрывают глаза. Представляют, что летят в зимний лес.
- Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетели другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют они нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно. Холода доставляют птицам много невзгод: холод, бураны, метели. Но самое страшное не холод: у птиц к зиме вырастает подпушек под перышками. Самое страшное - голод. Снега много, а еды нет!
- Вспомните, пожалуйста, каких вы знаете зимующих птиц.
Воспитатель показывает картинки с изображением птиц, которых назвали дети. (Ворона, дятел, сорока. синица, воробей)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним птиц-гостей.
Дети: Снегири, клесты, свиристели. (Воспитатель показывает картинки с изображением птиц)
Воспитатель: У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелетают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена, репейника, конского щавеля. Чуть подкрепились, передохнули - и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.
- Обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно скусывать почки, извлекать семена? Следовательно, снегирь - птица. зерноядная. Чем питается снегирь?
(воспитатель демонстрирует картинку с изображением свиристели).
Воспитатель: Это тоже наш зимний гость. И по красоте оперения эта птица не уступает снегирю: розовато-серые перья, на конце черного хвоста желтая полоса, на шее - черный шарф, на голове большой хохол. Красавица, да и только! Смотрите (показывает иллюстрацию) : птицы облепили куст рябины, весь обсыпанный красным ягодами, а вот те же птицы торопливо клюют калину, боярышник. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды целиком. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят. Вспомните, где вы видели этих птиц? Можно ли свиристелей назвать зерноядными?
Воспитатель демонстрирует картинку с изображением клеста.
Воспитатель: Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Клест - большеголовая птица с красно-коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Да ведь семена шишек - их основная пища. Но достать семечко из закрытой шишки не так-то просто. Как же быть?
Воспитатель обращает внимание детей на клюв и предлагает подумать, как клесты решают эту задачу.
Воспитатель: Вы правы, дети, клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом легко раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. И что еще интересно : клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Чудеса, да и только! Клест - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
- Как же отличить клестов от других птиц?
-Что помогает им "трепать" шишки?
- Что особенного в поведении птиц зимой?
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас с вами поиграем в игру, которая называется "Кто чем питается".
Я покажу вам рисунки, на которых изображены клювы разных птиц, а вы должны догадаться, какая из этих птиц питается насекомыми, какая - семенами, и обосновать свое мнение.
Теперь я вам предлагаю отгадать загадки о зимующих птицах
- Летом прячется в лесу,
А зимою на виду.
Это птичка-невеличка.
А зовут ее. (синичка).
- Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
-Кто отправился в полет,
В клюве веточку несет? (Голубь)
-Черная птица меня не боится.
Моргнет удивленно
И каркнет. (Ворона).
-Длиннохвостая она,
Со спины черным - черна,
Брюхо белое до плечи,
Тарахтенье вместо речи. (Сорока)
- Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
- Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По двора шныряет,
Крохи собирает.
В полях ночует,
Коноплю ворует. (Воробей)
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю встать и сделать физкультминутку "Зимующие птицы"
Клест сидит в своем грезде,
(раскачиваются в стороны)
А снегирь на ветке
(присели-встали)
Мимо голуби летят,
(руки-крылья)
Кушать все они хотят.
(Наклоны головы).
Игра "Справочное бюро"
Воспитатель объясняет, что работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы ответить на все вопросы. Работниками бюро становятся желающие. Спрашивающие должны оценить правильность ответа. В конце игры участники получают значки "Друг птиц".
Воспитатель задает вопросы детям:
-Назовите зимующих птиц?
Ответы детей.
-Определите, кто поет (Звучит аудиозапись голосов птиц)
Дети: Дятел, кукушка, соловей.
- Почему мы говорим, что птицы- наши друзья?
Ответы детей.
- Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам зимой?
Дети: Зимой надо помогать птицам пережить тяжелые времена: мастерить кормушки, не забывать класть туда корм.
Воспитатель: Я вам предлагаю ребята повесить кормушки, которые мы с вами сделали на прошлом занятии и покормить птиц.
Дети вместе с воспитателем в лесу вешают кормушки и кладут туда корм.
Итог.
Дети вместе с воспитателем формулируют правила отношения к птицам.
1. Нельзя разорять гнезда.
2. Нельзя убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе
3. Зимой надо помогать птицам пережить тяжелые времена: мастерить кормушки, не забывать класть туда корм.
Воспитатель: А теперь пришла пора нам вернутся в наш детский сад, садимся поудобнее на ковер самолет.