Ольга Зазулина
Конспект интегрированного занятия «В гости к Виряве» (занятие для средней группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: Обобщить и систематизировать представление об экосистеме – лес.
Задачи:
1. Формировать у детей бережное отношение к природе, убеждение в необходимости любить и охранять ее.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „В гости к Виряве“ (занятие для средней группы)» размещена в разделах
2. Закреплять знания о животном и растительном мире лесов.
3. Учить различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды.
4. Развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение, память.
5. Развивать коммуникативные способности: помогать друг другу, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение и рассматривание книг, иллюстраций о природе, заучивание стихов, отгадывание загадок, рисование природы, грибов, ягод,
Материалы и оборудование: картина леса, волшебная палочка, брусочки (для дорожки, корзинки, муляжи грибов (съедобных и несъедобных) и ягод, кассета с записью голосов птиц, мольберт, магнитная доска, фланелеграф с изображением животного с отделяющимися частями тела, макеты домов с разрезными ставнями, интерактивная доска.
I. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня такой хороший день, светит солнышко и хочется непременно улыбнуться друг другу, и отправиться с друзьями в путешествие. (дети встают в круг, берутся за руки, пожимают их друг другу, улыбаясь). Ребята, вы любите мордовские сказки? Знаете сказочных героев?
Предлагаю отправиться в гости к Виряве. А кто такая Вирява? Она живет в мордовских сказках. Правильно – это хозяйка леса. Вы согласны отправиться в путешествие по лесу, где мы сможем узнать много интересного, познавательного?
II. Тема занятия.
И для этого мы должны помнить правила:
• внимательно слушать
• помогать друг другу
• все запоминать
Вы готовы? Ну, что начнем!
III. Работа с картиной
Воспитатель: Сейчас я возьму свою волшебную палочку и немного поколдую, а вы закройте глаза. Внимание! 1-2-3. Бамбара,чуфара, -бум!
(Открывается картина леса в разное время года, расположенные по часовой стрелке: зима, весна, лето, осень.)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите внимательно, куда мы с вами попали? Нам нужно определить в какое время года изображен лес?
(Дети рассматривают картину, определяют времена года, указывая на признаки.
Звучат голоса птиц, шум леса.)
Воспитатель: Вы правильно выполнили первое задание и лес нас ждет.
Здравствуй, лес!
Дремучий лес
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
Звучит волшебная музыка, появляется Вирява (воспитатель в костюме)
Вирява : Что за гости в моем лесу?
Воспитатель : Здравствуй, Вирява, это мы, ребята, пришли к тебе в гости. Хотим в лесу погулять.
Вирява : Я пропущу вас в лес, только тогда, когда узнаю, что вы любите лес и много о нем знаете.
Воспитатель: Хорошо, спрашивай.
Вирява : Вот послушайте загадку. Отгадаете ее – пропущу вас в свое царство.
«Кто на зиму раздевается, а на лето одевается?»
Ответы детей. (дерево) .
Вирява : Ай да молодцы! Никому никогда не удавалось так быстро загадку мою отгадать. Теперь расскажу вам о правилах, которые надо соблюдать в лесу?
Показ слайдов на интерактивной доске или картинок :
1 правило – не сори!
2 правило – не шуми! Будите шуметь - распугаете птиц, они останутся голодными и перестанут петь свои песенки.
3 правило – не губи! В лесу ничего лишнего нет. Не рви цветы, не ломай, не бросай камни в лягушку, не дави муравьев. Все живое связано между собой.
Вирява : Запомнили правила? Тогда добро пожаловать в волшебное царство леса! Идите по тропинке. Но помните, что на пути вам встретятся загадки, отгадав которые, вы сможете найти правильное направление и не заблудитесь. А мне пора свои владения обходить, за порядком следить, но я с вами не прощаюсь. (Вирява уходит)
IV. Подвижная игра «По ровненькой дорожке».
(На полу или выложена дорожка из камешков, брусочков.)
Воспитатель: Ну, что, ребята, - в путь….А вот и тропинка. А она у нас необычная, волшебная.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки
Раз-два, раз-два
По камешкам, по камешкам
Раз-два, раз-два,
Через ручеек, перепрыгнем ловко
Раз-два, раз-два,
По ровненькой дорожке
Раз-два, раз-два.
Воспитатель: Как красиво в лесу! Шумят осинки и березки. Звучит музыка леса. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру. Называется она
V. «Назови одним словом».
1. Лиса, медведь, заяц, волк – это (звери)
2. Малина, земляника, клубника, - это (ягоды)
3. Ель, сосна, береза, дуб, клен - это (деревья)
4. Воробей, ворона, дятел, соловей - это (птицы)
А теперь давайте продолжим наше путешествие по лесу, может быть, кого-нибудь встретим?
На экране включается презентация животных леса.
VI. «Чудо-зверь»
Воспитатель: ребята, посмотрите, кто это в кустах прячется, что за зверь?
Рассматриваем рисунок чудо-зверя (с головой медведя, туловищем зайца, хвостом лисы). В сказочном лесу и звери сказочные.
Вопросы детям.
- Чье туловище у этого зверя? Чья голова? Чей хвост? Чьи лапы?
Подумайте, как можно назвать его? / Медведезайцелис/ и другие варианты детей (Зайцемедведелис, Лисомедведезаяц).
Воспитатель: А здесь еще записка:
Помогите, расколдуйте нас. Мы примем свой настоящий облик, если найдем свои домики. Подскажите, где чей дом? (на доске домики с закрытыми ставнями, на ставнях - подсказки-загадки) Для этого отгадайте загадки.
Воспитатель: Поможем, ребята? Тогда слушайте загадки.
Любит путать он следы,
Чем спасется от беды,
И меняет часто шубки,
Но трусишка просто жуткий.
Он под кустиком сидит,
И от страха весь дрожит.
А зовут его Косой,
Длинноухий и босой. (заяц)
Эту хитрую плутовку
Знают здешние леса.
Кто наводит страх на зайцев?
Это рыжая (лиса).
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
(Дети отгадывают загадки, открывают домики и складывают животное)
VII. Проводится подвижная игра «Зайка серенький сидит…».
Воспитатель: Как же красиво в лесу, какие там разные животные живут. А ведь лес – это их дом, и его надо беречь. Тогда лес порадует нас всех веселым пением птиц, красивыми цветами и сладкими ягодами.
VIII. Беседа о грибах и ягодах.
Воспитатель: Вот и добрались мы с вами до лесной полянки.
Ой, ребятишки, посмотрите, сколько здесь грибов и ягод.
(На полу лежат картинки грибов и ягод.)
Я предлагаю сейчас в одну корзинку собрать грибы, в другую ягоды.
(Дети самостоятельно выполняют работу, складывая картинки в корзинки)
Проверка: Вы хорошо потрудились. Устали? Давайте немного отдохнем, сядем и проверим, правильно ли вы собрали грибы и ягоды.
(Воспитатель показывает, а дети называют грибы и ягоды.)
Ой, ребятишки, какой гриб красивый вы оставили. Почему его не взяли? (мухомор)
• А вы, какие грибы собирали?
• Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов и ягод?
• А что ваши мамы и бабушку делают из грибов и ягод?
Вы молодцы! Хорошо знаете грибы и ягоды. Давайте поставим корзинки и немного отдохнем. Закроем глазки.
Слышится волшебная музыка
Вирява : что, ребята, устали по моим владеньям ходить. Вижу справились вы со всеми моими заданиями, показали свои знания, свою доброту. Хочу подарить вам на память о нашей встрече поясок мой нарядный. Только по дороге я встретила злую колдунью Варду, которая тоже живёт в мордовских сказках. Эта она стёрла все краски. И поясочек стал некрасивый. Что же делать?
Дети : Раскрасить.
Воспитатель: правильно, ребята, давайте сами раскрасим красками поясок. У нас есть трафареты. Давайте выберем трафареты с элементами мордовского орнамента. Какие вы знаете элементы мордовского орнамента?
Дети отвечают: «галочка», «звездочка»
Воспитатель: Давайте мы возьмем гуашь красного и синего цвета. «Зевздочки» будут красного цвета, а «галочки» - синего.
(Дети подходят к столу. Воспитатель расстилает поясок и накладывает трафарет)
-Давайте попросим солнышко, чтобы оно тоже нам помогло.
Физминутка для пальчиков :
Встало солнце ту- ру - ру
Рано встало поутру (скрестить ладошки с растопыренными пальцами)
Пальчики вы просыпайтесь (сжимать и разжимать кулачки)
И за дело принимайтесь
Надо пальчики размять
И Виряве помогать.
IХ. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель : У каждого из вас есть губка ей мы будем наносить краску. Берём и набираем немного краски.
(Напоминать об аккуратности в работе с гуашью)
(Звучит спокойная мордовская мелодия)
Воспитатель:
Мастера, скорей за дело,
украшайте поясочек смело,
составляйте вы узор,
чтобы радовал он взор.
Дети раскрашивают элемент орнамента через трафарет.
(Дети встают полукругом. Воспитатель показывает готовый поясок).
Итог
Воспитатель: Вот, Вирява, ребята украсили твой поясочек.
Вирява : Спасибо вам, ребята, какой красивый поясочек получился. Я его вам дарю.
Воспитатель: Ребята, как ни хорошо в гостях, нам пора возвращаться. Давайте поблагодарим Виряву за гостеприимство.
Вирява : Ребята, мне очень понравилось вы. Я очень рада, что вы такие дружные.
- А что вам больше всего понравилось у меня? Что тебе запомнилось? А тебе?
(звучит весёлая мордовская мелодия)
Воспитатель. Нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с лесом и скажем ему: «До свиданья, до следующего года».