Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Разрумянилась немножко наша русская Матрешка»

Дания Рудакова
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Разрумянилась немножко наша русская Матрешка»

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по теме «Разрумянилась немножко наша русская Матрешка».

Задачи:

1. Знакомить детей с историей создания кукол в Японии и России;

2. формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;

Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе „Разрумянилась немножко наша русская Матрешка“» размещена в разделах

3. воспитывать в детях ощущение радости, любви, доброты, которые могут принести эти игрушки;

4. обогащать словарный запас по теме;

5. Упражняться в умении согласовывать числительные - существительные; в образовании прилагательных от существительных; в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход занятия

Логопед и дети стоят в кругу на ковре.

Логопед : Ребята! Сегодня мой сынок Тима спросил у меня: «Мамочка, а что такое добро?». Я задумалась, но не смогла сразу ответить на его вопрос. И решила обратиться к вам за помощью. А вы знаете, что такое добро?

В ходе ответов и рассуждений делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

Логопед : Да, ребята, это самое бесценное добро. А у меня есть вот такой сундучок. Это наша семейная реликвия. Он передается из поколения в поколение. Этот сундучок подарила мне моя мама. Дарила и такие слова говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, твоя бабушка, дарила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!». Вот я и берегу! Старенький сундук, уж двести лет ему, а может и больше. В нем, ребята, лежит то, что олицетворяет добро: и добрые дела, и заботу о людях и любовь к ним. Как вы думаете, что это может быть? (Предположения детей).

Логопед : Отгадав загадку, вы узнаете, что там на самом деле лежит:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Кукла первая толста, а внутри она толста –

Разнимается она на две половинки.

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Разрумянилась немножко наша русская …

Дети: матрёшка.

(Логопед открывает сундучок)

Логопед : Правильно, это Матрёшка!

Давайте посмотрим на эту игрушку (пустить по кругу матрешку, рассмотреть, что внутри)

Ребята переходят за столы.

Воспитатель: Как вы думаете, давно ли появилась эта кукла?

- Что вы знаете о ней?

Ответы и предположения детей.

Воспитатель: Садитесь за столы, я вам расскажу о том, как появилась матрешка.

1 слайд

Началась история матрёшки с того, что в игрушечную мастерскую Мамонтова привезли из Японии фигурку лысого добродушного старика. Изображала она мудреца Фукуруму. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время появилась у нас в России.

2 слайд

Над созданием игрушки работали художник Сергей Васильевич Малютин и токарь Василий Петрович Звёздочкин. Наши мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек. Так и появилась на свет русская матрёшка.

3 слайд

Первая расписная кукла изображала няньку в простонародном костюме – сарафане, переднике, платочке – была круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранным под платочек волосами. В руке кукла держала петуха, а внутри устроились старшие дочки – помощницы – в фартучке, с серпом, с плошкой, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пелёнках. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство, мал- мала меньше.

Она сразу же понравилась и взрослым и детям. Нравилось её доброе и ясное лицо. По приданию, кто- то увидев куклу, смеясь, воскликнул: «До чего же она похожа на Матрёну. Матрёнами в то время звали очень многих девочек.

– Ребята, а как будет ласково звучать имя Матрена?

Ответы детей: Матрешечка, Матрёнушка, Матронушка.

– Молодцы, ребята. Так и закрепилось имя Матрёшка!

А как вы думаете, из чего делают матрешку?

(Ответы и предположения детей).

– Вы правы, матрешек делают из дерева. Как вы думаете, из какого дерева?

(Ответы и предположения детей)

4 слайд

– Как правило, это липа, ольха, береза. Рождение матрешки начинается на токарном станке. (Слайд.) Сухие липовые чурки обтачивают снаружи и изнутри. Готовую заготовку грунтуют. Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.

5 слайд

Далее заготовку шлифуют, чтобы она стала гладкой.

6 слайд

После этого на заготовку наносят карандашом основу рисунка матрешки, намечаются контуры рта, глаз, щек. И уже затем матрёшке рисуют одежду.

7 слайд

Дальше начинается роспись матрешки. Расписывая, используют гуашь, акварель или акриловые краски.

8 слайд

На заключительном этапе изготовления, матрешку покрывают слоем лака.

Лак защищает от влаги и пыли, а также придает особый блеск.

Воспитатель: А для чего же этих матрёшек сделали?

(Предположения детей) Для игры, для красоты

В Матрешку, вкладывали душу. Всю свою доброту. И эта доброта поселилась в каждой матрёшке. Поэтому матрёшку любят и взрослые, и дети, Только добрые, умелые и весёлые люди могут мастерить такие куклы. Такую игрушку – матрёшку делают только в России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой нашу русскую матрёшку, как символ страны. Смотрю на эти игрушки, и самой поиграть хочется. А вы хотите?

Выйти на ковер

Физминутка «Нарядные Матрешки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево — вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные. (Руки к плечам, повороты туловища направо-налево)

В сарафанах ваших пестрых вы похожи, словно сёстры.

Ладушки, ладошки весёлые матрёшки (хлопают в ладоши)

Логопед : У меня в сундуке есть ещё наряды для Матрёшек.

«Посчитай слова от 1 до 5»

Платок

Сарафан

Рубаха

Фартук

Давайте назовем ласково эти предметы: платок, сарафан, рубаха, фартук.

Матрешка, мы уже сказали, сделана из дерева. Она какая? Деревянная. А если бы она была сделана из

-из железа

-из глины

-из кожи

-из пластмассы

-из стекла

-из плюша

Дети переходят за столы

Воспитатель: Ребята, а где можно купить матрешку? (В магазине)

9 слайд

А вот в давние времена, когда не было супермаркетов, матрешки продавались на ярмарке. Знаете, что такое ярмарка? Там продавались не только матрешки, но и другие товары – глиняные свистульки и животные, игрушки вырезанные из дерева, а также различные сладости.

Воспитатель: Сейчас мы вместе с вами посмотрим один из прилавков, где торгуют матрешками.

- Вот беда, кто-то весь товар перемешал, как же быть, ведь матрешки должны стоять по порядку. Ребята, вы мне поможете расставить матрешек по порядку? (Да)

- Какая матрешка будет стоять первая? (Самая большая) Вторая? (Поменьше) Третья.

(Дети по - очереди расставляют матрешек по порядку)

Воспитатель: Кукла – матрёшка – это заботливая, добрая, надёжная мама, которая объединяет, сближает и защищает меньших и слабых.

Логопед : Вот о каком добре говорила моя мама, когда дарила мне этот сундучок.

Воспитатель: За вашу работу на занятии наша самая большая матрешка хочет вас наградить. У нее есть раскраски, но они не простые, а с хитринкой. С помощью цифр вы должны раскрасить матрешек. Эти мы с вами займемся вечером.

Вывод:

- О чем бы вы хотели рассказать дома своим родителям, братьям, сестрам?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Конспект интегрированного занятия «Матрешка спасает сестричек» в средней группеКонспект интегрированного занятия «Матрешка спасает сестричек» в средней группе Конспект интегрированного занятия на тему: «Матрешка спасает сестричек». Средняя группа. Цель: Создание условий для актуализации знаний.

Конспект интегрированного занятия «Русская зима» к Дню художника для старшей группыКонспект интегрированного занятия «Русская зима» к Дню художника для старшей группы Конспект интегрированного занятия «Русская зима», посвящённого Дню художника, для старшей группы Цель: Воспитание любви к Родине, её природе,.

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «По страницам книжной истории»Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «По страницам книжной истории» Программное содержание: Познакомить детей с историей создания книги, путем расширения представлений о мире. Познакомить с первыми письменными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Разрумянилась немножко наша русская Матрешка»
Опубликовано: 30 сентября 2024 в 18:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Разрумянилась немножко наша русская Матрешка»» (включая файлы) размещена пользователем Дания Рудакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД