Дания Рудакова
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Разрумянилась немножко наша русская Матрешка»
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по теме «Разрумянилась немножко наша русская Матрешка».
Задачи:
1. Знакомить детей с историей создания кукол в Японии и России;
2. формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе „Разрумянилась немножко наша русская Матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
3. воспитывать в детях ощущение радости, любви, доброты, которые могут принести эти игрушки;
4. обогащать словарный запас по теме;
5. Упражняться в умении согласовывать числительные - существительные; в образовании прилагательных от существительных; в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход занятия
Логопед и дети стоят в кругу на ковре.
Логопед : Ребята! Сегодня мой сынок Тима спросил у меня: «Мамочка, а что такое добро?». Я задумалась, но не смогла сразу ответить на его вопрос. И решила обратиться к вам за помощью. А вы знаете, что такое добро?
В ходе ответов и рассуждений делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.
Логопед : Да, ребята, это самое бесценное добро. А у меня есть вот такой сундучок. Это наша семейная реликвия. Он передается из поколения в поколение. Этот сундучок подарила мне моя мама. Дарила и такие слова говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, твоя бабушка, дарила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!». Вот я и берегу! Старенький сундук, уж двести лет ему, а может и больше. В нем, ребята, лежит то, что олицетворяет добро: и добрые дела, и заботу о людях и любовь к ним. Как вы думаете, что это может быть? (Предположения детей).
Логопед : Отгадав загадку, вы узнаете, что там на самом деле лежит:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста, а внутри она толста –
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко наша русская …
Дети: матрёшка.
(Логопед открывает сундучок)
Логопед : Правильно, это Матрёшка!
Давайте посмотрим на эту игрушку (пустить по кругу матрешку, рассмотреть, что внутри)
Ребята переходят за столы.
Воспитатель: Как вы думаете, давно ли появилась эта кукла?
- Что вы знаете о ней?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: Садитесь за столы, я вам расскажу о том, как появилась матрешка.
1 слайд
Началась история матрёшки с того, что в игрушечную мастерскую Мамонтова привезли из Японии фигурку лысого добродушного старика. Изображала она мудреца Фукуруму. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время появилась у нас в России.
2 слайд
Над созданием игрушки работали художник Сергей Васильевич Малютин и токарь Василий Петрович Звёздочкин. Наши мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек. Так и появилась на свет русская матрёшка.
3 слайд
Первая расписная кукла изображала няньку в простонародном костюме – сарафане, переднике, платочке – была круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранным под платочек волосами. В руке кукла держала петуха, а внутри устроились старшие дочки – помощницы – в фартучке, с серпом, с плошкой, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пелёнках. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство, мал- мала меньше.
Она сразу же понравилась и взрослым и детям. Нравилось её доброе и ясное лицо. По приданию, кто- то увидев куклу, смеясь, воскликнул: «До чего же она похожа на Матрёну!». Матрёнами в то время звали очень многих девочек.
– Ребята, а как будет ласково звучать имя Матрена?
Ответы детей: Матрешечка, Матрёнушка, Матронушка.
– Молодцы, ребята. Так и закрепилось имя Матрёшка!
А как вы думаете, из чего делают матрешку?
(Ответы и предположения детей).
– Вы правы, матрешек делают из дерева. Как вы думаете, из какого дерева?
(Ответы и предположения детей)
4 слайд
– Как правило, это липа, ольха, береза. Рождение матрешки начинается на токарном станке. (Слайд.) Сухие липовые чурки обтачивают снаружи и изнутри. Готовую заготовку грунтуют. Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.
5 слайд
Далее заготовку шлифуют, чтобы она стала гладкой.
6 слайд
После этого на заготовку наносят карандашом основу рисунка матрешки, намечаются контуры рта, глаз, щек. И уже затем матрёшке рисуют одежду.
7 слайд
Дальше начинается роспись матрешки. Расписывая, используют гуашь, акварель или акриловые краски.
8 слайд
На заключительном этапе изготовления, матрешку покрывают слоем лака.
Лак защищает от влаги и пыли, а также придает особый блеск.
Воспитатель: А для чего же этих матрёшек сделали?
(Предположения детей) Для игры, для красоты
В Матрешку, вкладывали душу. Всю свою доброту. И эта доброта поселилась в каждой матрёшке. Поэтому матрёшку любят и взрослые, и дети, Только добрые, умелые и весёлые люди могут мастерить такие куклы. Такую игрушку – матрёшку делают только в России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой нашу русскую матрёшку, как символ страны. Смотрю на эти игрушки, и самой поиграть хочется. А вы хотите?
Выйти на ковер
Физминутка «Нарядные Матрешки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево — вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные. (Руки к плечам, повороты туловища направо-налево)
В сарафанах ваших пестрых вы похожи, словно сёстры.
Ладушки, ладошки весёлые матрёшки (хлопают в ладоши)
Логопед : У меня в сундуке есть ещё наряды для Матрёшек.
«Посчитай слова от 1 до 5»
Платок
Сарафан
Рубаха
Фартук
Давайте назовем ласково эти предметы: платок, сарафан, рубаха, фартук.
Матрешка, мы уже сказали, сделана из дерева. Она какая? Деревянная. А если бы она была сделана из
-из железа
-из глины
-из кожи
-из пластмассы
-из стекла
-из плюша
Дети переходят за столы
Воспитатель: Ребята, а где можно купить матрешку? (В магазине)
9 слайд
А вот в давние времена, когда не было супермаркетов, матрешки продавались на ярмарке. Знаете, что такое ярмарка? Там продавались не только матрешки, но и другие товары – глиняные свистульки и животные, игрушки вырезанные из дерева, а также различные сладости.
Воспитатель: Сейчас мы вместе с вами посмотрим один из прилавков, где торгуют матрешками.
- Вот беда, кто-то весь товар перемешал, как же быть, ведь матрешки должны стоять по порядку. Ребята, вы мне поможете расставить матрешек по порядку? (Да)
- Какая матрешка будет стоять первая? (Самая большая) Вторая? (Поменьше) Третья.
(Дети по - очереди расставляют матрешек по порядку)
Воспитатель: Кукла – матрёшка – это заботливая, добрая, надёжная мама, которая объединяет, сближает и защищает меньших и слабых.
Логопед : Вот о каком добре говорила моя мама, когда дарила мне этот сундучок.
Воспитатель: За вашу работу на занятии наша самая большая матрешка хочет вас наградить. У нее есть раскраски, но они не простые, а с хитринкой. С помощью цифр вы должны раскрасить матрешек. Эти мы с вами займемся вечером.
Вывод:
- О чем бы вы хотели рассказать дома своим родителям, братьям, сестрам?