Кулаженкова Светлана
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в прошлое ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Организационно – мотивационный этап Организовать направленное внимание, сформировать интерес детей к теме занятия
-У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся. (Дети здороваются.)
-Сегодня я предлагаю вам и нашим гостям отправиться в увлекательное путешествие.
Путешествие в прошлое предмета который вам хорошо знаком. Этот предмет находится у меня в коробочке,и прежде чем я его достану и покажу,вам нужно отгадать загадку.
ЗАГАДКИ;
-Всех кормлю с охотою, а сама безротая.
-Если я пуста бываю, про тебя я забываю, но когда несу еду –мимо рта я не пройду.
Достаёт из коробочки самую обыкновенную ложку. (ответ детей–ложка)
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Путешествие в прошлое ложки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Правильно. Это ложка. Самая обыкновенная ложка. В таком виде мы привыкли видеть её каждый день. Садясь за стол завтракать, обедать или ужинать мы находите её на привычном месте,рядом с тарелкой.
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы Актуализировать опорные знания по теме занятия
-А знает ли кто-нибудь из вас прошлое ложки?
-А хотели бы узнать? (Отвечают на вопрос – нет не знаем - дааааа,хотим)
2.2. Этап ознакомления с материалом Расширение объёма знаний и представлений детей по теме.
.-Тогда в путь за новыми знаниями! Давайте возьмёмся за руки и повторим правило нашей группы;«Вместе не трудно,вместе не тесно,вместе легко и всегда инересно!»
-Садимся поудобней: спина прямая, ноги вместе, ручки на коленки. Закрыли глаза, ртом вдохнули,носом выдох
-Кто первым изготовил ложку история умалчивает, достоверно лишь только то, что она имеет очень почтенный возраст
Слайд №2;3В начале всех времён люди жили в пещерах и ели руками.
Слайд №4;5 Первую ложку древний человек вытесал из камня. Она
была тяжелая и неровная.
Слайд №6;№7Тогда решил человек сделать ложку из глины. Она была легче каменной, но недостаточно прочной.
Слайд №8; Затем человек придумал сделать ложку из кости
животного. Она была гладкая и легкая.
Слайд №9;+ пособие. Пробовали делать ложки из ракушек,и из скорлупы орехов. (так получилось черпало)
Еще позже к черпалу прикрепили палочку: держало.
- Прошло много лет прежде чем человек решил, что деревянная ложка будет удобнее.
Слайд№10---
--А какие ложки знаете вы? Д/И «Ложкая какая?»
В. бросает ребёнку мяч с вопросом «Ложка сделанная из дерева,из металла, из серебра…. Будет какая?» Ребенок возвращает мяч с ответом : «деревянная, металлическая, серебрянная….»
-Ребята, давайте вспомним в каком гос-ве мы с вами живем? – (ответ дедей -Россия)
- А как называлось наше гос-во раньше, во времена наших прадедов? (ответ -детей Русь)
СЛАЙД№11;№12;№13- Промысел изготовления деревянных ложек (лошкарный)на Руси зародился очень давно. Это, наверно, самый древний из всех народных промыслов. Ведь ложка необходима и в богатом дворце, и в крестьянской избе. Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие.
СДАЙД№14 Мастеров, которые делали ложки, называли ложкорезы, ложечники. Ложки на Руси вырезали из липы, березы, дуба, фруктовых деревьев. Они получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: вырезные, непохожие на другие, расписные. Простые люди с незапамятных времён ели щи да кашу деревянными ложками.
СЛАЙД№ 15---
Черенок, внутренняя часть ложки – черпачок, внешняя часть ложки-щёчки, а кончики ручки –шапочки (коковка)
У каждого мастера был свой инструмент,которым он очень дорожил (показать инструмент)
Чтобы вырезать ложку, нужно было расколоть чурбан на чурку- баклушу (обрубки древесины, деревянные заготовки) – эту работу доверяли детям. Это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».
И сейчас выражение «Бить баклуши» - значит бездельничать, ничего не делать.
СЛАЙД16: Хорошо поработав,везли ложечники свой товар (ложки) на ярмарку, где продавали его или обменивали на другой товар.
СЛАЙД №17:Существовали на Руси правила пользования ложкой. Ложка у каждого была своя. По окончании обеда ложку тщательно облизывали и убирали на место; такую посуду, конечно, гостям не давали. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски; тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым.
Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как хозяин даст указание: стукнет ложкой по столу. Если кто-нибудь вёл себя за столом не так, как подобает, — смеялся, разговаривал, то его наказывали, ударив ложкой по лбу.
Ложки носили при себе в особых футлярах или просто за поясом или голенищем сапога.
К примеру, в дом заходит гость, и говорит: «Хлеб да соль!», ему отвечают: «Посадили бы за стол, да лишней ложки нет!» А он из-за голенища достаёт и говорит: «А у меня своя». Поэтому поводу народ создал множество присказок и поговорок, а какие мы с вами сейчас вспомним.
Я начну пословицу, а вы договорите.
- «Один с сошкой….(ответ детей: семеро с ложкой»)
-«Дорога ложка…. (ответ детей: к обеду»)
«Были б щи, (ответ детей :а ложка найдется.)
СЛАЙД №18---
СЛАЙД №19.
-Скажите, а еще деревянную ложку для чего можно использовать? (ответы детей: сувенир,как музыкальный инструмент.)
-Конечно, еще деревянные ложки можно использовать как музыкальный инструмент. В России музыканты – ложкари,
Эге-гей! Честной народ!
Выглянь-ка из-за ворот,
Погляди сюда скорей –
И увидишь ложкарей.
В музыканты, играющие на ложках – ложкари.
«Игра на ложках» (Дети повторяют ритмический рисунок)
-Молодцы! Справились.
-А теперь давайте все вместе посмотрим как это делают профессионалы. Люди которые достигли мастерства в этом не простом деле.
СЛАЙД № 20. ложкари.
-Пришло время вернуться в детский сад. (гимнастика для глаз)
Вы смотрели и играли
Ваши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть — чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем. (дети выполняют движения в соответствии с текстом)
2.3. Этап практического решения проблемы Формировать умение находить выход из проблемной ситуации.
Стук в дверь. Приносят посылку. В ней письмо.
В. читает письмо: «Здравствуйте,дети гр. «Звёздочки». Пишут вам ложкари театра «Холмичи». У нас скоро концерт. Мы много репетировали и ложки наши поизносились. Наслышаны о вашем умении росписи. Посылаем вам бельё. Просим помощи!»
(Уточнить у детей,что такое бельё (заготовка для росписи белого цвета)
- Можем ли мы помочь лошкарям? -Да. Можем.
-А как? Чем мы можем им помочь? -Расписать ложки.
- Ну, а сейчас мы с вами займемся росписью изделий. Но прежде чем начать, давайте вспомним что мы знаем о хохломской росписи:
-Откуда мастера брали свои узоры? (ответ детей -из природы : трава-травка; ветка-веточка; ягода-ягодка)
- Какие цвета использовали? - (ответ детей, жёлтый, красный, чёр-ный, зелёный, охра.)
-Как называлась заготовка для росписи? - (ответ детей Заготовка называлась бельё)
-Очень интересное название. А почему её так называли? - (ответ детей :-Она выкрашена в белый цвет)
-Молодцы! Теперь разомнём наши руки и пальцы и за работу!
Динамическая пауза
Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни: (Смотрим на раскрытые ладони)
И вот этак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Постучали, (стучим по столу)
повертели (круговые вращения кистью)
и работать захотели. (Потираем руками)
-Я раздам вам изделия, выполненные из дерева, их - то мы и будем расписывать. Кроме этого у каждого из вас есть образец рисунка, который вы должны нанести на изделие. Также на столах гуашевые краски, кисти и баночки с водой для каждого цвета краски. Еще имеются салфетки, для просушивания кисти. Ребята, обратите внимание на то, что краска не должна быть слишком жидкой, важно, чтобы она не текла! Ватные палочки используйте для рисования ягод.
- Вы готовы? Тогда за дело!
(Дети работают самостоятельно, при необходимости оказываю помощь).
[b]3. Заключительный этап:
1. Чем мы с вами сегодня занимались?
2. А в каком стиле мы расписывали изделия?
3. Откуда пошло выражение «баклуши бить»
4. Почему хохлому называют Золотая хохлома? (основной фон росписи – золотой, получается путем обжига в печи и серебристой краски)
5. Откуда мастера хохломской росписи брали свои узоры? (из природы, собирали гербарии, сами придумывали сказочные узоры)
6. Как мастера называют неокрашенные заготовки из древесины? («белье»).
7. Какой главный элемент в хохломской росписи? (травка)
9. Какие основные цвета используются мастерами? (золотой, красный, черный, зеленый).
- Посмотрите, что у вас получилось. Вам понравилось занятие?
- Мне было приятно сегодня работать с вами. Спасибо вам за внимание, трудолюбие и интерес к занятию. Вы прекрасно стравились с заданием. Молодцы!
Литература:
1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр – занятий для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2004
2. Дыбина О. В. Что было до. : Игры-путешествия в прошлое предметов. – М. : ТЦ Сфера, 1999
3. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / авт. -сост. В. Н. Косарева. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2018
4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: Детство-пресс, 2004.