Наталья Харченко
Конспект интегрированного занятия по теме «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа ДОУ: старшая группа.
Программное содержание:
1. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни, человека, животных и растений.
2. Развивать познавательно - исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.
3. Отсчитывать предметы из большого количества по заданному числу (в пределах 10).
4. Знакомить с различными способами образования слов.
Методы и приёмы: экспериментальная и практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по теме „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Познавательно-исследовательская - наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование.
Коммуникативная - отгадывание загадок, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы.
Предварительная работа: повторение значения солнца и воздуха в жизни человека, повторить счет до десяти, рассматривание иллюстраций с изображениями листьев деревьев и профессий.
Задачи:
1 Учить отсчитывать предметы из большого количества по заданному числу.
2. Грамматика: учить детей образовывать существительные от глаголов и прилагательных.
3. Учить детей определять свойства воздуха; формировать знания о значении солнца и воздуха в жизни растений, животных и человека.
Оборудование: конверт,4 схематические карточки, стакан с водой, трубочка (на каждого ребенка, полиэтиленовые пакеты, одноразовые стаканчики с раздавленным чесноком, кожурой мандарина и пустой, 2 надутых воздушных шарика, карточки с рисунками листьев березы, липы, осины, клена; профессий повар, строитель, водитель; предметные картинки и 10 раздаточных фишек на каждого ребенка.
Ход занятия.
1. Мотивационно-побудительный этап.
Воспитатель: Ребята, смотрите, в наш детский сад пришло письмо, давайте посмотрим от кого (воспитатель внимательно рассматривает письмо). От ослика Иа, давайте откроем и прочитаем его. «Здравствуйте, ребята! Недавно я был в гостях у Совы, она подарила мне воздушный шарик и почему-то сказала, что это не простой шарик, а удивительный. Ничего не понимаю, что в нем может быть удивительного, обычный воздушный шарик! Ребята, может быть вы поможете мне понять, что в нем удивительного? Очень буду ждать вашего ответа. Ослик Иа».
Воспитатель: ну, что, ребята, поможем ослику? А не кажется ли вам, что воздушный шарик может о чём-то нам рассказать?
Воспитатель: А вы знаете, почему шарик называется воздушный?
(Потому что внутри шарика есть воздух)
Воспитатель: сегодня мы с вами узнаем, что такое воздух, для чего он нам нужен и его свойства.
Воспитатель: а сейчас отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
2. Организационно-поисковый этап.
Мы с вами превратимся в маленьких исследователей и проведем несколько экспериментов с воздухом, чтобы помочь ослику Иа понять, что же такое воздух.
1) Для начала мы увидим воздух. Возьмем полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нем? (пусто). Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы – на воздушный шарик) .
Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы) .
И так, мы с вами выяснили, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас, но он не видим.
Воспитатель вывешивает схематическую карточку.
2) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух пахнет?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как это узнать?
Дети: провести еще один эксперимент. Воспитатель: Сейчас мы это проверим. У меня на столе стоят 3 баночки. В них что-то есть. Сейчас мы это и узнаем. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет. Почему в последнем стакане вы ничего не почувствовали?
Дети: В одном стакане ничего не лежало.
Воспитатель: Правильно. Мы вдохнули просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Дети: Воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
Воспитатель вывешивает схематическую карточку.
3) Воспитатель. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
Дети. Выходят пузырьки.
Воспитетель. Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
Дети. Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Воздух нужен человеку для дыхания. А если мы закроем рукой нос,то мы с можем дышать (нет)
Ребята, а можем ли мы прожить без воздуха?
Дети. Нет
Воспитатель. А кому еще, кроме человека, нужен воздух для дыхания?
Дети. Животным, растениям.
Здесь я для вас приготовила стаканчик с растением. Что мы видим на поверхности листа, который опущен в воду.
Дети: Воздух.
Дети. Воздух нужен человеку, животным, растениям. Какой не живой объект еще нужен всем для роста и развития?
Дети. Солнце.
Воспипатель. Что оно нам дает?
Дети. Тепло и свет. Без тепла и света растения и животные (человекне смогут жить.
Воспитатель вывешивает схематическую карточку.
4) Воспитатель. Переходим к следующему опыту.
А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас это докажу. Возьмем 2 одинаковых по цвету и размеру надутых воздушных шарика. Один из шариков поместим в емкость со снегом. А другой оставим лежать на столе.
Пока шарик охлаждается, я предлагаю выполнить 2 интересных задания, которые приготовил для нас ослик Иа.
Воспитатель проходит к столу с заданиями. Дети рассаживаютс на стулья.
Воспитатель. Первое задание. Игра «Листы дерева»
Я буду показывать картинку, на которой изображен лист дерева, а вы мне поможете определить с какого дерева он упал.
1 (Картинки с листиками березы, липа, клена, осина)
Березовый лист – лист (с чего) с березы, Липовый лист – лист (чего)липы, кленовый лист – лист клена, осиновый лист – лист осины)
игра «Профессии родителей». Я буду говорить задание, а вы подскажете, о какой профессии идет речь.
(картинка с воспитателем)Моя мама в детском саду воспитывает детей, она – воспитатель.
(картинка со строителем) Мой папа строит дома, он – строитель.
(картинка с поваром) Мой папа в детском саду варит обед, он – повар.
(картинка с водителем) Мой папа водит машину, он – водитель.
Воспитатель. Второе задание «Сосчитай друзей Иа».
Иа решил пересчитать своих лесных друзей. Поможем Иа сосчитать друзей?
У вас на столе лежат фишки, нужно взять столько, сколько друзей на картинке.
(карточки с предметными картинками: гуси, вороны, пчелы, сойки)
Воспитатель совместно с детьми считает предметы на первой картинке. Дети выкладывают соответствующее количество фишек. Затем дети самостоятельно считает предметы на картинках и выкладывают соответствующие числа фишками)
Воспитатель. Дети вернемся к нашему опыту. (достаем шарик из снега)
Сравним шарики по размеру.
Что произошло с шариком, который побывал на холоде?
Дети. Шарик сдулся.
Воспитатель. Почему?
Дети. От холода воздух сжимается.
Воспитатель. А теперь на этот же шарик мы подействуем теплом. Тепло нам даст настольная лампа и фен при помощи которого мы будем дуть теплым воздухом. Сравним шарики.
Дети. Шарик стал больше, того что лежит на столе. Почему?
Воспитатель. При нагревании воздух расширяется и шарик надулся.
Ребята, мы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Воспитатель вывешивает схематическую карточку.
Воспитатель. Ребята, а какой неживой объект в природе нагревает воздух?
Дети. Солнце.
Воспитатель. Какое значение имеет солнце для человека, растений, животных?
Дети. Солнце дает нам тепло и свет.
Воспитатель. Для кого нужны солнечное тепло и свет.
Дети. Свет и тепло нужны животным, растениям и человеку. Растениям чтобы расти, цвести. Животным, чтобы пища для них росла, было тепло.
3. Рефлексивно-коррегирующий этап.
Воспитатель: Дети пройдем к нашему мольберту и вспомним все свойства воздуха. Что мы сможем написать ослику Иа, про свойства воздуха.
Воспитатель. Что вам интересно было сегодня на занятии? Что нового о свойствах воздуха узнали?