Людмила Маковей
Конспект интегрированного занятия «Словообразование. Пересказ рассказа «Любопытный карасик»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Словообразование. Пересказ рассказа «Любопытный карасик»».
Коррекционно-образовательные задачи: создание условий для развития умения:
- согласовывать прилагательные с существительными в мужском, женском, среднем роде;
-образовывать прилагательные от существительных;
-подбирать антонимы (прилагательные);
-толковать слова, используя обобщающее слово и слово «который»;
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Словообразование, Пересказ рассказа „Любопытный карасик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-употреблять предлоги «под», «около», «за», «в» в малоподвижной игре «Рыбка»;
-анализировать слова из трёх звуков типа «мак»;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-пересказывать рассказ «Любопытный карасик» с опорой на модель рассказа.
Коррекционно- развивающие задачи: автоматизировать поставленные звуки; развивать навыки словообразования; обогащать активный словарь; развивать вопросно-ответную форму речи.
-Коррекционно-воспитательные задачи:
Закреплять знания детей о правилах безопасного поведения на воде, бережного отношения к воде.
Материал: предметные картинки, текст и модель рассказа «Любопытный карасик», игрушка «Водяной», «Капелька», символы антонимов, фонограмма отрывка «Песенка Водяного».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Появление Капельки: «Здравствуйте, ребята, я - маленькая капелька воды, меня можно найти везде. Где меня можно встретить?» (в море, в луже, в океане, в болоте, в реке)
2. Согласование прилагательного с существительным в мужском, женском, среднем роде.
Капелька: Ребята, отгадайте, о чём я говорю:
-звонкий, блестящий, журчащий (ручей);
-повтори, как я сказала.
Ребёнок повторяет словосочетание «звонкий журчащий ручей», педагог выставляет картинку «ручей».
Аналогично «река», «море», «болото»:
-широкая, глубокая, полноводная (река)
-синее, солёное, огромное (море);
-грязное, опасное, топкое (болото);
А что самое большое? (море). А где воды ещё больше? (в океане).
3. Образование прилагательных от существительных
Капелька: если я в реке, то я какая? (речная)
море-морская
дождь-дождевая
болото-болотная
4. Подбор антонимов с опорой на символы.
Капелька: Ой, я слышу знакомый голос, пойду, посмотрю… (звучит музыка «Я Водяной…»)
Приходит Водяной (игрушка)
-Здравствуйте, ребята, я-Водяной. Вы знаете, где я живу? (на болоте). Как вы думаете, хорошо ли мне там живётся? Почему?
Почему я не могу плавать в болоте? (потому что оно грязное, мелкое)
А где мне жить, посоветуйте (в реке). Нет, я боюсь реку!
Педагог: -Водяной, не бойся, ребята сейчас тебе расскажут, почему в реке лучше:
в болоте вода… (грязная, а в реке (чистая);
болото… (мелкое, а река… (глубокая);
в болоте вода мутная, а в реке (прозрачная);
Водяной: -Да, мне понравилась речка, я буду там жить.
4. Толкование слов.
-Водяной, в реке есть водоросли, а ты знаешь, что такое «водоросли»? (нет). Ребята, объясните, что такое «водоросли». (водоросли-это растения, которые растут в воде). Педагог показывает картинку «водоросли».
Аналогично:
водолаз-это человек, который лазает под водой;
водопад-это вода, которая падает с горы;
водолей-это человек, который льёт воду;
водовоз-это человек, который возит воду;
водопой-это место, где животные пьют воду.
Динамическая пауза. Малоподвижная игра «Рыбка, стой». Употребление предлогов. Дети бегают на носочках, сложив ладошки, изображают рыбок. По команде педагога «Рыбка спряталась за камень» дети приседают.
-Куда спряталась рыбка? (рыбка спряталась за камень).
Аналогично: «рыбка спряталась под ракушкой», «рыбка спряталась около скалы», «рыбка спряталась в водорослях».
Анализ слов из трёх звуков, устанавливание причинно-следственных связей.
Педагог: А ты знаешь, Водяной, что всем нужна вода? (да). Ребята, назовите звуки по порядку в слове «сом» (с, о, м). Какая связь между рыбой «сом» и водой? (сом живёт в воде).
Аналогично: «мак», «рак», «дом», «сок», «суп».
Дети присаживаются на стулья.
5. Пересказ рассказа «Любопытный карасик». Выкладывание картинок по сюжету рассказа из спичек.
Водяной: -А я поймал рыбку
Живую, настоящую,
Золотую рыбку,
На солнышке блестящую.
-Тебе не жалко рыбку,
Живую, настоящую,
Золотую рыбку,
На солнышке блестящую
Её зовут карасиком,
Карасиком зовут,
Его, наверно, дома
Зовут, зовут, зовут.
И мама - карасиха
Наверно, сбилась с ног:
-Куда же он девался,
Карасик мой, сынок?
Водяной: жалко, я его отпустил обратно в воду.
-Ребята знают интересную историю про карасика, хочешь послушать, Водяной?
Рассказывание рассказа «Любопытный карасик».
Жили в реке разные рыбы: щука, сом, лещ и маленький карасик. Сам он был полосатый, а плавники красные. Он был веселый, добрый и очень любопытный. Карасик везде совал свой нос. Вот консервная банка на дне реки. Как она здесь очутилась? А вот осколок стекла. Откуда он взялся? А вот сапог. Что он здесь делает? Как-то раз плавал карасик, резвился и вдруг увидел детей, которые пришли на речку. Они собирались купаться. Карасик хотел закричать: «Не заходите в речку, ребята! Вы можете поранить ножки!» Но он не смог этого сделать, потому что был рыбой, а рыбы не разговаривают.
- Как вы думает, ребята, что было дальше? Придумайте продолжение рассказа.
7. Итог занятия. Прощание с водяным, дети рассказывают, что они сделали из спичек.