Магомедова Мадина
Конспект занятия с использованием ИКТ по изобразительной деятельности в старшей группе «Кубачинский народный промысел»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие на тему
«Кубачинский народный промысел»
Программное содержание:
Цель:
- Воспитание любви к родному краю через изобразительное искусство.
- Расширить знания обучающихся о народных художественных промысловых родного края.
- Повысить интерес к традициям народного искусства.
Задачи
Публикация «Конспект занятия с использованием ИКТ по изобразительной деятельности в старшей группе „Кубачинский народный промысел“» размещена в разделах
- Дагестан
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
-познакомить детей с традициями и обычаями даргинского народа;
-развивать интерес к кубинскому искусству;
-различать и называть элементы узоров кубачинских мастеров;
-закрепить знания национальностей народов Дагестана;
-воспитывать патриотические чувства детей, любовь к своей Родине;
-продолжать знакомить детей с родным краем, с увлечением и ремеслом прославленных аулов Дагестана;
-развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край.
Актуальность данной темы обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств в современном обществе. Знакомясь с народными промыслами своей малой Родины - мастерством умельцев и народным фольклором, то это позволит нашему подрастающему поколению почувствовать себя частью дагестанского народа, ощутить гордость за свой край, богатый славными традициями.
Материалы: иллюстрации гор, селения, изделия из меди, серебра, кувшины, подносы, кинжалы, даргинский костюм для девочки, глобус, проектор ИКТ, готовый материал для нанесения насечки, карандаши.
Предварительная работа: чтение рассказов, стихотворений о кубачинском народе, об их искусстве, рассматривание иллюстраций.
Организационный момент.
Дети под дагестанскую музыку в национальных костюмах заходят в зал и становятся в полу круг.
Слова приветствия:
Саллам Аллейкум дорогой друг.
Солнце светит всем вокруг
Улыбнись и станет веселей,
И мир вокруг станет добрей.
Воспитатель: Ребята! Мы с вами поздоровались друг с другом. Вы сегодня все очень красивые и нарядные.
Посмотрите, что я хочу вам сегодня показать (выносит глобус)
Вопросы детям: Что это? (глобус)
Что можно увидеть на глобусе? (нашу страну)
Как называется наша страна? (Россия) (слайд)
Это ребята, наша большая Родина
А как называется маленькая Родина (Дагестан) (слайд)
Как называется столица нашей республики (Махачкала) (слайд)
Воспитатель: Послушайте стихотворение и скажите о чем мы с вами будем говорить?
Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною. СПРОСИЛ Дагестан:
«Не край ли далекий тебе полюбился?»
На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил
- «Немало краев повидал я, но ты
По-прежнему самый любимый на свете!
Воспитатель: Про что это стихотворение? (про Дагестан)
Воспитатель: Кто написал это стихотворение? (Расул Гамзатов) (слайд)
Дети: Расул Гамзатов
Воспитатель: Правильно. Он знаменитый писатель нашей республики.
Ребята! А вы знаете стихи про Дагестан?
Дети: (да)
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворения про Дагестан, которые прочтут нам наши дети.
Ребенок 1: Мне ль тебе, Дагестан мой былинный….
Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,
Не молиться,
Тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?
Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!
Р. Гамзатов
Ребенок 2:
Мой Дагестан богат природой,
Чистой, красивой, родной.
Ты в мое сердце вселяешь отвагу,
И в то же время пленишь красотой.
Эти горные твои ущелья,
Мне из сердца прогоняют зной,
И знай, что в самое трудное время,
Дагестан мой — я буду с тобой.
Воспитатель: Ребята, не только дагестанские поэты воспевали и сочиняли стихи о нашем крае, но и русские.
Ребенок 3: Мой край», автор: В. Верхушина.
Если мне Россия мать, лучшая из стран!
Я могу отцом назвать – милый Дагестан!
Мой родной, любимый край, горы и леса.
Звонче над тобой звучат, птичьи голоса.
Здесь прекраснее рассвет, и в вечерний час,
Заката в мире краше нет, чем в краю у нас.
Живописные места-горы и каньон, шум прибоя Дагестан
Я в тебя влюблен!
Я горжусь, что я живу, в этом уголке,
Для меня мой Дагестан-лучший на земле!
Воспитатель: Ребята! Вы уже догадались о чем идет речь. (ответы детей)
Сегодняшнее занятие посвящено Дагестану.
Ребята, а какой юбилей отмечает республика в этом году?
Дети: Столетие Дагестана
Воспитатель: Дети хочу вам сообщить, что Дагестан самый большой многонациональный регион нашей страны. Перекресток культур, религий, цивилизаций.
Как вы думаете, почему Дагестан считаю многонациональным регионом? (ответы детей)
Дети: Потому что, в Дагестане проживаю люди разных национальностей.
Воспитатель: Какие национальности нашей республики вы знаете?
Дети: Аварцы, кумыки, лезгины, даргинцы, чеченцы, рутульцы и т. д.
Воспитатель: Ребята! Вы наверное уже устали сидеть, давайте поиграем Дагестанскую игру «Ой-райда»
Играют все дети.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Все дети стоят у центральной стены. С началом попевки идут вперед к “Ловишке”, сидящему на стульчике на противоположной стороне зала. Дети двигаются в ритме лезгинке.
Попевка.
1. Ой-ра, ой-ра, ой рай-да!
Не догнать нас никогда!
2. Мы быстрее ослика,
жеребенка, козлика!
3. В горку мы бежим бегом,
А уж, с горки кувырком.
4. Раз, два, три (пауза)
Ты ловишка нас лови!
Закончив попевку на 3-м куплете, дети останавливаются перед “спящим” ловишкой. Четвертый куплет поют стоя и на последнем слоге слова “ло-ви!” дети хлопают в ладони и быстро убегают. “Ловишка” старается догнать кого-нибудь из детей и осалить их.
С древних времен Дагестан известен как что? «Страна гор», «Гора языков».
На склонах гор лепятся аулы, каждый аул Дагестана чем-нибудь славится (слайд гор).
Какие аулы (села) Дагестана вы знаете?
Дети: Балхар, Кубачи, Унцукуль, Табасаран, Хунзах, Кумух, Халимбекаул и тд.
Воспитатель: Вот мы и вспомнили нашу республику.
Сейчас хочу вам показать видеоролик, где вы увидите самые красивые места в нашем родном крае и села прославившиеся своим ремеслом (слайд).
А остановимся мы сегодня именно на селении Кубачи, их промысле, обычаях и традиции (слайд).
Воспитатель: Ребята давайте я вас познакомлю с девочкой – из с. Кубачи.
Появляется девочка кубачинка (под музыку)
Кубачинская красавица!
С десятью колечками,
С жемчужными ожерельем,
С шелковыми косами,
С красивой обувью.
В шелковом одеянии,
С неленяющим платком,
С парчовой чухтой,
С карманами из серебра.
Кубачинка : Ассаламу Аллейкум!
Дети: Ва аллейкум Ассалам!
Воспитатель: Ребята! В давние времена наши пробабушки ходили как настоящие горянки в национальных костюмах.
Как вы думаете, люди какой народности надевают вот такой красивый наряд?
Дети: Кубачинцы
Ребята! Наша девочка- Кубачинка приглашает нас в музей искусства Кубачи и хочет познакомить с их обрядами и традициями.
Кубачинка : Пойдемте со мной в наш музей искусства.
Посмотрите, какие здесь изделия. Тут кинжалы, тут кувшины, браслеты, кулоны, пояса.
Воспитатель: Вот такие кувшины изготавливали мастера, злотокузнецы (злотокузнецы –это те, кто занимается изготовлением и ремонтов ювелирных изделий из золота и серебра)
Если внимательно разглядеть эти изделия, можно увидеть, что на них нанесены узоры. Что напоминают вам эти узоры?
Дети: Зверей, птиц, горы, волны, цветы, веточки.
Воспитатель: Все эти изделия изготавливают в художественной мастерской, трудятся здесь не только мужчины злотокузнецы, но и женщины. Они также наносят узоры на кольца, браслеты, пояса.
Еще они вышивали красивые платки, которые в кубачах называют Казы (повтор с детьми)
Вот такие красивые Казы девушки надевали на различные торжества
Например: на свадьбы, а самый красивый платок одевали на голову невесте и по традиции невеста с подружками идет к роднику за водой, чтобы ее жизнь была такой же чистой как родниковая вода (слайд девочка идет к родинку в платке)
Девочка кубачинка :
Тайну кубачинского искусства.
Не ищите в нитках серебра,
Носят тайну этого искусства
Сердца кубачинца мастера
Воспитатель: Ну, вот ребята, мы и познакомились с традициями и искусством Кубачи. Давайте попрощаемся с девочкой и скажем спасибо за приглашение.
Воспитатель: Дети мы с вами увидели много работ мастеров. Давайте мы с вами сами станем мастерами. Я предлагаю вам нанести узоры на браслеты и кинжалы.
Для начала проведем пальчиковую гимнастику «Мы трудимся»
Рано утром дружно встанем, все трудиться мы пойдем (шагают,
Слышат днем все тук да тук, раздается звонкий стук (стучат кулачками).
Молоточки все стучат, домик строим для ребят (изображают домик,
Нас всех дружба созывает, и весь народ объединяет (соединяют пальцы рук).
Практическая часть:
Дети рассматривают все изделия и выбирают наиболее выразительные и создают свой музей группы.
Воспитатель: Ребята мы эти изделия выставим в группе и создадим свой мини музей национальный изделий Дагестана.
Рефлексия:
Дети, про что мы сегодня говорили? (про Дагестан)
Дагестан это какая Родина? (малая)
Какие национальности есть в Дагестане? (ответы детей)
А какие села вы знаете?
О каком селе мы говорили? (ответы детей)
Чем занимались Кубачи?
Вам понравилось наше занятие и что больше всего вам понравилось?
Спасибо всем.