Светлана Баулина
Конспект интегрированного занятия — путешествия в старшей группе «Музеи Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»
Конспект интегрированного занятия – путешествия
в старшей группе с использованием компьютерной презентации
(для воспитателей района)
Подготовила: Баулина С. Н. воспитатель высшей категории
2015 г.
Цель:
Публикация «Конспект интегрированного занятия — путешествия в старшей группе „Музеи Мордовии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, истории родного края, развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка,
Дать представление о значимости культурного наследия в формировании личности.
Задачи:
Обучающие – Познание истории и культуры родного края, достопримечательностей Мордовии, восприятие произведений живописи, скульптуры. Иметь представление о портрете, о жанрах произведений искусства. Приобщение к литературному народному творчеству. Овладение основами рисования элементов мордовского узора. Приобщение детей к миру компьютерных технологий.
Развивающие: Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка, основ эстетического вкуса, чуткости к красоте произведений искусств, развитие эмоциональных проявлений (страх, радость, спокойствие, удивление). Способствовать развитию познавательных, коммуникативных, социальных навыков с применением ИКТ.
Воспитательные: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, гордости за свой народ.
Материал:
Презентация «Экскурсия по виртуальному музею», дидактическая игра «Сложи узор», картинки-иллюстрации к сказке «Лиса и медведь».
Воспитатель. - Какой сегодня на мне костюм? (мордовский)
А если я пришла в мордовском костюме, значит, что мы будем делать? О чём будем говорить? (о Мордовии)
Но не просто поговорим, а отправимся на экскурсию по виртуальному музею Мордовии.
Усаживайтесь поудобнее, и наше путешествие начинается.
Слайд1 (на экране появляются символические изображения четырё х залов: «Достопримечательности»- (Кафедральный Собор Ушакова, Памятник А. С. Пушкину, Парк им. Пушкина)
«Мордовские народные сказки» (персонажи)
«Изобразительное искусство» - (Работы скульптора С. Эрьзи, Ф. Сычкова)
«Декоративно-прикладное искусство» (предметы старины)
-Итак, пройдемте в первый зал нашего виртуального музея «Достопримечательности Мордовии».
Слайд 2 (На экране появляются изображения осн. достопримечательностей - Храм, Скульптура Пушкина, театр, спортивные сооружения)
В. -Перед нами достопримечательности г. Саранска и Мордовии.
Слайд 3 Собор
В. -Кто узнал, что это? (Храм) – Правильно, Кафедральный собор Ушакова – это визитная карточка нашего Саранска и всей Мордовии.
Слайд 4 Театр
В. – Кто узнал эту достопримечательность? (театр)
Слайд 5 Детский сад
В. - Кто узнал что это? Да, для нас наш детский сад тоже достопримечательность нашего посёлка.
Слайд 6 Парк культуры и отдыха
В. -Следующей достопримечательностью является…Да, это парк, излюбленное место семейного отдыха. Поднимите руки, кто был в парке.
- Что интересного видели там?
- Что больше всего понравилось?
- А ещё об одном объекте попросим рассказать нашего экскурсовода.
Слайд 7 Памятник Пушкину
(Выходит ребёнок и рассказывает)
Ребёнок - Мы живём в Мордовии и гордимся, что у нас есть памятник А. С. Пушкина, великого русского поэта и писателя. Находится он на фонтанном спуске по дороге в городской парк культуры и отдыха. Сделал его скульптор Филатов
В. Спасибо нашему экскурсоводу
В. –Пушкин написал много сказок для детей. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (Сказка о рыбаке и рыбке», Сказка о золотом петушке»)
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
В. – И от Пушкина мы перейдём во второй зал музея «Народные сказки»
(под музыку перемещаемся в следующий зал виртуального музея)
Слайд 8 «Сказки»
-Мы попали в мир сказок. Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки? (сказки бывают про животных, волшебные)
Слайд 9 «Указатели»
Направо пойдём – мордовские сказки услышим, налево пойдём – татарские, прямо – русские.
- Так как мы сегодня говорим о Мордовии, то и отправимся мы направо.
(Выбираем направление)
В. - Мы с вами в стране мордовских сказок. Отгадайте загадку:
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней,
Пышный хвост - её краса,
Этот зверь лесной (лиса)
-. Про лису немало сложено сказок. Вспомните названия некоторых сказок, где персонажем является лиса. (Лиса и заяц, Лисичка со скалочкой)
-Где можно встретить изображение лисы в нашей республике? (на гербе, скульптуры в парке, на улицах Саранска.) Считается, что лиса приносит счастье и покой в дом.
-А хотите послушать сказку про одну очень хитрую лисичку?
- Тогда слово нашему следующему экскурсоводу.
(ребёнок рассказывает мордовскую народную сказку «Лиса и медведь» и показывает картинки – иллюстрации.)
В-Спасибо нашей сказительнице. Понравилась вам сказка? А на какую русскую народную сказку похожа эта? (на сказку «Мужик и медведь»)
В. - Со сказкой надо дружить
А в жизни не тужить.
В. - Добро пожаловать в следующий зал
Слайд10 «Портреты С. Эрьзи и Сычкова»
– Это зал изобразительного искусства, где находятся лучшие работы мордовских, русских художников и скульпторов.
Слайд 11 «Портрет С. Эрьзи»
- Кто это? (Эрьзя)
- Чем он знаменит? (он делает скульптуры)
Слайд 11. Работы Эрьзи 2-3
В. -Может быть кто- нибудь догадался, из чего сделаны эти скульптуры? (из дерева, из камня)
-Если присмотреться к работам мастера, то можно увидеть, сколько сил и труда надо было скульптору, чтобы из глыбы камня или куска дерева сделать такое произведение.
Слайд12. Работа «Мужество»
В. –Эта скульптура называется «Мужество»
-А как вы думаете, что означает слово мужество? Какой это человек? (храбрый, смелый)
Слайд 13. Автопортрет «Тоска»
-А эта работа называется «Тоска»
В. –Скульптор в своих работах передаёт настроение, характер людей мимикой, жестами.
Слайд13. Работа «Голова женщины»
В. – А как можно назвать эту скульптуру? (радость, счастье)
Динамическая пауза под музыку.
В. -Ребята, мимикой изобразите грусть, страх, радость, удивление.
Садятся на стулья
В. – А сейчас обратите внимание на этот портрет
Слайд 14. Портрет Сычкова
В. – Кто узнал эту знаменитость? (Ф. Сычков) Да, это автопортрет художника. А что такое автопортрет? Это когда художник рисует сам себя. Чем прославился художник?
Слайд15. «Картина «Школьница-отличница»»
В. - Как называется эта картина? К какому жанру относится эта картина? (это портрет)
- Как вы думаете, какие оценки в школе получает эта девочка?
-Какое у неё настроение? (хорошее, радостное)
-Современная или старинная жизнь показана на картине? (старинная)
-Как вы догадались? (потому что одеты в мордовские одежды)
- А сейчас так люди одеваются? (нет)
-Только в мордовской деревне на празднике можно встретить людей, одетых в такие красивые одежды.
И ещё можно увидеть красоту мордовского костюма в следующем зале музея - в зале декоративно-прикладного искусства. Куда я вас и приглашаю.
Слайд 16. Мордовский костюм, посуда
В. В этом зале представлены коллекции мордовского костюма, старинных украшений, крестьянской посуды.
Слайд 17. Вышивальщица за работой
В. -Это вышивальщица. Что она делает? (вышивает)
-Где можно увидеть мордовскую вышивку? (на платье, на скатертях, на занавесках)
-Для чего вышивают? (чтобы было красиво)
Что необходимо для того, чтобы вышивка получилась красивой, неповторимой, яркой? (разноцветные нитки, иголки, бисер, монетки)
-В основе мордовской вышивки лежит геометрический орнамент
-Какие элементы мордовского узора вы знаете? (крест, галочка, ступеньки, ромб, восьмиконечная звезда)
А сейчас поиграем в игру, которая называется «Сложи узор»
Воспитатель показывает образец росписи и предлагает одной группе детей собрать такой же узор из отдельных элементов и назвать роспись. И т. д.
(Узоры хохломы, дымковской и мордовской росписи)
(Дети собирают пазлы на паласе по группам.)
-Какие цвета можно встретить в мордовском орнаменте? (красный, черный, белый, желтый, синий)
- А основные цвета? (красный, белый, чёрный)
-Мы поговорили о разных узорах. И я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-определения к слову узор»
- Узор какой? (красный, красивый, нарядный, замечательный и т. д.)
- А сейчас мы с вами отправимся в нашу мастерскую, где вы можете проявить своё мастерство в росписи мордовской одежды.
Дети выбирают по желанию предметы одежды и украшают мордовскими узорами по образцам.
По окончанию работы рисунки выставляются.
Итог.
В. - Где мы были?
- Кого видели в нашем музее?
- Что понравилось?
В. – Вот и закончилось наша экскурсия по виртуальному музею. Всем спасибо!
Литература:
• «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
• «Детский сад от А до Я» - журнал №4, 2010
• «Валдоня» - программа и методические рекомендации
• Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 1990.
• «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин
• «Федот Васильевич Сычков – художник радости» - Н, Осянина, изд. Фонд «Открытая Мордовия, 2010, Саранск.
• С. Д. Эрьзя. Альбом. Автор-составитель М. Н. Баранова. Изд. 2-е. Саранск, 1989;
• Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995