Ирина Иванова
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в мир народной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 97 дошкольное отделение 3
Конспект интегрированного занятия в средней группе
«Путешествие в мир народных игрушек»
Подготовила: Иванова И. А.
Воспитатель группы № 5 «Степашки»
Москва, 2022
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Путешествие в мир народной игрушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Тема: «Путешествие в мир народных игрушек».
Цель: закрепление знаний о народном творчестве.
Задачи:
- прививать любовь к традиционной русской культуре, к России и ее истории;
- развивать внимание, мышление, продуктивную деятельность детей;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать умение классифицировать и группировать предметы по форме и цвету
-закреплять умение отличать хохломскую, дымковскую и гжельскую роспись
Материалы для работы:
- картинки с изображением предметов декоративно- прикладного искусства;
- предметы декоративно-прикладного искусства – матрешка, обрядовые куклы, кукла в русском сарафане.
- 3 силуэта матрешки (гжель, хохлома, дымка, с формами треугольника, овала, круга;
- баночки для клея, кисточки, геометрические фигуры на всех детей (овал, круг, треугольник, салфетки.
Интеграция образовательных областей:
- социализация;
- художественная литература (загадки);
- ФЭМП;
- познавательно-исследовательская;
- художественное творчество (аппликация);
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, знакомство с русскими народными росписями, экскурсия в мини-музей декоративно-прикладного искусства.
НОД
Организационный момент:
В: ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю!
Д: здравствуйте гости дорогие (низкий поклон)
В: сегодня я хочу предложить вам отправиться в мир народной игрушки, все готовы? – ответы детей
- Предлагаю вам отправиться в путь на лошадках, согласны?
Дети встают за воспитателем, вытягивая руки прямо перед грудью, изображая хват за поводья, и подскоком друг за другом двигаются по группе, цокая языком.
Первая станция: «Народное творчество» (хохломская роспись, дымковская, гжель, матрешки и другие народные игрушки)
В: ребята, какие виды народного творчества здесь представлены?
Ответы детей.
В: а что мы о них знаем, как они создавались?
Ответы детей.
В: Столетиями на Руси стояли деревушки, с маленькими избами, колодцами огородами (показ фото). Жители этих деревень работали в поле – работа была очень сложной. Игрушек и магазинов тогда не было, и люди создавали для себя радость и красоту своими руками: украшали фасады домов красивой росписью, деревянную посуду разными красивыми узорами, делали куколок из ткани и соломы, вкладывая в них частичку души и тепла (показ игрушки).
В: ребята, хочу предложить вам отгадать несколько загадок о разных народных росписях и игрушках.
1.) Дать могу одну подсказку, хватит вам ее вполне:
Все мои сестренки сразу помещаются во мне
(Матрешка)
2.) Расписные коньки, разноцветные индюки,
Барышни румяные и гусары бравые -
Играй вдоволь, да смотри только нас не урони.
(Дымковская игрушка)
3.) Эта роспись- просто чудо!
Голубая вся посуда,
Роспись с синим завитком, манит русским васильком.
(Гжель)
4.) Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке.
(Хохлома)
В: предлагаю продолжить наш путь, садимся на своих лошадок и продолжаем путь. (Цок-цок-цок)
Вторая станция: «Театр фигур»
Из-за ширмы показывается кукла в народном костюме (за ширмой лежат геометрические фигуры - желтый треугольник, синий овал, красный круг)
Кукла:
Здравствуйте, детишки, я вас очень ждала! Я узнала, что вы хорошо отгадываете загадки и очень любите это делать!
Ответы детей.
К: Загадки у меня математические
1.) Нет углов у меня и похож на блюдце я!
На медаль и на блинок, да на осиновый листок.
(Круг)
2.) Три мои стороны могут быть разной длины!
Где угол получается, стороны встречаются,
Что же вышло ты скажи, ведь углов тоже три!
(Треугольник)
3.) Он похож на яйцо или на твое лицо,
Вот такая вот окружность, очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал, получился вдруг …
(Овал)
К: какие вы умные ребята, отгадали все мои загадки, вот вам за это фигуры, каждому по одной, вам они еще пригодятся.
Дети забирают фигуры, благодарят и кланяются кукле в знак благодарности.
Прощаются с куклой и отправляются дальше.
В: отправляемся к следующей, заключительной станции.
Третья станция «Станция мастеров»
Дети садятся вокруг столов (на трех соединенных столах лежат большие силуэты матрешек с расписанными платочками (гжель, хохлома, дымка).
В: ребята, теперь я хочу напомнить вам о такой народной игрушке, как Матрешка (показ) и рассказать историю ее появления.
Родилась эта красавица в Московской игрушечной мастерской «Детское воспитание». Игрушки там создавали народные мастера-умельцы. Сначала это были этнографические куклы, одетые в костюмы разных регионов России (показ фото). И вот однажды Василий Звездочкин- токарь по образованию, увидел «подходящую чурку» и выточил ее по форме монашенки (показ фото). А украсил и раскрасил эту куклу Сергей Малютин. Он изобразил ее чернобровой красавицей петухом в руках. Днем рождения этой куклы считается апрель 1900 года, тогда она получила бронзовую медаль на Парижской выставке.
В: а теперь ребята, я предлагаю вам украсить наших матрешек, для этого на столах у нас есть кисточки, клей и салфетки. Геометрические фигуры, которые вы получили от нашей куклы вы должны приклеить нашим матрешкам на платье. На платье матрешки с гжелью, синий овал, на матрешку с хохломской росписью красный круг, а на третью с платком в стиле дымковской росписи желтый треугольник.
Рефлексия
В: ребята, давайте покажем нашим гостям какие замечательные матрешки у нас получились!
В: Вы большие молодцы, ребята, хорошо поработали!
И пришла пора прощаться с нашими гостями, поклонимся, по старому русскому обычаю и скажем им спасибо!