Юлия Анатольевна Марченко
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Остаются птицы с нами зимовать»
▼ Скачать + Заказать документы
Остаются птицы с нами зимовать
Автор: Марченко Ю. А., воспитатель МДОУ «Ясли-сад №165 г. Донецка»
Программное содержание:
- расширить представление детей о сезонных изменениях в природе в осенний период; закрепить знания о поведении зимующих птиц, расширить словарный запас детей на тему «Зимующие птицы», упражнять в согласовании предлогов с существительными, в назывании диких животных; упражнять в пересказе русской народной сказки «Репка» с помощью условных обозначений; закрепить приемы сравнения геометрических фигур (прямоугольников);
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе „Остаются птицы с нами зимовать“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- развивать речевую активность, инициативность при организации работы в парах; развивать мелкую моторику кисти рук; развивать фонематический слух и артикуляционный аппарат;
- воспитывать любовь к природе, чувство сопереживания по отношению к оставшимся зимовать птицам; воспитывать умение согласовывать свои действия с партнёром по совместной деятельности.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Кукла «Каркуша», плоскостное изображение воробьёв, фланелеграф, дидактическая картина «Звери готовятся к зиме», указка «Ветерок» с различными эмоциями.
Раздаточный: фланелиграфы, куски шерстяных ниток разной длины, прямоугольники (по 6 шт.) разной величины; различный бросовый материал- пуговицы, ленты, камешки, брусочки деревянные в тарелке.
Ход занятия.
Дети стоят «стайкой» на ковре и приветствуют гостей.
1. Игра рабочего настроения:
Воспитатель: Мы с вами настоящие друзья и сегодня мы будем помогать друг другу. Я предлагаю показать, что даже наши пальчики умеют дружить. Станем в круг и подадим друг другу самые маленькие пальчики - мизинчики.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Им сейчас помогут маленькие пальчики.
Вот мизинчик молодец
Подружил нас – удалец.
2. Пальчиковая гимнастика «Волшебное пианино».
Воспитатель: А вы готовы сегодня пригласить нового гостя? Тогда приготовьте волшебное пианино. Откройте его, и пусть зазвучит прекрасная музыка.
(Дети имитируют игру на пианино) Звучит аудио запись полонеза Б. Огинского.
3. Сюрпризный момент
Под звуки музыки появляется печальный Каркуша (игрушка в руках воспитателя).
Каркуша: Здравствуйте ребята. Меня зовут Каркуша, я такой печальный.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этого вороненка, как вы думаете, что могло так огорчить Каркушу?
( Варианты ответов: Возможно, его кто-то обидел. Может быть, у него что-то болит. Может быть, он не может найти друзей ит. д.)
Воспитатель: Каркуша, ребята угадали? Что у тебя случилось?
Каркуша: Я думаю, что я в лесу остался один. Все куда-то спрятались, а птицы почему-то улетели.
Воспитатель: Дети, а вы как думаете, почему и куда улетели птицы? Почему это происходит именно сейчас?
( Варианты ответов: Сейчас осень и многие птицы улетают на юг. Животные готовятся к зимовью. Зимующие птицы остаются зимовать.)
Воспитатель: Назовите птиц, которые останутся зимовать.
4. Физкультминутка «Тропинка в лесу»
Воспитатель: Я предлагаю сейчас отправиться в лес и помочь Каркуше найти друзей.
(Под ритмичную музыку дети движутся по краю ковра, имитируя движение животных: лисы, медведя, зайца, ежа)
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. А здесь многие лесные жители действительно спрятались. Поможем Каркуше найти друзей.
5. Решение проблемной ситуации «Где спрятались лесные жители?»
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину. Какие звери и птицы спрятались?
( Варианты ответов: Лисица в норе. Дятел на березе. Ёж под елью. Заяц за пеньком. Мышь за деревом.) Мышка очень хотела спрятаться в свою норку. Давайте поможем мышке открыть норку.
6. Артикуляционная гимнастика «Мышка в норке».
1. Норка открывается. (Широко открыть рот);
2. Мышка выглядывает из норки. (Рот широко открыт, язык вытянуть вперд);
3. Мышка слизывает варенье. (Язык вытянуть вперед –вверх к верхней губе);
4. Мышка улыбается (Губы сомкнуты, удерживаются в улыбке пять счетов);
5. Мышка убирает в норке. (Губы сомкнуты, язык выполняет круговые, вращательные движения в полости рта)
Воспитатель: А вот и твои друзья Каркуша - это воробьи. Они тоже будут зимовать. Одного зовут Веселунчик, а другого Грустишка. Я предлагаю помочь воробьям собраться в стаи. Вот и билеты, по которым мы соберемся в стаи. Разложить билеты для всех нам поможет разбросать ветер. Но где он?
7. Дыхательное упражнение «Ветер»
Воспитатель: Помогите ветру, он совсем ослаб. Сделайте губы бубликом, зубы заборчиком и, не надувая щек, произнесем на выдохе звук [ш]. (Дети произносят звук)
Вы так старались, что поднялся сильный ветер и теперь его надо успокоить. Как же нам это сделать? Расскажем об этом в стихотворении.
8. Психогимнастика «Мы помогаем ветру»
Удивились все ребята, Показ эмоции «удивление»
Что-то ветру рановато
Злиться, хмуриться, пугать, Дети хмурятся,
Злому по небу летать. Показ эмоций «злость, гнев»
И задумались мы все - Показ задумчивого
Как же нам помочь тебе? выражения лица.
Вот! Придумали! Ура! Показ эмоций «радость,
Тебе поможет детвора! восторг»
Нужно к небу потянуться Руки вверх, поворот к
И друг другу улыбнуться. Товарищу с улыбкой.
9. Игра – разминка «Собираемся в стайки»
Воспитатель: Молодцы! Ветер вас благодарит. Он разбросал билетики, по которым вы можете собраться в стайки. В зависимости от того, какой билетик вам достанется в ту команду-стайку вы и придете. Если на билете изображено веселое выражение лица, то вы идете в команду Веселунчика, а если грустное, то в команду Грустишки.
(Дети собираются в команды вокруг обручей.)
10. Упражнение на эмоциональное развитие «Грустно – весело»
Воспитатель: А теперь проверим, на сколько, вы дружные ребята. Вот вам задание проговорите слова «чив-чив» с тем настроением, которое было у вас нарисовано на билете.
(Дети в команде Грустишки проговаривают слова «чив-чив» грустно, в команде Веселунчика - весело.)
Воспитатель: Когда я слышу осенью, как печально чирикают воробьи, то в их чириканье я слышу: «Ох, зама холодная наступает». А когда чирикают воробьи весело, то мне кажется, что они говорят: «Не стоит грустить! Летим поближе к человеческому жилью!». Смотрите, Каркуша, воробьи:
Вон стоит дом и живет там кто-то в нем.
Летим туда. Садитесь за столы, детвора.
(На фланелеграфе расположен плоскостной дом, изображение репки и деда).
11. Работа с раздаточным материалом и фланелеграфом «Собери сказку».
Воспитатель: Ребята, в какую сказку прилетели воробьи? Да, это сказка «Репка».
Каркуша: Интересное название сказки. Вот бы узнать про что она, и какие герои. Перед вами лежат фланелеграфы, вот на них мы и расположим героев сказки, мы заменим их прямоугольниками, которые отличаются друг от друга по размеру. Но вначале разложим на фланелеграфе шерстяные ниточки: длинная будет огородом – раскладываем нитку так, что бы было видно, где же расположен огород. Как вы думаете. Как с помощью короткой нитки изобразить репку? Правильно – можно выложить из нитки круг. Какой персонаж в сказке появляется самым первым? (Дед) Выберите для обозначения этого персонажа соответствующий прямоугольник, почему вы выбрали именно эту фигуру? (Прямоугольник самого большого размера). Какой персонаж появится следующий? Каким прямоугольником мы его изобразим? Для уточнения размера наложите сравниваемые фигуры друг на друга. Какие персонажи появлялись следующими?
12. Пересказ сказки «Репка»
Дети называют персонажей, описывают их действия и выбираю прямоугольник соответствующего размера, который выкладывают на фланелеграфе по порядку.
13. Творческое задание в парах «Собираем кормушку».
Каркуша: Спасибо ребята за интересную сказку. Вы меня порадовали!
Воспитатель: А теперь, давайте поможем нашим пернатым гостям и выполним задание вместе с товарищем в паре. Выложите на вашем фланелеграфе из ниток кормушку. Перед вами в тарелках различный материал. Договоритесь с товарищем, и выложите из этого материала угощение для птиц. (Дети выкладывают силуэт кормушки и различное угощение - веточку с ягодами, изображение зерен).
Каркуша и воробьи «подлетают» к работам детей и оценивают их.
14. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня вы были настоящими помощниками и спасателями.
Кому сегодня вы смогли помочь? С какими трудностями вы столкнулись? Что особенно понравилось вам? Вы молодцы! Я надеюсь, что когда придет зима, вы сможете помочь, оставшимся с нами на зиму птицам, перезимовать.
Литература.
1. Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013.
2. Калиниченко, С. А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Учебно-методическое пособие / С. А. Калиниченко. - М. : Владос, 2015.
3. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С. И. Карпова. - СПб. : Речь, 2012.