Луиза Султанова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Канашевский детский сад №9 «Золотой ключик»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи
в подготовительной группе
Тема: «Зимушка-зима»
Подготовила : воспитатель
подготовительной группы
Султанова Л. Г.
Программное содержание:
Цель: Повышение качества речевого развития у детей.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- закрепить представления детей о зиме и активизировать словарь детей по теме «Зима»;
- расширять представления детей о свойствах снега и льда.
- развивать умение подбирать слова-родственники к заданному слову.
- развивать умение детей составлять рассказ при помощи мнемотаблицы.
- развивать умение детей рисовать короткие штрихи и линии концом кисточки.
Развивающие задачи :
- продолжать развивать у детей длительный плавный выдох, мелкую и общую моторику и координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
- воспитывать отзывчивость и эмоциональный отклик на просьбу о помощи.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Музыкальное;
Художественно-эстетическое развитие; Речевое развитие; Физическое развитие.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о зиме, её признаках, изменениях в природе.
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением холодного времени года.
Чтение художественной литературы. Наблюдение на прогулке за явлениями природы. Загадывание загадок о зиме. Разучивание пальчиковой гимнастики, самомассажа. Разучивание стихотворений и составление рассказа при помощи мнемотаблиц.
Словарная работа:
Лед, снег, метель, вьюга, ветер, снежинки, снегопад, сугроб, снеговик, снегурок, снежки, снегири, мороз, пушистый, гладкий, рыхлый, плотный, мягкий, твердый, прозрачный, зимушка-зима, зимовье, зимний.
Оборудование:
Магнитофон, диск с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», конверт с письмом, сундучок, поднос со снегом, поднос со льдом, салфетки бумажные и влажные по количеству детей, снежинки с заданиями, пластиковые бутылочки с соломинками, магнитная доска с сюжетными картинками по теме «Зима» мнемотаблица, белая гуашь, зеркала, кисточки, подставки для кисточек по количеству детей.
Организационный момент.
(Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания).
Звучит аудиозапись «Зимнее утро» П. И. Чайковского.
Дети проходят в группу, встают на ковер.
Воспитатель: На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца горит
Разноцветным огнем.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из- под черных кудрей…
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
И. Никитин
Воспитатель:
- Ребята, о каком времени года это стихотворение?
- А какое сейчас время года? - какое сегодня число? Месяц? День недели?
Дети: -Зима. Первое декабря. Четверг.
В: - А давайте мы отметим это на календаре. (Ребенок вставляет соответствующие карточки)
В: - Назовите зимние месяцы.
Д: - Декабрь, январь, февраль.
В: - Молодцы!
Стук в дверь, приносят посылку с письмом от Зимушки зимы.
Дорогие ребята!
«Я Зимушка-Зима не могу полностью вступить в свои права, и прошу вас освободить меня от злого волшебника. Если выполните задания, которые приготовил вам злой волшебник, то чары его исчезнут, и я приду к вам снежная, морозная со всеми своими зимними забавами и с Новогодним праздником! А задания лежат в сундучке!
Чтобы открыть его произнесите заклинание! – Чек, чек, чек открывайся сундучок!
Воспитатель: -Ребята, поможем Зиме, освободим её от злого волшебника?
Дети: -Да!
В: Давайте все вместе произнесем заклинание!
– Чек, чек, чек открывайся сундучок! (Задания написаны на снежинках)
1-Ребята, вот и первое задание. «Сравни и расскажи».
(На столе стоят два подноса со снегом и льдом).
(Составление предложений с противопоставлением).
Воспитатель: - Ребята, что стоит у вас на столе?
Снег и лед – их появление связано с наступлением зимы.
Сравните их и расскажите об этом.
-Снег мягкий, а лёд твердый.
-Снег пушистый, а лёд гладкий.
-Снег белый, а лёд прозрачный.
-Снег рыхлый, а лед плотный.
-Снег легкий, а лед тяжелый.
-А как вы думаете, что быстрее растает? (ответы детей)
-Снег тает быстрее, а лёд медленнее.
-Молодцы.
Дети вытирают руки салфетками.
- Ребята, наши пальчики замерзли, давайте их согреем. Сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.
В: Следующее задание! – Чек, чек, чек открывайся сундучок!
2 - задание. «Закончи стихотворение».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые… (снежинки)
На поселки, на лужок
Все снижается (снежок)
Вот веселье для ребят
Все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик,
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка-
Это девочка… (снегурка)
На снегу-то посмотри-
С красной грудкой… (снегири)
3 - Задание Составить рассказ по мнемотаблице.
А сейчас посмотрите внимательно на эту картину (ставлю на мольберт мнемотаблицу “Зимние забавы”).
Мы с вами уже составляли рассказы по таким картинам, они всегда получаются очень интересные и разные! Давайте сначала я расскажу вам свою историю!
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.
Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Дети, а сейчас вы составите самостоятельно небольшие рассказы по этой картине. Вы можете выбрать понравившийся вам сюжет, можете дать имена детям, о которых будете рассказывать. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным. (Рассказывают 2 - 3 ребенка).
- А вот и четвертое задание: Упражнение «Вьюга». Формирование направленной воздушной струи)
-Ребята, отгадайте загадку.
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Дети: - Вьюга.
Воспитатель: - Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щёк. Вот так.
Воспитатель показывает, как правильно выполнять упражнение.
Раздать детям пластиковые бутылки, наполненные тертым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.
Включается музыкальное сопровождение «Вьюга».
Выполняется детьми 3-4 раза.
Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы! Вы так хорошо потрудились, все задания выполнили и волшебный сундучок опустел. Теперь уже точно к нам придет «Зимушка зима»
В: Волшебница Зима очень любит рисовать своей волшебной кисточкой. И рисует она не на белых листочках, а на окнах, на своих серебристых, волшебных зеркалах.
А вы хотели бы нарисовать? Тогда давайте нарисуем ей подарки снежинки. Проходите за столы. Рисовать мы будем белой гуашью на зеркале? И я научу вас рисовать волшебное зимнее чудо – снежинку. (Показываю зеркала, на которых нарисованы образцы снежинок от креста, от галочки). Чтобы нарисовать снежинку на зеркале, нужно обмакнуть кисточку в гуашь, а лишнюю убрать о край баночки, рисуем кончиком кисточки, легко, не нажимая на неё. Проводим лучики. Снежинку можно рисовать 3 способами: от точки, от крестика, от галочки. Посмотрите, как. (Показ). Вы заметили, кисточку я в воде не мочила. Только по окончании работы её можно промыть.
Возьмите кисточки, наберите гуашь и нарисуйте свои необычные, лёгкие, белые, воздушные, красивые снежинки любым способом.
Во время работы детей звучит музыка). Индивидуальная работа с детьми.
В: Вы сегодня хорошо занимались.
Рисовали необычные, волшебные снежинки. На этом волшебном чуде мы заканчиваем занятие. Я думаю, что Зима будет очень довольна, что мы ей помогли. Зеркала пусть у нас лежат на столах, подсохнет краска, полюбуются нашими работами гости. А затем мы с вами устроим выставку в группе для родителей, пусть и они увидят ваше волшебное зимнее чудо – снежинки.
Итог занятия
- Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии? (о зиме). -Что мы делали? (Выполняли задания). - Что Вам понравилось? (Ответы детей)
Давайте поблагодарим наших гостей, что они к нам в гости пришли и попрощаемся с ними. (Дети говорят «до свидания»). Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс снежинок»
Приложение:
2 - задание. «Закончи стихотворение».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые… (снежинки)
На поселки, на лужок
Все снижается (снежок)
Вот веселье для ребят
Все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик,
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка-
Это девочка… (снегурка)
На снегу-то посмотри-
С красной грудкой… (снегири)
1-Ребята, вот и первое задание. «Сравни и расскажи».
(На столе стоят два подноса со снегом и льдом).
(Составление предложений с противпоставлением).
Воспитатель: - Ребята, что стоит у вас на столе?
Снег и лед – их появление связано с наступлением зимы.
Сравните их и расскажите об этом.
-Снег мягкий, а лёд твердый.
-Снег пушистый, а лёд гладкий.
-Снег белый, а лёд прозрачный.
-Снег рыхлый, а лед плотный.
-Снег легкий, а лед тяжелый.
-А как вы думаете, что быстрее растает? (ответы детей)
-Снег тает быстрее, а лёд медленнее.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.
В: Следующее задание! – Чек, чек, чек открывайся сундучок!
3 - Задание Составить рассказ по мнемотаблице.
А сейчас посмотрите внимательно на эту картину (ставлю на мольберт мнемотаблицу “Зимние забавы”).
Мы с вами уже составляли рассказы по таким картинам, они всегда получаются очень интересные и разные! Давайте сначала я расскажу вам свою историю!
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.
Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Дети, а сейчас вы составите самостоятельно небольшие рассказы по этой картине. Вы можете выбрать понравившийся вам сюжет, можете дать имена детям, о которых будете рассказывать. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным. (Рассказывают 2 - 3 ребенка).
- А вот и четвертое задание: Упражнение «Вьюга». Формирование направленной воздушной струи)
-Ребята, отгадайте загадку.
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Дети: - Вьюга.
Воспитатель: - Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щёк. Вот так.
Воспитатель показывает, как правильно выполнять упражнение.
Раздать детям пластиковые бутылки, наполненные тертым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.
Включается музыкальное сопровождение «Вьюга».
Выполняется детьми 3-4 раза.
Письмо:
Дорогие ребята!
«Я Зимушка-Зима не могу полностью вступить в свои права, и прошу вас освободить меня от злого волшебника. Если выполните задания, которые приготовил вам злой волшебник, то чары его исчезнут, и я приду к вам снежная, морозная со всеми своими зимними забавами и с Новогодним праздником! А задания лежат в сундучке!
Чтобы открыть его произнесите заклинание! – Чек, чек, чек открывайся сундучок!
конверт:
Кому: Канашевский
Детский сад № 9
«Золотой ключик»
Подготовительная группа «Сказка»
От кого: «Зимушки Зимы»
Фотоколлаж: