Галина Фролова
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
занятия по развитию
речи в старшей группе
«Зимушка-зима».
Подготовила воспитатель
Фролова Галина Михайловна.
МБДОУ «Курманаевский детский сад №2 «Солнышко»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме : «Зимушка – зима».
Цель: Повышение качества речевого развития у детей.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам; обогащать лексику родственными словами, формировать звуковую культуру речи.
Развивающая : - упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание. Развивать умение координировать движения во взаимосвязи с речью, музыкальную импровизацию, чувство ритма, слух, творческую индивидуальность детей.
Воспитательная: - воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Приоритетная область: речевое развитие.
В интеграции: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование для педагога: «Белая книга зимы», музыкальное сопровождение, снежинка, указка.
Оборудование для детей: изображение зимнего дерева со снежинками, прищепки, снежинки-призы.
Литература: М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду», Л. А Васильева «Подари мне улыбку»
Содержание ОД:
(Дети садятся на стулья).
Воспитатель: Сегодня наше занятие я хочу начать со стихов детской писательницы Элеоноры Булгаковой:
«Если ветер злющий кружит,
Застеклились за ночь лужи,
На деревьях, на карнизах,
Кружева да бахрома,
Это значит – на снежинках
Опустилась к нам Зима».
О наступлении, какого времени года говорится в стихотворении?
Дети: - О зиме.
Воспитатель: - Да, наступила зима. Сегодня мы будем читать удивительную книгу. Она называется «Белая книга зимы». Читать ее мы будем интересно, по-новому.
Воспитатель: - Итак, первая страница зимней книги, и первое задание. Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Поиграем со словом снег в игру «Доскажи словечко». (Дети добавляют слова, связанные со словом «снег».)
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые. (Снежинки.)
Вот веселье для ребят -
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)
Воспитатель: - Пока мы играли, подул холодный ветер, а в небе закружили весёлые снежинки. И замело все деревья в лесу. Им тяжело стоять под снегом, согласны ли вы им помочь? - (Да) – Тогда пройдем к деревьям.
Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Демонстрация воспитателем). Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинки, губы делаем трубочкой. (Дети берут дерево со снежинками и дуют на него, добиваясь движения снежинок).
Воспитатель: Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
(Н. Нещеева)
Воспитатель: - Возвращаемся на стулья. Открываем следующую страничку, а она белым – бела, словно белый снег чиста. Самое время для чистоговорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги.
Проговаривание с детьми чистоговорки.
Ма – ма – ма – наступила зима.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ла-ла-ла – зима сугробы намела.
Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.
Воспитатель: - На этой странице нужно придумать предложения о зиме. Книга нам в этом поможет. Каждое предложение должно начинаться со слова «зимой». Вот моё предложение: «Зимой солнце светит, но не греет».
(Ответы детей.)
Воспитатель: - Книга ваши предложения услышала, запомнила и записала, пришло время выполнить гимнастику для глаз. Выполняя гимнастику, будьте внимательны! Двигаться должны только ваши глаза, а не голова. Все внимание на снежинки!
(Упражнение для коррекции зрения.).
«Снежинки».
Мы снежинки увидали, со снежинками играли,
(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинке вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели - глазки вправо посмотрели.
(Отвести снежинку вправо, проследить движение глазами)
Снежинки влево полетели - глазки влево посмотрели.
(Отвести снежинку влево, проследить движение глазами)
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.
(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз)
Глазки смотрят вверх и вниз.
Всё, на землю улеглись.
(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол)
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
(Закрыть ладошками глаза)
Дети складывают снежинки и садятся на стулья
Воспитатель: - Вот и к следующей странице подошли. На ней зима подготовила игру, «Какой, Какая, Какие?».
Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».
Воспитатель: - Снег какой? –
- Лед какой? -
- Снежинка какая? –
- Зима какая? –
- Ветер какой? –
Воспитатель: молодцы, сколько слов подобрали. А на этой странице загадка послушайте её :
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (снеговик)
Воспитатель: - Дети все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте!
Физкультминутка! «Снеговик»
Раз – рука, два – рука,. (вытянуть вперёд одну руку, потом другую)
лепим мы снеговика (имитировать лепку снежков)
Три, четыре, три, четыре, (Гладить ладонями шею)
нарисуем рот по шире.
Пять-найдём морковь для носа (кулачками растереть крылья носа)
Угольки найдем для глаз. (кулачками растереть между бровями)
Шесть – наденем шляпу косо, (приставить ладонь ко лбу «козырьком» и растереть лоб)
Пусть смеётся он у нас.
Воспитатель: - А теперь открылась необычная страница с игрой «Найди отличия». Нужно найти и проговорить отличия одного снеговика от другого.
Игра «Найди отличия».
Воспитатель: Обрадовались снеговики, что дети справились с заданием и пустились в пляс, давайте и мы попляшем с весёлыми снеговиками.
«Танец весёлых снеговиков» - импровизация
(дети под музыку танцуют произвольно)
Воспитатель: - Книга подсказывает мне, что эта страница наше последнее задание. Поиграем в игру «Назови ласково» скажем на прощанье ласковые, зимние слова. Встаем в круг, я называю слово, вы берете прищепку, называете слово ласково и крепите на снежинку прищепку.
Дидактическая игра «Назови ласково» со снежинкой и прищепками.
(Дети встают вокруг снежинки, которую держит воспитатель, говорят слова и крепят на снежинку прищепки по кругу).
Зима - (зимушка, мороз – (морозец, лёд – (ледок, холод – (холодок, снежинка – (снежиночка, метель – (метелица, снег – снежок, санки – саночки, снеговик – снеговичок, валенки – валеночки, шуба (шубка, шапка (шапочка, шарф (шарфик)
Воспитатель: - Вот и закончились задания Зимушки-зимы. Занятие закончено, книга закрыта, но не прочитана до конца, в ней еще много страниц. Вам, я предлагаю взять в руки снежинку и сказать:
- Какое задание понравилось?
- Что было труднее всего?
- Что нового узнали о зиме?
Зима приготовила вам подарки, вот эти снежинки, они волшебные, в тепле не растают.