Карлова Юлия
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о городе Энгельсе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Составление описательного рассказа : «Маршрут выходного дня»
Авторы: учитель – логопед Капацкая Оксана Анатольевна
воспитатель Карлова Юлия Андреевна
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Составление описательного рассказа о городе Энгельсе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Саратовская область, Саратов
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.
Задачи:
Образовательная: Активизация и актуализация словаря по теме «Наш город». Закрепить знания о названии города и реки, на которой он расположен, активизировать словарь детей фразами и словами: малая родина, герб, набережная, музей, выставка…
Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умений вести диалог, используя простые распространенные предложения.
Развивающая : Развивать диалогическую и монологическую речь, умение чётко и полно отвечать на вопросы. Совершенствовать игровую деятельность детей, общую моторику; формировать внимание, память, логическое мышление. Развивать познавательную активность детей.
воспитывать любовь к родному краю, умение взаимодействовать в парах
Воспитательная: Создавать положительную эмоциональную атмосферу, формировать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность. Воспитывать любовь к родному городу. Формировать патриотические чувства, уважительное отношение к символу нашего города.
Коррекционная: Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.
Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: рассматривание предметных картинок, беседа, дидактическая игра.
Оборудование: мяч; каврограф В. В. Воскобовича, веревочки, кубики с буквами (МУЗЕЙ); открытки с видами Энгельса; пазлы – 2 штуки; столы, музыкальное сопровождение, игра «Найди отличия», конверт.
Ход игровой обучающей ситуации:
Деятельность педагогов Деятельность детей
I Вводная часть
Воспитатель
Всем привет и добрый день!
Постановка проблемы. Воспитатель показывает письмо.
- К нам в детский сад пришло письмо. Ребята из города Саратова хотят на выходных посетить наш замечательный город Энгельс. Но они не знают, куда им пойти. Как мы можем им помочь? Дети заходят под песню об Энгельсе.
Дети стоят в кругу. Здороваются.
II Основная часть
1. Точка отправления «Детский сад». Логопед:
Ребята, предлагаю составить маршрут выходного дня для наших гостей. Справимся?
- С какого же места начнём наш маршрут? Что символизирует наш город?
- Итак, наше путешествие начинается с остановки «Детский сад – Ручеек»
Дети идут по кругу, проговаривая за логопедом слова.
Да – да – да большие города
Вём – вём – вём – мы в городе живём
Шие – шие – шие – улицы большие
Даём – даём- даём – по улице идём
2. Остановка «Бык - солевоз»
- Как называется памятник, у которого мы находимся?
- Что на спине у быка?
- В честь чего был установлен этот памятник, кто знает?
Ответы детей.
1 ребёнок.
Город Энгельс появился благодаря
добычи соли на озере Эльтон. С озера соль перевозили по берегу Волги на быках. Этот тяжё лый путь так и назвали: «Великий Солевой Путь». В память об этом в центре города был установлен памятник «Бык – солевоз».
(Ребенок прокладывает маршрут)
3. Остановка Музей.
Д/И «Составь слово» Логопед.
Составьте слово и узнаете, куда мы отправимся дальше. На кубиках буквы. Поверните их так, чтобы всем было видно. (Арина, Андрей, Камилла, Настя, Ксюша) возьмут по кубику. А остальные дети будут составлять слово слево направо.
- Какое слово получилось?
- Выложите это слово на полу.
Дети составляют слово «Музей» из кубиков на полу.
Отправляемся в музей!
Дети идут по кругу, проговаривая за логопедом слова.
Даём – даём- даём – по улице идём.
Ма – ма – ма – в городе дома.
Зей – зей – зей – мы идём в музей.
Воспитатель.
- Кто знает, какие у нас в городе есть музеи?
- Может быть, кто из вас был в музее?
А зачем вообще нужны музеи?
2 ребёнок
Краеведческий музей знакомит своих посетителей с прошлым родного края. Крупнейшей коллекцией музея является археологическая. Выставки музея знакомят с животным миром и миром птиц и рыб родного края.
(Ребенок прокладывает маршрут)
3 ребёнок
В нашем городе жил детский писатель Лев Кассиль. Он писал очень интересные сказки и рассказы для детей. В его доме, где он жил, сейчас находится музей Льва Кассиля.
(Ребенок прокладывает маршрут)
4. Физминутка «Город»
Логопед. Пришла пора немного отдохнуть.
Мы по городу шагаем.
То, что видим, называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты!
И высокие заводы
И на Волге пароходы
Люди шумною толпой
И все это город мой.
Дети повторяют слова и движения.
(идут по кругу)
(поворот туловища влево с
приседанием)
(поворот вправо с приседанием)
(руки вперёд вытянуты)
(Дети встали на носочки, затем
присели)
(Руки подняли вверх)
(Изображают волны руками)
(Ходьба на месте)
(Руки в стороны)
5 и 6. Остановки «Набережная» и «Парк города Энгельса» Воспитатель.
Следующую остановку вы отгадаете, когда соберете пазлы. Делимся на 2 команды. (Пазлы с картинками «Набережной» и «Городского Парка»
Дети делятся на 2 команды и собирают пазлы.
- Что изображено на полученной картинке первой команды?
4 ребёнок
По этой улице очень любят прогуливаться все местные жители и гости города. Она широкая и красивая. Вдоль набережной сделали лавочки для отдыха. С Набережной открывается красивый вид на Волгу.
(Ребенок прокладывает маршрут)
Воспитатель.
Что изображено на полученной картинке второй команды?
Набережная и Городской парк находятся недалеко друг от друга.
5 ребёнок
Городской Парк - любимое место отдыха у местных жителей.
Парк славится своими скульптурами. Они изображают сказочных героев и животных, а еще есть фонтан, струи которого «танцуют» под современную и классическую музыку.
(Ребенок прокладывает маршрут)
7. Остановка «Место приземления Гагарина»
Логопед. Отправляемся дальше в путь!
Дети идут по кругу, проговаривая за логопедом слова.
Да – да – да – красивые дома.
Ка – ка – ка – широкая река.
Ты – ты – ты – деревья и кусты.
Мой – мой – мой – любимый Энгельс мой.
Воспитатель зачитывает загадки, логопед уточняет звуки в начале или в конце слов-отгадок.
Отгадайте загадки и узнаете, на какую остановку мы прибыли.
1. До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (ракета)
2. У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски (космонавт)
- Ребята, загадки были о чем?
-Что в Энгельсе напоминает нам о космосе?
- Как называется это место?
- В честь чего установили памятник?
Ответы детей.
6 ребёнок
Недалеко от нашего города Ю. Гагарин приземлился после своего первого полета в космос. На поле установили мемориальный комплекс, в виде ракеты. Ежегодно в день Космонавтики, 12 апреля, на месте приземления Ю. Гагарина, проводится праздник.
(Ребенок прокладывает маршрут)
Воспитатель. В каком прекрасном городе мы живём и сколько красивых и интересных мест в Городе Энгельс! Поэты прославляют наш город в стихах.
7 ребёнок
О, Энгельс, край любимый и загадочный,
Часами по твоим дорожкам бродим мы,
Ты самый живописный, самый сказочный,
И нет прекрасней нашей стороны.
Нашим гостям будет что посмотреть и поможет им наш проложенный маршрут по достопримечательностям города Энгельса.
III Заключительная часть
8. Возращаемся в «Детский сад»
Дети идут по кругу, проговаривая за логопедом слова.
Да – да – да большие города
Вём – вём – вём – мы в городе живём
Шие – шие – шие – улицы большие
Даём – даём- даём – по улице идём
Д/И «Повторял - ка» (с мячом)
-Наше занятие подошло к концу.
- Что вам понравилось больше всего?
- Где бы вы хотели побывать?
- Какое самое любимое отдыха у вас?
- Как ты думаешь, какое место в Энгельсе самое красивое?
Ответы детей.
Мы с вами подготовили маршрут выходного дня для наших гостей, молодцы ребята, справились.
Ребята из Саратова дарят вам очень интересную игру «Найди отличия»
Литература:
1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФН (III период)»- М, : «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Февраль - Май– СПб, : ДЕТСВО – ПРЕСС, 2009.
3. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов» : Пособие для логопедов – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 – 224 с.