Ядрышникова Ольга Сергеевна
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Ах, ты зимушка-зима»
▼ Скачать
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Ах, ты зимушка – зима!»
Цель: поддерживать познавательный интерес к окружающему миру.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Ах, ты зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи: закрепить и дополнить знания детей о зимних явлениях в природе. Формировать понятие здорового образа жизни в холодное время года. Развивать языковое чутье путем образования родственных слов. Совершенствовать навыки связной речи; развивать воображение, память, чувство эмпатии. Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Оборудование: письмо от Зимы; проектор, экран, компьютер, презентация «Зима»; бумажные снежинки по количеству детей; карточки со словами: снег, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири;
Предварительная работа: целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты со снегом, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.
Ход.
Воспитатель приглашает детей в круг.
Утром ранним кто-то странный заглянул в мое окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло тонкий лучик золотой,
И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.
- Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.
- Доброе утро, мои дорогие! Желаю вам дружно и весело провести этот день. Садитесь, скорее на свои места.
(нашли письмо)
- Посмотрите, вот письмо, очень странное оно.
Вместо марок – три снежинки,
На конверте есть хвоинки,
Вместо адресата – загадка.
- Давайте отгадаем ее, и узнаем, кто же отправитель этого загадочного письма.
«Дел у меня немало!
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю
Белю поля, леса, дома.
А зовут меня … (зима).
— Значит Зима нам письмо написала. Наверное, что-то случилось. Давайте, скорей прочитаем это письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребятки!
Я – волшебница – Зима
Много снега намела
С вами я в снежки играю
И на санках всех катаю
Бабу снежную леплю
Долго я у вас гощу
Чтоб у вас в гостях остаться,
Мне нужно очень постараться.
Помогите мне скорей,
Вместе будет веселей.
Вы мое письмо читайте
Все заданья выполняйте!
- Ну что, ребята, хотите, чтобы Зимушка погостила у нас и порадовала нас своими забавами? Для этого нужно выполнить ее задания. Готовы? (да)
- Тогда садитесь правильно и слушайте первое задание.
1. А ну-ка ребятки, отгадайте мои загадки!
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица:
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом
Все покрыло серебром.
- О какой царице говорится в загадке? (о зиме)
- Что за тройка скакунов прилетела? (зимние месяцы)
- Сколько всего зимних месяцев? (три)
- А для того, чтобы их назвать, нужно быстро отгадать загадки.
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Наступает Новый Год!
- О каком месяце шла речь? (о декабре)
- Как вы догадались? (перечисление примет)
Презентация «Зима» (слайд 1)
Декабрь – это начало зимы – это первый снежный месяц – это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще, декабрь — это последний месяц года.
- А сейчас следующая загадка!
Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз.
Брызнет воду, упадет,
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что за месяц это? (январь)
- О каком месяце говорится в этой загадке? (о январе)
- Какой по счету этот зимний месяц? (второй зимний месяц)
- Объясните такие строчки «Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз». (значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться)
Презентация «Зима» (слайд 2)
Январь – это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днем на небе светит солнышко, а ночью – луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щипает. Это мороз! За это его и прозвали Мороз – красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становится теплее. Все наоборот! Все не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.
- А сейчас еще загадка.
Снег мешками валит с неба,
С дом сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревья налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это? (февраль)
- Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»? (много снега, снегопад)
- Какая погода бывает в феврале? (в феврале бывают вьюги и метели)
Презентация «Зима» (слайд 3)
Февраль – последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли, крутят его, несут, кидают. Поземка, вьюга, метель, пурга, снежная буря подружки февраля.
- Ну что ж ребята, вы молодцы! Все загадки отгадали! Я думаю, что с первым заданием мы справились. Давайте читать письмо дальше.
«Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег»».
- Интересно, как же можно поиграть со словом «снег»? Давайте читать дальше, может там есть какая-то подсказка.
«Ребята, я высылаю вам свое любимое стихотворение, вы его читайте и слова добавляйте».
- Кажется я поняла! А вы поняли? … В этом стихотворении пропущены какие-то слова, и нам их нужно отгадать. Давайте попробуем. Слушайте внимательно.
Игра «Доскажи словечко».
Тихо-тихо как во сне падает на землю… (снег).
С неба все скользят пушинки серебристые… (снежинки).
На дорожки, на лужок все снижается… (снежок).
Вот веселье для ребят все сильнее… (снегопад).
Все бегут вперегонки все хотят играть в… (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
Рядом снежная фигурка — это девочка… (снегурка).
На снегу то посмотри с красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).
- Какое интересное стихотворение. Давайте еще раз вспомним, какие слова были пропущены в стихотворении. (снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири)
- Посмотрите, как интересно, слово «снег» сначала превратилось в снежок, затем в «снегопад», потом в «снежки», потом в «снеговика», потом в «снегурку» и в «снегирей».
- Оказывается, что у любого слова есть слова родственники, родственные слова. Как это понять родственники, родственные слова?
- Конечно, это значит, что в родственных словах есть что-то общее, одинаковое. Как у людей из одной семьи, одного рода. Что же одинакового в этих словах? Они звучат почти одинаково, и все начинаются со слова «снег» и изменяются только в конце. Послушайте я еще раз их произнесу: «снег, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири».
- Да, как много родственников у слова «снег». Вот оказывается, как интересно если взять любое слово и каждый раз произносить его, меняя только окончание, то мы познакомимся с его родственниками.
-Ну что, кажется, с этим заданием мы тоже справились. Давайте читать дальше, что приготовила для нас Зима. Интересно что же нас ждет впереди! Садитесь правильно, слушайте внимательно.
«Ребята, мой друг Снеговик загрустил, помогите его развеселить»
- Ну что, поможем? (да)
- Давайте подумаем, как мы это сделаем…
- Кажется я придумала! Мы с вами знаем игру, которая называется «Снеговик». Давайте играть в нее, Зима увидит и научит Снеговика.
Физминутка «Снеговик».
Раз рука, два рука,
Лепим мы снеговика.
(дети протягивают руки вперед поочередно, а потом «лепят» снежный ком)
Три четыре, три четыре
Нарисуем рот пошире.
(опять протягивают руки вперед поочередно, указательными пальцами рисуют улыбку)
Пять найдем морковь для носа,
(Соединяют кулачки обеих рук, выполняют полуобороты вправо-влево, колени пружинят)
Угольки найдем для глаз.
(изображают бинокль)
Шесть наденем шляпу косо,
(руками изображают шляпу)
Пусть смеется он у нас!
(кружатся вокруг себя)
- Поиграли отдохнули садитесь и скажите мне, пожалуйста, в какую погоду можно лепить снежные комочки – снежки? (в теплую)
- Почему в теплую? Каким бывает снег в теплую погоду? (липкий, мокрый, тяжелый, обманчивый)
- А в морозную погоду, каким бывает снег? (пушистый, сыпучий, скрипучий, искристый)
- Можно из такого снега слепить что-нибудь? Почему?
- А когда вы шли в д/с, то обратили внимание на то, какая сегодня погода, какой снег и можно ли из него лепить?
— Вот здорово! Сегодня на прогулке обязательно слепим снеговика. Пусть он станет другом Зимы и вдвоем им никогда не будет скучно (ничего страшного, в пушистый снежок тоже можно поиграть, на него можно подуть, и он разлетится. А когда снег будет липкий, то мы обязательно слепим снеговика. Пусть он станет другом Зимы и вдвоем им никогда не будет скучно).
- Молодцы! Еще с одним заданием справились. Ну что, читаем письмо дальше? (да)
«Ребята, мой друг, Снеговик, в знак благодарности прислал вам рассказ о Новогоднем празднике, который написал сам.»
- Как здорово, правда, ребята! Мы с вами любим послушать разные интересные истории.
«Встреча детского садика в новогоднем празднике»
- Новогодний праздник готовится к ребятам.
- Дети нарядили игрушки елками.
- Маска надела Машу.
- Елка зажглась на лампочках.
- Хоровод водит ребят.
- Елка пляшет возле Снегурочки и снеговика.
- Дед Мороз принес мешок в подарок.
- По-моему что-то здесь не так! Что случилось?
- Все слова в предложениях поменялись местами, стало ничего не понятно, потерялся смысл и вообще это не предложения, а просто набор слов. Давайте скорей вернем слова на свои места и прочитаем слова правильно, чтобы было понятно, о чем он. А то наш друг, Снеговик, опять расстроится.
- Итак, давайте вспомним, как называется наш рассказ, кто запомнил…
«Встреча детского садика в новогоднем празднике»
- Правильно? (нет)
- А как построить предложение правильно?
«Встреча новогоднего праздника в детском саду»
- Внимательно слушайте следующее предложение. Давайте его исправим и т. д.
«Встреча новогоднего праздника в детском саду».
- Ребята готовятся к встрече Нового года.
- Дети нарядили елку игрушками.
- Маша надела маску.
- На елке зажглись лампочки.
- Снеговик и Снегурочка пляшут возле елки.
- Дед Мороз принес мешок подарков.
- Ну молодцы! И с этим заданием мы справились. Ну что ж давайте прочитаем, что же еще приготовила нам Зимушка – зима.
«Ребята, вы все знаете, что зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают веселые снежинки. Помогите мне подуть на снежинки, чтобы они разлетелись далеко-далеко, и вся земля покрылась белым снегом».
- Кажется, я придумала! Я знаю одну игру. Хотите, научу вас в нее играть? (да)
Психогимнастика «Снежинка».
- У меня есть снежинки, берите по одной и выходите ко мне.
- Сейчас я вас заколдую, превращу в холодный ветерок, и мы сможем помочь Зимушке-зиме. Только давайте вспомним, как правильно нужно дуть. Вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста. (вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щеки не надуваем и дуем долго-долго)
- Молодцы! Вспомнили. А теперь, закрывайте глаза, я вас превращу в ветерок.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех».
- А ну-ка, чтобы снег вас не засыпал, подуйте скорей на него, еще и еще! Молодцы! Посмотрите какая у нас получилась сильная метель. Здорово! Давайте мне снежинки и садитесь скорей на места.
- ребята, зима холодное время года. Как же мы должны следить за своим здоровьем зимой? (тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, долго не гулять, не сидеть на снегу и т. п.)
- Хорошо. Давайте представим, что на улице сильный мороз и холодный ветер. Как нужно дышать в морозную погоду через нос или рот, и почему? (через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом)
- Правильно, а если вы всё-таки долго находились на улице и замерзли, как быстро согреться, чтобы не заболеть?
- А я знаю еще способ, можно сделать самомассаж. Хотите научу? Он поможет согреться и спасет от простуды. Вставайте возле стульчиков и повторяйте за мной.
Массах биологически активных зон «Наступили холода»
(для профилактики простудных заболеваний).
Да-да-да – наступили холода
(потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да-да – превратилась в лед вода
(мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз)
Ду-ду-ду – я на лыжах иду.
(растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды – на снегу есть следы.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)
- Ну что, согрелись? Садитесь на свои места.
- Молодцы ребята! И с этим заданием мы с вами справились. Давайте читать письмо. Что же нам еще приготовила Зима.
Спасибо вам, дорогие ребята! Вы помогли мне справиться со всеми заданиями. За это я хочу подарить вам свои веселые загадки.
- Мои новые дружки
И блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся,
И мороза не боятся. (коньки)
- Две новые кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставил две ноги
И по большим снегам беги. (лыжи)
- Ой, насыпало снежка!
Вывожу коня-дружка.
За веревочку узду
Через двор коня веду.
С горки вниз на нем лечу,
А назад его тащу. (санки)
- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глазки угольки, ручки сучки
Холодный большой. Кто я такой? (снеговик)
Надеюсь, вам было интересно».
- И правда, веселые загадки. О чем они? (о зимних забавах)
- Конечно. Хоть зима и холодное время года, но она нам приносит радость и много прекрасного и интересного!
— Вот и все! Мы с вами справились со всеми заданиями и помогли Зимушке. Я думаю, что она обязательно погостит у нас и порадует нас своей красотой, хорошей погодой и, конечно же, зимними забавами.
- Ребята, вам понравились задания, которые приготовила вам Зимушка – зима? Что вам понравилось или запомнилось больше всего? Что вы расскажете сегодня вечером дома родителям?