Жанна Грибенникова
Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Удивительный мир искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительный мир искусства»
Интеграция образовательных областей: познавательной, речевой, художественно – эстетической, коммуникативной.
Цель: познакомить с жанрами изобразительного искусства : портрет, натюрморт, пейзаж
Виды деятельности: двигательная, игровая, продуктивная
Формы работы: беседа, рассказ стихотворения, рассматривание картин
Задачи: обучающая – познакомить детей с жанрами изобразительного искусства, учить «рассматривать» картину, замечать мелкие детали.
Публикация «Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию в старшей группе „Удивительный мир искусства“» размещена в разделах
развивающая – развивать навыки речевого общения (диалог, ответы на вопросы, рассказывать какое настроение хотел передать художник.
воспитывающая – воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Предварительная работа: беседы по картинам, рассматривание работ И. И. Шишкина, В. Серова, А. С. Саврасова
Демонстрационный материал: презентация слайдов
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в одно, очень замечательное место, попробуйте догадаться куда.
Это место так чудесно,
Здесь все очень интересно,
В ряд картины здесь стоят,
Посмотреть на них велят.
Как же место то зовется?
Есть ответ у нас один,
Это (Выставка картин, (или картинная галерея)
Воспитатель: Ну что же отправимся на выставку картин.
(Дети садятся на стульчики около экрана)
Воспитатель: Сегодня, я буду вашем экскурсоводом. Смотрим на первую картину.
Если видишь на картине дары леса на столе,
Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - натюрморт.
Натюрморт - это жанр живописи, изображение неодушевленных предметов. Художник, прежде чем писать натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга.
Слайд 1
Это натюрморт К. С. Петрова- Водкина «Яблоки на красном фоне» давайте её рассмотрим (дать возможность детям рассмотреть картину).
Вопросы:
- Что на ней нарисовано? Да, яблоки.
- А какие они? Нарядные, разноцветные, спелые, жёлтые, жёлто-зелёные, жёлто-малиновые. Есть даже белое, очень спелое яблоко, его так и называют белый налив
- А какого цвета на картине очень много? Красного, правильно. Это красная скатерть.
- А как вы думаете, почему художник положил эти яблоки на красную скатерть?
Да, чтобы желто-зелёные, жёлто-малиновые яблоки нарядно смотрелись, стали ещё красивее.
Вот какая нарядная, яркая картина-натюрморт. Художник дал ей такое название: «Яблоки на красном фоне». Он хотел порадовать нас красотой этих яблок, доставить нам удовольствие.
- Приятно вам было смотреть на эту картину? Да.
Воспитатель: Молодцы! Отправимся дальше.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто ни будь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз.
Или летчик, или балерина,
Или Колька твой сосед, обязательно
Картина называется - портрет!
Слайд 2
Воспитатель: На картине изображена 12-летняя Вера Мамонтова. Она позировала художнику каждый день почти два месяца. И так появился знаменитый портрет русского художника Валентина Александровича Серова под названием «Девочка с персиками».
Воспитатель: Сочетание темных и светлых цветов придают картине воздушность, легкость. Какие же светлые тона использует автор?
Ответы: Белый, свето-серый, розовый.
Воспитатель: А какие темные цвета используются в картине?
Ответы: Темно-коричневый, темно-синий.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас немного отдохнем и я предлагаю поиграть вас в Р. Н. игру «Шел козел по лесу» выходите в группу в круг
Русская народная игра «Шел козел по лесу» под музыку
(Сели на стулья)
Воспитатель:
Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется «пейзаж».
У нас в России жил замечательный художник И. И Шишкин. Он любил рисовать лес.
Слайд №3
-Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. В народе его так и называли-"Лесной богатырь", "Царь леса"
Слайд №4
-Есть у И. И Шишкина картина, которую знают многие. Она называется "Утро в сосновом бору".
-Посмотрите ребята внимательно, как художник изобразил сосны, в этом лесу растут только сосны, поэтому такой лес называется «Сосновый бор». Посмотрите на деревья какие они высокие, могучие, стройные.
-Как вы думаете, какой главный цвет в лесу (зеленый)
-Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес (разные его оттенки)
-Как вы думаете, какое время суток изображено на картине, почему (Утро, т. к солнце только взошло и осветило верхушки деревьев)
-Кого вы видите в центре картины (медведицу с медвежатами)
-Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса с помощью красок и кисти.
Сейчас я вам раздам заготовки и когда мы их соберем вместе то увидим какая картина у нас получилась.
(Воспитатель раздает части картины и дети по цифрам собирают ее)
- как вы думаете какой жанр этой картины (пейзаж)
- Правильно Это пейзаж Алексея Саврасова «Грачи прилетели». С ней поближе мы познакомимся на следующем занятии.
Воспитатель: - Вам понравились картины?
- Которая особенно вам запомнилась.
- А мне очень понравилось как вы активно принимали участие на занятии.