Елизавета Захарова
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в Шахматной стране»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в средней группе по познанию
Тема: «Путешествие в шахматной стране»
Воспитатель Захарова Елизавета Петровна
МБДОУ №17 «Кунчээн» г. Якутска
Образовательная область: Познавательное развитие.
Возрастная группа: средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Тема: «Путешествие в шахматной стране»
Цель: Выявить сформированность знаний, умений и навыков по ФЭМП и шахматам
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить умения различать и называть знакомые геометрические фигуры: (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник).
2. Закрепить образование числа 6, считать до 6 и соотнесение цифр 1- 6 с количеством и порядком предметов.
3. Закрепить знания сравнения предметов по высоте (высокий, низкий)
4. Закрепить умение ориентироваться в пространстве (налево, направо, наверх, назад)
5. Закрепить знание детей названий шахматных фигур,
6. Закрепить начальное положение шахматных фигур на доске.
7. Закрепить знание о передвижении фигур на шахматной доске.
Развивающие: Развивать внимание, воображение, память, логическое мышление, объяснительную речь.
Воспитательные: Продолжать воспитывать интерес к игре шахматы и НОД по математическому развитию, самостоятельность, целеустремленность,
стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Виды детской деятельности: Игровая (логико-математическая, шахматная, двигательная).
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Ожидаемый результат: Повышена мотивация к содержанию НОД. Закрепляются полученные ранее знания детей о геометрических фигурах, образование числа 6 и соотнесение цифр 6 с количеством и порядком предметов, сравнение предметов по высоте, умение ориентироваться в пространстве, название шахматных фигур их начальное расположение и ход шахматных фигур. Развивается логическое мышление, умение отвечать на вопросы воспитателя, развивается диалогическая форма речи.
Оформление: Зал оформлен в виде шахматного дворца.
Персонажи: Дети подготовительной группы в костюмах шахматных фигур.
Технические средства: Ноутбук, проектор, экран, звуки самолета, музыка для демонстрации моды шахматных фигур.
Демонстрационный материал: «Ковер-самолет» из ватмана, плоские геометрические фигуры: Овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шахматные фигуры из сказки «Шахматный теремок»; напольный шахматный баннер, шахматный стол с шахматными фигурами, шапочки шахматных фигур.
Раздаточный материал: карточки двух-полосные, счетный материал и цифры от 1-6 на каждого ребенка,
Предварительная работа: Знакомство и загадки о цифрах 1, 2, 3, 4, 5,6; рассматривание геометрических фигур; игры: «Геометрические фигуры», «Что бывает круглым и т. д?», сравнение предметов по высоте; знакомство с шахматными фигурами, шахматной доской и их передвижением: Д/и «Назови фигуры», «Переулки и улицы шахматной доски», «Помоги находить домики фигурам», шахматные сказки «Теремок», «Репка», «Колобок» и т. д., разучивание физкультминутки.
Методические приёмы: Беседа, вопросы, игровые технологии, наглядный материал. Элементы здоровьесберегающих технологий: чередование смен видов деятельности, физминутка.
Форма организации работы на НОД: групповая, индивидуальная.
Ход образовательной деятельности.
1.Организационный момент.
Воспитатель обращает внимание детей на гостей и предлагает с ними поздороваться - Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте поздороваемся с ними.
-Здравствуйте, Здравствуйте! Здравствуйте!
Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг.
Дружно за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся.
2. Основная часть.
Подведение к теме.
Воспитатель спрашивает - Скажите вы любите путешествовать? Ребятам предлагает отправиться в шахматную страну на волшебном ковре - самолете.
Находит «Ковер-самолет» и показывает детям, в котором не хватает некоторых частей - Ой, ребята, его прогрызли мыши. Предлагает починить - Надо срочно починить «ковер-самолет». У меня на подносе лежат геометрические фигуры.
Дети накладывают и определяют геометрические фигуры, которые подходят для ремонта ковра.
Воспитатель спрашивает - Какие геометрические фигуры вам понадобились для ремонта коврика? (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал).
Дети называют геометрические фигуры, большие и маленькие формы).
Воспитатель предлагает находить места на «Ковре самолете» - наш ковер готов к полету. А теперь, друзья, все на борт.
Воспитатель и дети становятся друг за другом и имитируют движение полета, звучит мотор самолета.
Воспитатель читает стих - Наш ковёр летит и мчится,
Трудностей мы не боимся.
В шахматной стране
Мы очутимся!
Воспитатель объявляет о прибытии в шахматной стране - Вот мы и прилетели в шахматную страну. Ой, а что же тут случилось, почему нас никто не встречает? Все фигуры спят.
Воспитатель находит письмо на столе - Ребята, тут письмо давайте прочтем «Детям средней группы Зоренька от Злой колдуньи». Злая колдунья хотела захватить шахматную страну и заколдовала всех шахматных фигур, все шахматные фигуры уснули крепким сном. «Чтобы оживить шахматных фигур, надо выполнить мои задания. Злая колдунья».
Воспитатель детям предлагает помочь жителям шахматной страны - Ребята давайте поможем жителям шахматной страны. Заданий тут несколько и первое задание Злой колдуньи.
1-е задание: Назови сказку
Воспитатель показывает детям героев из сказки «Шахматный теремок» - Ребята это герои из какой сказки! Ответы детей
Воспитатель спрашивает в разброс - Давайте вспомним название шахматных героев. Какая фигура первая пришла к теремку? (Пешка,
- какая фигура вторая, третья, четвертая, пятая, шестая? (Ладья, Конь, Слон, Ферзь, Король).
- Какая фигура самая высокая? (Король)
- Какая фигура самая низкая? (Пешка)
Воспитатель хвалит детей за ответы - Молодцы! Справились с первым заданием. Посмотрите, ребята пешка ожила. Звучит музыка, Пешка просыпается, подтягивается, на месте кружится, замечает детей.
Пешка обращается детям - Спасибо, ребята! За то, что помогли мне проснуться. Пожалуйста, помогите расколдовать остальных шахматных фигур! Дети подходят Ладье
Воспитатель предлагает помочь Ладье - Давайте поможем Ладье. Для этого нужно выполнить следующее задание.
2-е задание: Работа со счетным материалом
Воспитатель просит детей подходить к столам - А сейчас я предлагаю вам пройти за столы. Перед вами карточки с полосками и на тарелочках белые, черные квадраты, на шахматной доске их как называем? (Шахматные поля)
Воспитатель предлагает детей выполнить следующее задание - Выложите на верхнюю полоску 5 белых квадратов. Покажите цифру, которая соответствует количеству белых квадратов (Дети показывают цифру 5) Выложите на нижнюю полоску 5 черных квадрата, добавьте один черный квадрат. Сколько стало черных квадратов? (Шесть) Покажите цифру, которая соответствует количеству черных квадратов (6). Каких квадратов больше? (Черных) Каких меньше? Сделайте так, чтобы квадратов стало поровну. (Дети выполняют двумя способами: убирают один квадрат из большего количества или добавляют один квадрат к меньшему количеству) Молодцы, ребята и с этим заданием справились! Посмотрите, ребята Ладья ожила. (Звучит музыка, Ладья просыпается, подтягивается, на месте кружится, замечает детей)
Ладья говорит детям - Спасибо, ребята! За то, что помогли мне проснуться. Воспитатель предлагает помочь следующим шахматным фигурам - Нам нужно идти дальше помочь Коню и Слону. (Дети подходят Коню и Слону)
3-е задание: Назови шахматные линии: вертикаль, горизонталь, диагональ и расставь всех шах. фигур на начальное положение
Воспитатель читает следующее задание - Чтобы помочь Коню и Слону нужно выполнить следующее задание. Сейчас я предлагаю вам пройти за шахматный стол. Ребята посмотрите, шахматная доска у нас есть. Тут нужно вспомнить название шахматных линий и правильно расставить все фигуры. Но для начала, скажите, как должна располагаться шахматная доска (Левое нижнее поле черное и обозначено цифрой 1)
Воспитатель уточняет из чего состоит шахматная доска - Кто скажет из чего состоит шахматная доска? (Состоит из черных и белых шахматных полей).- Какие линии есть у шахматной доски? Как они называются?
(Диагональ, горизонталь и вертикаль).
- Хорошо назвали все линии, но еще чего-то на ней не хватает, чего же на ней не хватает? (Шахматных фигур).
- Где располагаются белые фигуры? (На первой и второй горизонталях).
- Где располагаются чёрные фигуры? (На седьмой и восьмой горизонталях).
- Я предлагаю вам расставить шахматные фигуры в начальное положение. (Дети выставляют фигуры на доску).
- Молодцы справились с заданием. Посмотрите, ребята Конь и Слон просыпаются. (Звучит музыка, Конь и Слон просыпаются, подтягиваются, на месте кружатся, замечают детей)
Слон говорит детям - Спасибо, ребята! За то, что помогли мне проснуться.
Физминутка:
Ну-ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем (вращение головой)
Вправо-влево, а потом
3-4, приседаем,
наши ножки разомнем. (приседания)
1, 2, 3- на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
Заниматься вновь спешим.
4-е задание: Покажи ход шахматной фигуры
Воспитатель предлагает детям превращаться в шахматные фигуры - Вот мы сейчас поможем самым главным фигурам шахматной страны Ферзю и Королю. Когда Злая Колдунья заколдовала все фигуры долго спали и забыли как они ходили по шахматной доске. Давайте поможем им вспомнить, ведь у каждой фигуры свой ход. И сейчас вы превратитесь в шахматные фигуры и правильно покажете, расскажете ход каждой фигуры по шахматной доске.
- Кто будет пешкой и покажет ее ход. (Ребенок показывает ход пешки на напольной доске)
- Из начального положения на сколько полей можно ходить пешке по шахматной доске? (Может сделать ход на два поля вперёд или на одно поле). - Молодец!
- Следующий ход на сколько полей сделает? (На одно поле вперед).
- Пешке можно назад вернуться? (Нет, уже не вправе).
- Правильно, молодцы!
- Кто будет Ладьей и покажет ход? (Ребенок показывает ход Ладьи напольной доске)
- Ладья как ходит по шахматной доске и на сколько полей? (Ладья ходит на любое количество полей по вертикали или горизонтали)
- Молодцы!
- Кто желает показать ход Коня (Ребенок показывает ход Коня напольной доске)
- Правильно!
- Конь как ходит по шахматной доске? (Конь ходит русской буквой Г или прыг-скок и в бок или раз, два вперед, три в бок).
- Молодцы!
- Кто покажет ход Белопольного Слона? Кто покажет чернопольного слона? (Ребенок показывает ход Слона на напольной доске).
- Слон как ходит по шахматной доске и на сколько полей? (Слон ходит на любое количество полей по диагонали.)
- Белопольный слон по какой диагональю ходит до конца партии? (Белой диагональю)
- Молодцы!
- Кто покажет ход Ферзя? (Ребенок показывает ход Ферзя на напольной доске) - Правильно!
- Ферзь как ходит по шахматной доске и на сколько полей? (Ферзь ходит на любое количество полей по вертикали, горизонтали, диагонали, соединяет в себе ходы ладьи и слона).
- Молодцы!
- Кто покажет ход Короля? (Ребенок показывает ход Короля на напольной доске)
- Правильно!
- Король как ходит по шахматной доске и на сколько полей? (Король ходит на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали).
- Молодцы! С этим заданием справились все молодцы! Посмотрите, ребята Ферзь и Король проснулись. (Звучит музыка, Ферзь и Король просыпаются, подтягиваются, на месте кружатся, замечают детей)
Король благодарит детям - Спасибо, вам маленькие волшебники! За то, что помогли расколдовать шахматную страну от чар злой колдуньи и в знак благодарности мы покажем вам парад шахматных фигур.
Воспитатель предлагает смотреть парад шахматных фигур - Ребята, жители шахматной страны очень рады благодарят вам за помощь, и хотят вам показать парад шахматных фигур! (Шахматные фигуры под музыку показывают коллекцию шахматных костюмов).
3. Итог НОД
- Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами в какой стране побывали?
Каких героев видели?
В кого превращались?
Вы показали свои знания по математике и шахматам: вы считали, сравнивали, узнавали шахматных фигур их ходы. Вам понравилось в шахматной стране (Ответы детей)
- Нам пора отправляться в группу. Занимайте свои места в ковер-самолете и полетели… (Звук самолета)
Использованная литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство Мозаика Синтез Москва, 2014
2. Примерное комплексно- тематическое планирование к программе «От рождения до школы»Средняя группа /ВВГербова,НФГубанова,ОВДыбина и др -М:Мозаика-Синтез,2016
3. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Помораева И. А., Позина В. А., М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 64с.
4. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М. : Новая школа, 1994.
5. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких. – М. : АСТ: Кладезь, 2015.
6. Костенюк, А. К. Как научить шахматам/ А. К. Костенюк, Н. П. Костенюк. – М. : Русский шахматный дом, 2008.