Виктория Зыгалова
«Путешествие в зимний лес». Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид занятия : интегрированное.
Цель: Закрепить у детей знания о сезонных изменениях в природе с приходом зимы, о зимнем лесе и его обитателях.
Задачи:
Образовательные задачи: Закрепить знания детей о зимних изменениях в природе и умение устанавливать простейшие связи между ними. Обобщить знания детей о времени года зима, об особенностях жизни диких зверей в зимний период.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие задачи: развивать у детей чувственность, наблюдательность, любознательность, способность замечать необычное в окружающем мире и изображать увиденное в рисунке, развивать речь мышление, память; упражнять в отгадывании загадок; развивать мелкую моторику рук; способствовать сохранению и укрепление физического и психического здоровья детей средствами физминутки.
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растительному и животному миру, желание помочь.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание картин серии «Зима», «Как зимуют звери в лесу», чтение загадок о животных леса, беседы о диких и домашних животных, наблюдение за деревьями на прогулке, за сезонными изменениями, рассматривание снежинки на одежде.
Методы и приемы: метод рассказа, беседы, наглядности, прием рассматривания, экспериментирование.
Материалы и оборудование:
Оборудование: Экран, проектор, иллюстрации «Зимний лес», «Дикие животные зимой», Зимняя полянка (березка, птицы, снежинка с загадками, сугроб, лед, цветы, снежинки и льдинки разной формы,
для детей: листы бумаги, трубочки, ватные палочки, гуашь,
для педагога: картинки природы зимой, презентация «Зима».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель обращает внимание на то, что в группе что-то изменилось.
Воспитатель: Ребята посмотрите, как красиво у нас стало в группе. Вы не знаете, кто заходил к нам в гости?
(ответы детей)
Послушайте стихотворение:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме)
Воспитатель: Да, здесь погостила зима, засыпала все беленьким, пушистым снежком.
Слайд 1
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а какая она зима?
(Снежная, холодная, белая, пушистая, ветреная, белоснежная, морозная, суровая, ветреная, нарядная, красивая, сказочная, чудесная, блестящая и т. д.)
Воспитатель: сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес, полюбоваться его красотой, познакомиться с его обитателями. Хотите со мной отправиться в зимний лес. (Да)
Воспитатель: А что такое лес? (Много деревьев, кустов.)
Воспитатель: а как назвать одним словом, что это? (Природа)
Воспитатель: Ребята, а кто вообще живет в лесу, кого мы можем там встретить? (Медведя, волка, лису, зайца, белку, и т. д)
Воспитатель: А какие это животные дикие или домашние? (Дикие животные)
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся на прогулку в зимний лес. Но путь этот будет не лёгким, вы должны справиться с испытаниями, которые вас ждут в пути. Готовы? (Да).
Воспитатель: Тогда давайте будем собираться в дорогу. Ой, ребята, посмотрите, а во что мы обуты, одеты, наверное мы еще не готовы в дорогу, а что нам с вами нужно одеть? (Необходимо надеть теплые вещи).
Воспитатель: Тогда давайте собираться.
Тактильная игра: «Собираемся на прогулку»
Очень холодно зимой Дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам
Но мы пойдем гулять с тобой шагают
Я одену шапку одевают шапку
Я надену шубку одевают шубу
Надену шарфик надевают шарф,
Потуже завяжу обматывают одной рукой вокруг шеи
А потом красивые белые пушистые
Чудо рукавички на ручки натяну гладят по кистям рук
И хотя я маленький руки на пояс присаживаются
У меня есть валенки встают показывают ноги то одну то другую вперед
Воспитатель:- Ну что, готовы на прогулку в зимний лес? (Да).
Воспитатель: Тогда отправляемся! Но чтобы не заблудиться, нам с вами необходимо найти тропинку.
Перед детьми 2 тропинки (1 – снежинки, лед; 2 – летние цветы, трава)
Воспитатель: По какой же из них мы пойдем? (дети выбирают)
Воспитатель: А я хочу по этой. Тут цветы растут, красиво… (нет, по этой – показываю на другую)
Воспитатель: Почему вы думаете, что эта тропинка приведет нас в зимний лес? (Потому что здесь снежинки и лед)
Воспитатель: Ребята посмотрите, какие красивые снежинки они все разные друг на друга не похожие.
Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько на тропинке снежинок? (пять) – (обращаю внимание, что одинаковых снежинок не бывает).
Воспитатель: А льдинки то здесь тоже все разной формы! Ребята на какие геометрические фигуры похожи наши льдинки назовите их. (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник 2)
Воспитатель: Пойдем мы по тропинке, прямо по снежинкам и по льду.
Как вы думаете, как надо идти по льду? (Осторожно, чтобы не поскользнуться)
Звучит музыка, хруст снега.
Воспитатель: Упражнение «Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам,
Поднимай повыше ногу,
А потом прыг-скок и попали мы в лесок!
Воспитатель: Вот мы и пришли в зимний лес. Послушайте ребята, какая кругом тишина. Посмотрите как красиво, какой здесь красивый лес, здесь полным полно, наверное чудес.
Воспитатель: Что мы видим в нашем лесу, что это за дерево?
Воспитатель: Это наша березка. А сколько птиц на ней сидит.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, каких птиц мы с вами знаем? Какие птицы остались зимовать? (Снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, синица)
Воспитатель: Почему их называют зимующие? (Потому что зимой остаются здесь, никуда не улетают).
Воспитатель: Ребята как вы думаете, птицам зимой холодно? (Да, холодно).
Воспитатель: Скажите а мы должны помогать птицам зимой? (Да)
Воспитатель: А что мы должны с вами делать? (Повесить кормушки и подкармливать птичек).
Воспитатель: А сейчас ребята давайте присядем на пенечки, немножко отдохнем и посмотрим, кто же еще обитает в этом лесу.
Слайд 2
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите это же обитатели нашего зимнего леса.
Воспитатель: Скажите, каких животных вы здесь видите? (дети перечисляют знакомых им животных) (Волк, лиса, медведь и т. д.)
Воспитатель: Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные или лесные.)
Воспитатель: Ребята, что мы можем с вами рассказать о животных, живущих в лесу, как они проводят зиму? (медведь - спит в берлоге; еж - спит в норе, они впадают в спячку, у лисы – вырастает густой теплый рыжий мех; заяц – меняет серую шубку на белую; белка – меняет яркую рыжую шубку на серую).
Воспитатель: Ребята, зачем зайцу нужна белая шубка? (Белая шуба теплее, пушистее, и зайца не будет на снегу видно).
Воспитатель: От кого зайчик прячется зимой? (От лисы и волка, чтобы они его не заметили и не съели).
Воспитатель: Ребята все звери готовились к зиме, а как вы думаете, какие запасы делает белочка, готовясь к зиме? (Орехи, грибы, шишки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на экран как вы думаете кто здесь лишний (Котик).
Воспитатель: Почему? (Потому что он домашнее животное). А все остальные какие? (Дикие животные).
Воспитатель: ребята, что-то я замерзла в зимнем лесу, давайте с вами поиграем!
Слайд 3
Физкультурная пауза: Снег, снег кружится (в кругу)
Снег, снег кружится
Белая вся улица
Собрались мы в кружок
Завертелись как снежок
(Стоп, остановились) (2 раза)
Воспитатель: Ребята, смотрите, какая красивая снежинка упала, да она не простая, на ней загадки написаны, давайте их отгадаем.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает. (Зимой)
Лежало одеяло
Мягкое, белое
Солнце напекло -
Одеяло утекло. (Снег)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Всё сквозные вырезные.
А возьмёшь - вода в руке. (Снежинки)
Ему не холодно в мороз
У него морковка-нос
А когда весна настанет
Он заплачет и растает? (Снеговик)
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице. (Мороз)
Воспитатель: Как вы думаете, о каком времени года говорится в загадках? (О зиме).
Воспитатель: Какое сейчас время года? (Зима).
Слайд 4
Воспитатель: А какое время года у нас на слайде? (Зима);
Воспитатель: Да ребята на слайде зима, посмотрите, сколько много снега. Он лежит на деревьях. Деревья словно шапки надели.
А вы знаете, когда из туч падает много снежинок, то это - снегопад. Под деревьями сугробы. Ребята посмотрите какой большой снежный сугроб намела Зимушка в нашем лесу.
Воспитатель: Посмотрим, что же спрятала Зима для нас в сугробе?
(Дети направляются к сугробу, поднимают снежное покрывало).
Воспитатель: Что это? (Лед).
Воспитатель: Потрогайте его руками.
Воспитатель: Какой лед? (Холодный, гладкий, твердый).
Воспитатель: Что с ним происходит, если его держать в руках? (Тает).
Воспитатель: А почему он тает? (Здесь, в помещении, тепло, и руки наши теплые, поэтому лед превращается в воду).
Воспитатель: А если положить лёд в воду? (Он плавает) (кладут лёд в воду)
Воспитатель: Он плавает, он легче воды.
(Предлагаю вернуться на свои места).
Воспитатель: Наше путешествие по зимнему лесу закончилось и нам пора возвращаться обратно в детский сад. Закрывайте глаза и выполняйте то, что буду говорить.
Один раз хлопни, два раза топни, вокруг себя повернись, в детский сад возвратись!
Слайд 5
Воспитатель: Вот мы и вернулись назад в детский сад. Животные остались в своём родном доме – в лесу.
Воспитатель: Ребята, а вы согласны, что «Зима – чудесное время года!» (Да)
Слайд 6
Воспитатель: Посмотрите какая красивая картина, эту картину написал художник. Что изобразил художник на картине? какое время года? (Снег, зиму).
Воспитатель: Какая красивая, все деревья в снегу и вокруг снег лежит.
Воспитатель: Давайте и мы с вами превратимся в художников, нарисуем зиму. Присаживаемся за столы.
Воспитатель: Сейчас мы тоже попробуем нарисовать зиму. Но сначала давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
По снегу пальчики гуляли.
А вторые – догоняли.
Третьи пальчики – бегом,
А четвертые – пешком.
Пятый пальчик поскакал,
Поскользнулся и упал.
Воспитатель: Теперь ребята можно приступить к работе.
Воспитатель: Ой, какая к нам непослушная кисточка пришла… Сколько клякс оставила… Что же нам делать?
Воспитатель: Давайте мы кляксы превратим в деревья, а потом нарисуем много снега.
Звук «Сказочная мелодия»
Дети рисуют, выдувая воздух из коктельных трубочек на кляксы, изображая деревья, кустарники. Снег рисуют ватными палочками.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые картины вы нарисовали.
На этом наше путешествие закончилось.
Воспитатель: Ребята, а куда мы с вами сегодня ходили?
Вам понравилось наша прогулка по зимнему лесу? Что мы видели в зимнем лесу? Что интересного было для вас сегодня, что особенно понравилось и запомнилось?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы меня сегодня очень порадовали, мне было очень приятно с вами работать, и в память о нашей встрече, я хотела бы вам подарить снежинки.
Но все они разные: весёлые и грустные. Вы помните, что мы дарили с вами друг другу в начале нашего путешествия? (улыбки).
Я предлагаю вам выбрать ту снежинку, которая соответствует вашему настроению. У кого хорошее настроение, поднимите снежинки, которые улыбаются. Как хорошо, что у всех хорошее настроение. Давайте всегда будем дарить друг другу улыбки! Спасибо