Софья Батакова
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Волшебный мир ночи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : Продолжать учить детей воспринимать музыку, изобразительное искусство. Поэзию как эмоциональную, духовную информацию о мире. Воспринимать «настроение» цвета, звука и пространства. Дать представление о ночных животных, насекомых. Побуждать детей к выразительной передаче светящихся в темноте предметов /окна домов, фонари, фары машин и др. /.
Закрепить способ изображения сначала восковыми мелками, затем гуашью.
Развивать фантазию, воображение.
Материал:
Произведение Клода Дебюсси «Лунный свет»
Произведение Людвига Бетховена «Лунная соната»
Публикация «Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе „Волшебный мир ночи“» размещена в разделах
Художественные фотографии ночных пейзажей
Репродукции картин художников :
И. Айвазовский «Лунная ночь на Капри»
Н. Бурачек «Ревет и стонет Днепр широкий»
Альбомы для рисования в подарок детям.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня я расскажу вам сказку…
Жил да был маленький щенок. Он был очень любопытным, но дальше своего двора его не выпускали, а он очень мечтал о дальних путешествиях. Особенно его привлекал лес, который виднелся вдалеке. И однажды щенок решился на дальнее путешествие, но дорога до леса была длинной. Стало темнеть, птицы угомонились, тихие шорохи и шелесты слышались со всех сторон в траве. Кто – то копошился там, шмыгал в траве, прятался в кочках. Быстрые тени бесшумно проносились в воздухе: это гонялись за ночными бабочками летучие мыши. Щенок осторожно пошёл дальше, но вдруг какая-то тень мелькнула перед ним, и щенок укололся обо что – то острое. От неожиданности щенок громко взвизгнул, а когда оправился от испуга, то увидел какой – то колючий комочек. Неожиданно комочек развернулся, и щенок увидел колючего зверька, который смотрел на него. Щенок с удивлением и страхом рассматривал колючки ёжика.
- Я боюсь! – прошептал щенок.
- Не бойся! Когда мне бывает особенно страшно, я говорю себе: «Не трусь! Не трусь!» и мне помогает.
Щенок стал приговаривать: «Не трусь! Не трусь!», но ему это, ни сколько не помогало.
А в лесу еще темней сделалось. Уже высоких деревьев не видно, а кусты над головой еле – еле угадываются. Щенок с ёжиком выскочили на полянку. А на ней голубые огоньки мерцают, видимо – невидимо»! Ёжик объяснил щенку, что это светлячки – такие маленькие жучки. Днём они черные, а ночью светятся как звёзды, только на земле, а не на небе. А тут, высоко в небе, новые огни засветились. Звёзды!
- Мне нравится смотреть на звёзды! Они такие красивые, только маленькие, как светлячки! – сказал щенок.
- Они совсем не маленькие! – объяснил ёжик. – Всё дело в том, что они очень – очень далеко. А вблизи, говорят, они у-у-ух! – какие большие.
А в лесу совершенная тьма настала. Ни деревьев больше не видать, ни кустов, ни черники с брусникой. Только нюхом и можно дорогу отыскать.
Вдруг у щенка дыбом поднялась шерсть от страха, и он попятился назад.
- Что с тобой? – спросил ёжик.
- Смотри! Это лохматое чудовище хочет напасть на нас, а вон там огромный великан стоит.
Ёжик стал убеждать, что в лесу нет ни великанов, ни чудовищ, но щенок всё равно трясся от страха.
Внезапно из – за черной тучи, покрывавшей небо, выглянула луна. Она была большая и круглая – серебристый сияющий диск! Нежный лунный луч коснулся щенка, и он сразу почувствовал себя лучше.
Вдруг сверху ещё два круглых желтых диска засветились, повернулись из стороны в сторону и на ёжика со щенком уставились.
- Небось тоже светлячки, - сказал щенок, - или ещё две луны появились на небе?
А желтые огни с места снялись и бесшумно поплыли вниз, прямо к щенку.
- Ой, как мне страшно! Быстрее бы стало светло!- заскулил щенок.
- Ух! – раздалось совсем рядом. – Не говорите со мной о дневном свете! У меня начинают болеть глаза, как только я слышу о нём. По моему мнению, лунный свет достаточно ярок. Ничего более яркого я не люблю!
- А всё – таки мне хотелось бы посмотреть на этот лес днём. И тогда бы я знал, какая разница между днём и ночью. Это должно быть так интересно… - сказал дрожащим голосом щенок.
- Ух! – возмущенно воскликнул филин. – Вы – разумный щенок. Каким образом вам пришла в голову такая странная идея? Поверьте мне, мой друг, это ужасно! Однажды я вылетел днём. И одного раза было для меня совершенно достаточно! Мы, ночные создания, не любим дневного света! И филин, громко ухая, улетел.
Всю ночь щенок испуганно вздрагивал от каждого шороха. А когда наступило утро, то лохматое чудовище оказалось пушистой зелёной ёлкой, а большой великан – камнем у реки. Щенок, радостно повизгивая, обежал цветущую полянку, попрыгал у пушистой ёлки, взобрался на огромный камень. А затем попрощался с ёжиком и довольный побежал домой.
Вопросы:
Дети, а вам бывает страшно ночью? Почему?
Каких ночных животных вы знаете?
Какие волшебные превращения происходят утром, когда ночь кончается? (Звёзды и луна исчезают, светлячки превращаются в черных жучков, ночные животные ложатся спать и др.)
Воспитатель подводит детей к выставке картин и художественных фотографий.
Воспитатель: Ребята, многие художники изображали на своих картинах ночь, луну, но каждый художник изображал ночь по – своему. Посмотрите внимательно на эти картины. Какая из картин вам больше всего понравилась? Ты выбрал эту картину. Чем тебе она понравилась? Что ты можешь о ней рассказать? (ответ ребёнка) Какими красками написана эта картина?
Дети, а как вы думаете, на какой из картин изображено место, где оказался щенок из нашей сказки?
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только –
От него осталась долька.
Дети: Луна!
Воспитатель: Правильно, а теперь посмотрите внимательно, на всех ли картинах изображена луна
Дети: Луны не видно, она находится высоко.
Воспитатель: Правильно, художник не нарисовал луну, но лунный свет освещает всё вокруг. Снег искрится под серебристым светом луны. Эту картину художник так и назвал – «Лунная ночь».
Дети, а что можно сказать о луне? Какая она?
Дети: Круглая, серебристая, холодная, лучистая, красивая, сияющая.
Воспитатель: Поэты тоже воспевали в своих стихах красоту ночи и луны. Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Ночь».
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Воспитатель: Дети, композиторы тоже не остались равнодушными к красоте небесного светила. Людвиг Ван Бетховен написал «Лунную сонату», а Клод Дебюсси произведение «Лунный свет». Послушайте его.
(Слушание музыкального произведения К. Дебюсси «Лунный свет»).
Воспитатель: Закройте глаза и представьте ночь, луна выходит из – за туч. Лунный свет освещает лес, речку, цветущую поляну…
Понравилась вам музыка?
Дети: Да!
Воспитатель: Что вы можете сказать о ней? Какая она?
Дети: красивая, нежная, лиричная…
Воспитатель: Да, она даже похожа на звуки серебряного колокольчика.
Ребята, посмотрите на эти фотографии. Фотохудожники тоже восхищались ночью и на всех фотографиях она разная. Давайте и мы попробуем каждый нарисовать свою ночь. Сегодня я вам покажу, что можно рисовать не только кисточками, но и другими подручными материалами. Например, ватными палочками. Посмотрите, я нарисовала картину, и мне осталось изобразить звёзды. Набираем краску на кончик ватной палочки, держим палочку вертикально и ударяем по бумаге. Мои звёздочки готовы. Таким способом можно изобразить звезды, листья, снег, ягоды и многое другое.
А сейчас приступайте к рисованию, и нарисуйте свою ночь как настоящие художники.
(Рисование на тему «Волшебный мир ночи» с музыкальным сопровождением: Л. Бетховен «Лунная соната»)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?
Дети: Да!
Воспитатель: Дети, поставьте свои картины в нашу галерею. Мне тоже понравилось, как вы сегодня рисовали. У всех получились замечательные картины, как у настоящих художников. А чтобы вы продолжили своё творчество, я дарю вам эти альбомы для рисования.