Никифорова Марина
Конспект интегрированного занятия на тему «Русские мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия на тему
Цель: - обобщить знания о декоративно-прикладном искусстве России;
- воспитывать гордость за талант русских мастеров;
- закрепить представление о декоративно-прикладном искусстве России;
- побуждать составлять рассказ на основе представлений об особенностях народной росписи;
- учить подбирать наиболее точные определения при описании предметов декоративно-прикладного искусства;
- упражнять в подборе синонимов;
- закрепить представление детей об образовании чисел от 1 до 5;
Публикация «Конспект интегрированного занятия на тему „Русские мастера“» размещена в разделах
- продолжать закреплять навыки счета предметов в пределах 5 слева направо и справа налево;
- закреплять умение устанавливать соотношения между 5 предметами по высоте ( употреблять слова: выше, повыше, еще выше, самая высокая, низкая, пониже, самая низкая);
- совершенствовать умение определять положение предмета используя слова «далеко-близко»;
- совершенствовать умение определять положение рук (левая и правая);
Ход занятия:
- Ребята, у нашей России много городов и деревень, которые прославили ее своим искусством. Эти города славятся своими традициями, мастерами-умельцами и народными промыслами. Люди издавна стремились украсить свою жизнь, предметы своего быта. Они хотели, чтобы вещи, которые их окружают, были не только практичными, но и красивыми. Люди украшали глиняную посуду, одежду, игрушки, орудия труда.
- А теперь, ребята, давайте познакомимся с дымковской игрушкой (воспитатель показывает дымковскую игрушку и читает отрывок из стихотворения) :
Деревенька – невидимка,
До ого она мала-
Утонула в сизой дымке,
Притаилась, залегла.
Избы, избочки, избушки…
Тает Дымково в дымах.
В избах делают игрушки:
Куры, барыни в санях,
Петушок – и молодица,
Конь – и парень молодой,
По вод идет девица-
Коромыслице дугой.
Ярки, красочны, нарядны,
Позолота, ободок
И оборочка… отрадно:
Был-то – глины лишь комок!
- ребята, давайте назовем дымковские игрушки: кони, жар-птица, индюки, няни с детьми, барышни, водоносы, всадники на конях и т. д. Дымковская игрушка родилась в старину в селе Дымково на берегу р. Вятка, ее делали из глины, свое умение мастера передавали детям, а дети своим детям, так дымковская игрушка дошла до наших дней. Ребята, посмотрите какие узоры на дымковской игрушке? (все весте отмечают, что это клетки, кольца (большие и малые, волнистые линии, завитки, точки). Игрушки отличаются яркими цветами.
- Дети, сейчас я вам загадаю загадку, слушайте внимательно:
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одежки,
Называются… (матрешки).
- Посмотрите на матрешку, какая она красивая, полюбуйтесь узорами. (показываю «секрет» матрешки, вынимая из самой большой остальных, меньших по размеру).
К нам в гости пришла матрешка. А чем отличается эта кукла от других? Правильно! У нее внутри сидят ее младшие подружки. Давайте откроем и посчитаем, сколько же подружек пришло сегодня в гости?
(Открываем матрешку. Пересчитываем.)
- Открываем, смотрим. Ребята, сколько стало матрешек? (Две).
- Какого размера эта матрешка? Какого эта?
- Смотрим еще, открываем, ребята, сколько теперь стало матрешек? (Три).
(Называем размеры и так проделываем до пяти).
- Сколько же всего матрёшек?
- А как вы считали? (Слева направо).
- А можно ли посчитать матрешек справа налево? Изменится ли от этого их количество?
- Лиза, пожалуйста, пересчитай матрешек справа налево. Сколько получилось? (Пять).
- Ребята, вот наши красавицы гостьи все вместе. Чем они отличаются друг от друга? (Размером). Попробуем расставить матрешек в порядке убывания, в порядке возрастания?
- Молодцы. Вы отлично справились с заданием.
Дидактическая игра «Путешествие матрешек»
- У вас у каждого на столах матрешка и картонная карточка. Как вы думаете на что она похожа? Правильно, на дорожку. Наша Матрешка будет гулять по дорожке.
- Берите матрешку в правую руку. Поднимите вверх. Молодцы, все правильно.
- Поставьте свою матрешку на дорожку так, что она была далеко от вас. Теперь Близко. Теперь найдите середину на дорожке, поставьте.
- Теперь возьмите матрешку в левую руку.
- Поставьте свою матрешку так, что бы она у вас оказалась слева близко к вам. Теперь поставьте, так чтобы матрешка оказалась справа на дорожке далеко от вас.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Были у наших матрешек фотографии их подружек, да порвались. Помогите собрать целую картинку из частей.
Физкультминутка
- Ребята, предлагаю вам потанцевать под песню «Матрёшки» (показываю движения в соответствии с текстом).
- Теперь, ребята, посмотрите посуду из Гжели, давайте назовем какая это посуда, рассмотрим узоры и цвета, которыми украшена посуда (отметить, что используется только 2 цвета – синий и голубой на белом фоне, узор тоже только один – цветок).
-Послушайте стихотворение о другом виде промысла:
Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя Хохлома!
(демонстрирую изделия, показываю и называю изделия, отмечаю цвет, иузор, материал, из которого они сделаны).
-Хочется отметить, ребята, что эти декоративные ремесла существуют только у нас в России, больше нигде в мире таких не найти.
(Развитие речи)
- А теперь ребята, предлагаю поупражняться, я буду называть вид ремесла, а вы должны подобрать определения для узоров, видов росписи:
- хохлома - (золотая, красивая, солнечная);
- дымка - (веселая, праздничная, разноцветная);
- гжель - (нежная, сине-голубая, зимняя);
- матрешки … (нарядные, расписные, забавные.)
-Ребята, давайте попробуем составить рассказ о предмете декоративно-прикладного искусства по плану:
План рассказа:
1. Назвать предмет.
2. Описать узор, сочетания цветов.
3. Для чего предназначен, как им можно пользоваться?
4. Выразить свое отношение к предмету.
(анализирую рассказы детей, отмечаю использование определений, выразительность описаний.).
Подведение итогов:
-Ребята, что вам запомнилось больше всего?