Ольга Глинина
Конспект интегрированного занятия «Уральские мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
по художественно-эстетическому развитию
Подготовительная к школе группа
Цель: погружение в культуру русского народа через знакомство с урало-сибирской росписью и игру на деревянных ложках.
Задачи.
1. Познакомить с технологией изготовления деревянных ложек. Закре-пить приёмы игры на деревянных ложках.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Уральские мастера“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Закрепить умение создавать узоры по мотивам урало-сибирской росписи, передавая цветовую гамму.
2. Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную дея-тельность, внимание, память, мышление.
3. Воспитывать личностные качества, чувство коллективизма; патрио-тические чувства, желание гордиться историей, достижениями жите-лей родного края, интерес к художественным образам народного де-коративно-прикладного искусства.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Используемые материалы.
Раздаточный:
- деревянные расписные ложки для игры;
- шаблон ложки из белой бумаги для росписи (на каждого ребёнка);
- гуашь, кисточки разных размеров (широкая, узкая, баночки с водой, клеёнка, салфетка (на каждого ребёнка).
Демонстрационный:
- аудиозаписи: «Песня о Родине», исп. В. Рябкова; «Дети солнца», исп. «Светозар»; «Ой, что-то мы засиделись, братцы», исп. «Русская рать».
- мультимедийное оборудование;
- алгоритм выполнения росписи ложки;
- расписной сундук.
Методы и приёмы.
- наглядные (показ, демонстрация);
- словесные (рассказ, беседа, объяснение);
- практические (роспись ложки, игра на деревянных ложках).
Предварительная работа.
Слушание русской народной музыки. Рассматривание народных из-делий. Декоративное рисование узоров. Беседы о декоративно-прикладном искусстве народов Южного Урала, об особенностях урало-сибирской росписи – её производстве, истории. Разучивание приёмов игры на ложках («Мячики», «Коленочки», «Солнышко»).
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Звучит «Дети солнца».
Дети «ниточкой» входят в зал вслед за музыкальным руководителем.
- Ребята, к нам сегодня пришло много гостей, давайте скажем друж-но «Здравствуйте!» и подарим всем гостям улыбку и хорошее настроение.
Под звуки спокойной русской народной мелодии воспитатель чита-ет стихотворение Светланы Ледковой:
Роспись урало-сибирская сердцу любому мила,
Сказы Бажова уральские будто впитала она.
После работы натруженный в дом возвратится народ,
А на столе прямо с ужином роспись чудесная ждёт.
Птички, цветочки, травиночки писаны доброй рукой.
Деревянные ложки, как на картиночке, радость приносят с со-бой!
2. Основная часть.
Ребята, вы хотите узнать, где и как изготавливают деревянные ложки?
- Тогда мы отправляемся в мастерскую по изготовлению деревянных ло-жек.
- Мастерская «Вырезай-ка».
- Начнем с того, что делают ложки мастера. Кто такие мастера?
- Правильно, мастера – это люди, которые умеют изготавливать красивые деревянные ложки, они делают это лучше всех.
- Сейчас я вас познакомлю с процессом изготовления деревянных ложек.
- Сначала нужно взять деревянный брусок, разметить, затем выпилить но-жовкой по разметке.
- Следующий этап: сделать рукоятку, отпилить все углы, обработать по-верхности,
- Последнее – изготовить черпало. Получаются вот такие настоящие, ещё не раскрашенные деревянные ложки.
- В старину вещи (одежда, посуда) хранились в таких красивых расписных сундуках.
- Когда ложки готовы, можно и отдохнуть.
Русский танец «Ой, что-то мы засиделись»
- Начинается самый интересный процесс.
- Дети, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что происходит с ложками дальше?
- Правильно, ложки разрисовывают или расписывают и покрывают ла-ком.
- Я приглашаю вас в мастерскую для росписи ложек «Разрисуй-ка».
- Кто расписывает ложки?
- Мастера - художники росписи по дереву.
- Предлагаю вам самим украсить ложку урало-сибирской росписью.
- Давайте вспомним, что это за роспись, и какие краски используют масте-ра.
- Каждый листик или цветок необычны, они как будто светятся изнутри и кажутся волшебными. Краска одного цвета плавно переходит в другую.
- Какие краски использовали художники - мастера?
- Уральская роспись на первый взгляд проста и незатейлива. На самом де-ле этой росписи свойственна особая техника – мазок.
- Скажите, пожалуйста, как набирали краску мастера-художники?
- Правильно, на один край ворса набирается краска основного цвета, а на другой край краска другого цвета и делается несколько мазков на одном месте. Прорисовывается один крупный цветок и от него остальные дета-ли: листики, завитки, цветы, ягоды.
- Как же называется этот крупный цветок? (Дикая роза – шиповник).
- Мы сегодня будем расписывать ложки, как настоящие мастера декора-тивно - прикладного искусства. Я достаю из нашего чудесного расписного сундука заготовки ложек, которые вы будете расписывать уральской рос-писью при помощи пальчиков.
- Посмотрите на алгоритм по росписи. Он вам поможет правильно распи-сать ложку.
- Садитесь за столы, и вы станете мастерами росписи ложек. Для каждого мастера приготовлено рабочее место. Постарайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, яркими, аккуратными. И, помните, что у настоящего ма-стера на рабочем месте всегда чистота и порядок.
- Прежде, чем начать рисовать нужно пальчики размять.
Физ. минутка «Вот помощники мои!»
- Приступайте к росписи ложек, вспомните как правильно набирается краска.
Самостоятельная работа детей. Во время росписи звучит музыка.
- Вы все молодцы! Какие красивые ложки получились, потому что вы ста-рались, как настоящие мастера.
3. Рефлексия.
- Деревянные расписные ложки служат для украшения дома. А ещё ложки используют как музыкальный инструмент.
- Приглашаю вас в мастерскую «Поиграй-ка».
- Ложки для игры лежат в нашем расписном сундуке.
Ложки разные бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдёт любой!
Игра на ложках.
- Ребята, вы сегодня были маленькими художниками-мастерами.
- Скажите, пожалуйста, какой росписью мы расписывали ложки?
- Что у нас получилось, мы сейчас полюбуемся.
Выставка.
- В нашем сундуке осталась ещё одна ложка. Посмотрите, какая большая! А в ней что-то лежит. Это же конфеты!
- На этом наше путешествие в мастерскую по изготовлению и росписи де-ревянных ложек закончилось.
Прощаться, как известно,
Не очень интересно.
Но мы кивнём головкой,
Помашем на прощанье
И дружно-дружно всем
Мы скажем: – До свиданья!
Дети уходят по музыку.
- Приглашаем гостей полюбоваться результатом работы по росписи ло-жек.
Используемая литература.
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная про-грамма дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро-вой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 304 с.
2. Росток: учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста. / Шестакова А. В. – Челябинск, 1996. – 192 с.
3. Наш дом – Южный Урал : программно-методический комплекс для ор-ганизаций, реализующих образовательные программы дошкольного об-разования. / Под ред. Бабуновой Е. С. – Челябинск: АБРИС, 2014. – 255 с.
4. В гостях в городе мастеров [Электронный ресурс] : Конспект занятия ан-самбля ложкарей «Ладушки». / Асылова А. Т. – Режим доступа: https://www.moi-detsad.ru