Роман Кузичев
Конспект интегрированного занятия «Образ птицы в резьбе по дереву»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1. Тема: Выполнение декоративной композиции с изображением птицы. Предмет: Композиция прикладная.
Цель : выполнить рисунок птицы для декоративной композиции работы в материале.
Задачи:
образно-пространственные, передача пластической характеристики птицы –изгиб и поворот шеи, передать динамику в силуэте,
декоративные - украшение полей изображения плоскорельефной или геометрической резьбой, грамотное тоновое решение.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Образ птицы в резьбе по дереву“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Материалы и инструменты: ф. А4, А3 масштабно-координатная бумага, пр. кар., ластик, линейка,угольник,циркуль.
Наглядный материал: слайд-шоу с изображением птиц в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве, фото различных птиц.
Ход занятия.
1 Организационный момент. Приветствие. Организация рабочего места.
2. Беседа с детьми об изображении птицы в прикладном искусстве.
Ребята, издавна птица считается связующим звеном между землей и небом, человеческим и божественным. Птицу называют еще проводником души. В верованиях предков дохристианской эпохи птица – символ верхнего мира – Прави. Она несет в себе женское начало и символизирует добро, мудрость. Образ птицы прослеживается в разных видах искусства (слайд №1 В. Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»1896 г.).
Самая узнаваемая сказочная птица – Жар-птица. По народным преданиям она живет в ветвях Древа Жизни и питается молодильными яблочками. Жар-птица - персонаж русских сказок. Она обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица — огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (слайд №2 Жар-птица на палехской шкатулке).
Образ птицы активно присутствует в декоративной резьбе по дереву, в том числе в домовой резьбе. Поскольку русский дом построен по законам устройства Древа Жизни, резная птица обитает в верхних частях элементов отделки: на коньке, на лобовой доске, в верхних элементах наличников (слайд №3 фасад деревянного дома с изображением птиц).
Образ птицы в древнем мире. В Египте душа каждого человека изображалась в виде ястреба с человеческой головой, покидающего тело после смерти. Скульптурные изображения богов, также были связаны с древними представлениями египтян (слайд №5. Скульптура сокола Анубиса).
Представление о птицах, как о человеческих душах распространено по всему миру, так же широко, как и мнение, что они - воплощенные божества предсказаний, бессмертия и радости, эта идея превосходно и точно выражена в пьесе Метерлинка "Синяя птица" (1908) .
Одним из наиболее часто встречаемых в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве является образ совы.
Символика совы. В Древней Греции сова считалась священной птицей, ей приписывали способность к волшебству, ибо она видела ночью, что казалось таинственным и фантастичным. Поэтому сову посвятили Афине Палладе, покровительнице наук и искусств, сделали атрибутом Афины, изображая богиню с совой, сидящей у ее ног или на руке.
С античных времен сова является символом познания, проницательности, мудрости и просвещения, а в Китае еще и знаком богатства, но ее же древние избрали и в качестве зловещей эмблемы ночи и смерти. У итальянцев домовые сычики являются истинными домашними друзьями, часто ходят с подрезанными крыльями по дому, двору и саду, и ловят повсюду мышей» (Кайгородов, 1906).
3. Практическая работа учащихся.
Выполнение рисунка декоративной композиции с птицей.
Рекомендации.
Рисунок птицы можно увидеть и нарисовать с фото, а можно нарисовать с чучела птицы,
фото чучела совенка Кузичев Р.
которое у нас есть в мастерской живописи, а также изучаем аналоги предлагаемой темы. Декоративная композиция - это, соединение, составление всех частей изображения в единое целое, неразделимый сплав фона и объекта. Демонстрируя ученикам работы мастеров,
фото работы "Сова-полка" Кузичева Р.
прошу детей не брать готовые композиционные решения, учитывать свои возможности и способности. Обдумываем идею и рисуем декоративную композицию самостоятельно!
Этапы практической работы.
- выполнение наброска, эскиза композиции,
- уточнение формы и пропорций птицы,
-выяснение отношений светлого и темного в рисунке, количества фона к силуэту птицы,
-рисование элементов рамки декоративной композиции,
- работа тоном в теневых местах для выявления силуэта птицы и объема элементов.
4. Подведение итогов занятия.
Занятие 2. Тема: Выполнение декоративной композиции с птицей в материале. Предмет: Работа в материале.
Цель: выполнить декоративную композицию с птицей в материале.
Задачи:
образно-пространственные, декоративные, конструктивные, развивающие - развитие умений и навыков при работе стамесками, ножом.
Материалы: заготовка – липовой пень высотой 20см.
Инструменты: нож-косяк, набор стамесок разного профиля, богородский нож, карандаш, копировальная бумага.
Введение.
Одним из любимых птиц для изображения является орел и сова. Если орла мы обычно видим на гербе нашей страны
Фото Кузичева Р. с дипломного проекта Владимира Б. "Герб Российской империи"
,то изображение совы (филина) применяется широко в деревянной скульптуре, а также в разных видах рельефа,полках и т. п. При выполнении объемного или рельефного изображения совы надо учитывать последовательность этапов. Ребята, на прошлом занятии мы с вами выполнили рисунок декоративной композиции с изображением совы. Сегодня мы будем делать сову в материале.
Ход практической работы:
1. Обрубовка заготовки небольшим топором с соблюдением всех мер безопасности.
2. Убираем остатки коры при помощи богородского ножа.
3 Переносим рисунок на заготовку карандашом через копировальную бумагу.
4. Клюкарзой делаем необходимые выемки в месте присоединения туловища к голове, местах примыкания крыльев, ног, тем самым мы формируем основные части фигуры совы.
Прим. Во время резания вторую удерживающую руку мы стараемся держать подальше от рабочей руки с инструментом. А при резании необходимо резать с останавливающим движением, т. е. не давать инструменту полной свободы, а резать короткими участками.
5. Работаем над деталями, оперением туловища и крыльев при помощи богородского ножа, косого сапожного ножа и полукруглых стамесок.
6. Работаем над головой: клюв, глаза, уши.
7. Шлифование изделия наждачной бумагой.
8. Декорирование изделия морилками и лаком.
Вот что у нас в итоге получилось. Фото работ учеников мастерской "Художественной обработки дерева"
Птица в виде оконной створки. Ажурная резьба по дереву
Сова на ветке. Плоскорельефная резьба по дереву
Сова на дубу. Объемная резьба.
Источники информации
Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву. Москва. " Культура и традиции. Легпромбытиздат".1997г.
Черепахина А. Н. История художественной обработки изделий из древесины. Москва. "Высшая школа"1987г.
Спасибо за внимание.