Виктория Волгина
Конспект интегрированного занятия «Явления природы в музыке и живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия "Явления природы в музыке и живописи"
Цель: Развитие слухового внимания, образного мышления, воображения и выразительности в исполнительской деятельности детей через синтез искусств.
Задачи:
1. Закреплять знания о явлениях природы, формировать умения анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Явления природы в музыке и живописи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
2. Расширение представлений детей об изобразительных и выразительных свойствах и средствах музыки;
3. Знакомство с новыми музыкальными произведениями;
4. Развитие слухового внимания детей, эмоциональной отзывчивости на настроение и характер музыки;
5. Расширение эмоционально-образного словаря детей, умения высказывать свои суждения о музыке;
6. Развитие коммуникативных навыков в коллективной исполнительской деятельности.
Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями; чтение художественных произведений; отгадывание загадок; рассматривание картин и иллюстраций с явлениями природы; рисование рисунков «Явления природы»; разучивание стихотворений, песни «Облака-белогривые лошадки»
Материалы и оборудование: проектор, экран, презентация, муз. центр, портреты композиторов, художников, поэтов, зонт, мяч.
Ход занятия:
Вход под музыку «У природы нет плохой погоды»
Воспитатель: Послушайте загадку:
Солнце светит,
Ветер свищет,
Дождик льет, как из ведра.
После дождика на небе
Сразу радуга видна.
Эти изменения погоды
Дарят нам (явления природы).
Воспитатель: Правильно отгадали. Сегодня мы с вами поговорим о чудесах, которые дарит нам природа. В любое время года природа радует нас своей красотой.
-Какие явления природы мы можем наблюдать зимой? (снегопад, метель, вьюгу, иней и т. д.)
-Какие явления природы бывают весной? (гроза, ледоход, половодье, таяние сосулек, ручеек, роса)
-А что мы можем наблюдать летом? (ливень, радуга, гроза, ураган, ветер и т. д.)
-А осенью? (туман, листопад, дождь)
В разные времена года можно наблюдать разную погоду и явления природы. Ребята, а как называется профессия людей, которые определяют погоду? (Метеорологи). А как люди с давних времен могли определить погоду? (По народным приметам).
Дидактическая игра «Угадай погоду по народным приметам»
(В кругу с мячом)
Воспитатель: Ребята, я вам буду говорить народную примету, а вы предсказываете погоду.
Приметы:
1. Ласточки низко летают – (к дождю)
2. Много мошкары вечером – (к теплой погоде)
3. Муравьи прячутся в муравейнике – (к дождю)
4. Уродилось много рябины – (зима будет холодной)
5. Если утром на траве роса – (то дождя не будет)
МР: Сегодня нас ждёт на редкость увлекательная беседа. Речь пойдёт о природных явлениях, которые изображают в музыке композиторы, поэты в стихах и художники в своих картинах. Природные явления бывают грозными, порой опасными: к ним относятся наводнение, землетрясение или извержение вулкана, но бывают и безобидными, привычными каждому из нас – такими, как дождь или снег.
Послушайте музыку, которую написал Сергей Михайлович Слонимский, и попробуйте угадать, какое природное явление он изобразил.
Звучит С. Слонимский «Под дождём мы поём»
МР: Итак, о чём же эта музыка? (Ответы детей.). Пьеса Слонимского называется «Под дождём мы поём». Как вы думаете, композитор хотел изобразить сильный ливень – или небольшой дождик? Холодную осеннюю морось – или тёплый летний дождь?
Ребенок: Композитор, наверняка, представлял себе летний дождик, когда сочинял эту музыку. Недаром он дал ей такое название. Вряд ли кому-нибудь придёт в голову распевать песни под холодным осенним ливнем. А под тёплым кратковременным дождиком, особенно если он хлынул после жаркой, засушливой погоды, так и хочется побегать, поскакать, повеселиться.
МР: Как вам кажется, композитору удалось передать звуки дождя? Музыка звенящая, лёгкая. Слышите, как капли звонко стучат по лужам?
Посмотрите на картину Ивана Ивановича Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Какое время года изобразил художник? (Лето) Какой месяц лета изображен, и по каким признакам вы это определили? (рассуждения детей).
Ребенок: Иван Иванович Шишкин обратился к мотиву дождя. С большим мастерством написана дождливая мгла, сквозь которую проступают неясные очертания деревьев дальнего плана. Художник особое внимание уделяет изображению воды, влаги, насытившей воздух и пропитавшей траву, крону деревьев. А как живописна лужа, отражающая стволы деревьев и светлое небо. Удаляющиеся фигуры людей создают настроение светлой грусти дождливого дня. Не сам ли автор бредет, подняв воротник, шлепает по лужам?
МР: Давайте мы с вами сейчас разомнемся и поиграем.
Игра «Солнышко и дождик» либо «Прыжки через лужи»
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, откуда берётся дождь? (ответ детей)
Да, он выпадает на землю из облаков, которые называют дождевыми. А откуда берутся сами облака? Из чего они получаются? (Ответы детей.)
Ребенок: С поверхности земли и водоёмов – озёр, морей и рек, нагретых солнцем, испаряется влага. Облака – это клубы водяного пара, они состоят из мельчайших водных капель и крошечных кристалликов льда, потому что высоко над землёй воздух может быть таким холодным, что вода замерзает. Когда капельки воды, из которых состоит облако, становятся крупнее, они уже не могут удержаться в воздухе и падают на землю дождём.
Воспитатель: Давайте рассмотрим следующую картину Ивана Константиновича Айвазовского «Морской пейзаж». На этой картине с низкой линией горизонта бОльшую часть полотна занимает изображение неба с белоснежными пушистыми облаками. Они плывут над водой торжественно и медленно, как воздушные дворцы, готовые в любой момент превратиться в причудливые образа. Что можно сказать о погоде, изображенной на картине?
Ребенок: Стоит безветренный, тихий, ясный день. Он весь пронизан солнечными лучами, хотя изображения самого светила на картине нет. Оно, как в огромном зеркале, отражается в морской глади, наполняет своим сиянием облака и яркие паруса еа переднем плане полотна.
Воспитатель: Когда вы наблюдали за облаками на небе в солнечный теплый летний день, какие образы вы видели? (ответы детей). А в одной известной детской песни из мультфильма «Трям, здравствуйте», автор сравнивает облака с белогривыми лошадками. Давайте вместе споем эту песню.
Песня «Облака – белогривые лошадки»
МР: А как называется явление природы, во время которого сверкает молния и гремит гром? Да, это гроза. В какое время года она бывает? Чаще всего летом.
Звучит: Л. ван Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». Часть IV.
МР: В музыке грохочет самый настоящий гром! Вы услышали его грозные раскаты? А какой музыка была в начале?
Ребенок: В ней чувствовались смятение, тревога. Будто бы порывистый ветер, предвестник грозы, налетает на деревья, и листья шелестят и трепещут, точно рыбки, пойманные в сеть.
МР: Ребята, гроза – опасное явление? Боитесь ли вы грозных раскатов грома? (Ответы детей) На самом деле, друзья, в громе ничего опасного нет. Другое дело – молния. Особенно неприятно оказаться во время грозы на лугу, рядом с одиноким деревом. В такое дерево молния запросто может ударить. Ещё может здорово дёрнуть током в речке или в озере! Ведь молния ударяет не только в деревья, но и в воду. Так что никогда не купайтесь во время грозы! А перед грозой всегда дует сильный ветер. Ребята, а что такое ветер? (Ответы детей.)
Пластический этюд «Ветер и деревья»
МР: Если вы бывали на море, то наверняка замечали, что со стороны водной поверхности нередко веет прохладный ветер. Приятно летом, в жару, подставить лицо прохладному дуновению ветра. Но, случается, ветер настолько усиливается, что превращается в грозное явление природы. Кто знает, как оно называется? (Это ураган)
Зарождается ураган над океаном. Его еще называют буря, шторм.
Воспитатель: Давайте рассмотрим еще одну картину Ивана Айвазовского «Девятый вал». Кто нам расскажет об этой картине?
Ребенок: Ранее утро, над бушующим океаном встает багровое солнце. Пенятся огромные волны. Вот-вот стихия сметет спасающихся людей с обломка мачты разбитого бурей корабля.
Воспитатель: художник нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морского шторма. Картина полна света, вся пронизана лучами солнца. В романтическом творчестве художника всегда побеждают жизнь, свет и надежда.
- А как называются художники, которые пишут морскую стихию? (Маренисты)
Марина - морской вид, картина (рисунок, изображающий море в различных его состояниях. Иван Константинович Айвазовский является одним из ярких представителей художников-маренистов.
МР: Давайте послушаем произведение Антонио Вивальди «Летняя гроза» (шторм, которое очень подходит к этой картине и передает буйство красок и стихии.
Антонио Вивальди «Летняя гроза»
МР: А вот еще одна картина И. К. Айвазовского «Туман над морем». Что за явление природы туман?
Ребенок: Туман — атмосферное явление, скопление воды в воздухе, когда образуются мельчайшие продукты конденсации водяного пара.
МР: На живописном полотне 1895 года также изображена на первом плане арба (повозка, запряженная быками-тяжеловесами, лодка, подплывшая к берегу и парусное судно, пришвартованное поодаль у отвесных скал. Для создания атмосферы мягкого рассеянного света мастером выбрана гамма синих, лиловых и розовых оттенков. Как вы думаете, художник изобразил рассвет или закат? (ответы детей). Диск солнца, окрашенный в розовато-оранжевые тона, и полоса волны цвета индиго создают между собой звучную перекличку. Все элементы картины складываются в единый романтический образ туманного утра на южном берегу.
Ребенок: Михаил Лермонтов «Парус»
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Воспитатель: Ребята, а что появляется в небе после дождя? (Радуга) Что же такое радуга? (ответы детей)
Ребенок: Федор Иванович Тютчев «Как неожиданно и ярко»
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
Воспитатель: Взгляните на картину художника Архипа Ивановича Куинджи «Радуга». Изображены огромное небо и бескрайняя степь. Ярко и чувственно передано ощущение омытости и чистоты после дождя. Бывает ли у радуги настроение? Сколько цветов в радуге, и в каком порядке они расположены? (ответы детей)
МР: Подумайте, ребята, есть ли сходство у радуги с музыкой? (ответы детей: 7 цветов радуги – 7 нот, радужные колокольчики). И мы с вами уже не раз говорили, что музыка может передавать настроение. Давайте мы с вами сыграем на диатонических колокольчиках и попробуем передать осеннее настроение.
Игра на диатонических колокольчиках «Картина осени»
МР: Сегодня мы с вами говорили о явлениях природы. Какая картина вам больше всего запомнилась? Кто запомнил, как называются художники, изображающие морские пейзажи? Как и всегда, вам было дано домашнее задание, нарисовать явление природы. Давайте пройдем в картинную галерею и рассмотрим ваши рисунки, а вы нам о них расскажете.
Рассматривание рисунков детей, беседа.
МР: Сегодня было завершающее наше занятие из цикла «Мир музыки и живописи». Какой жанр живописи вам больше всего понравился и запомнился? Какое занятие стало самым и интересным и любимым? (ответы детей). Теперь вы стали на шаг ближе к искусству и эти знания вам пригодятся в жизни. А мы прощаемся с вами и желаем вам творческого вдохновения!
Выход из зала под песню «Я рисую»