Ксения Кузнецова
Конспект интегрированного занятия для средних дошкольников с нарушением звукопроизношения по автоматизация звука [Ш] «Одежда»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах и словосочетаниях. Одежда.»
Цель: автоматизация звук Ш в слогах,
словах и словосочетаниях, расширение и активизация словарного запаса по теме: «Одежда».
Задачи:
коррекционно-развивающие:
• исправлять произношение звука Ш в слогах, словах и словосочетаниях;
• развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
• развивать фонематический слух; речевое дыхание; мелкую моторику кистей рук; общую моторику, умение согласовывать речь с движениями; внимание, память, логическое мышление;
образовательные:
Публикация «Конспект интегрированного занятия для средних дошкольников с нарушением звукопроизношения по автоматизация звука [Ш] „Одежда“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Темочки
• уточнять и расширять словарный запас по теме «Одежда»;
• формировать у ребёнка представления о том, из каких материалов шьют предметы одежды; как одежда различается по сезонам и назначению;
• обучать умению образовывать относительные и качественные прилагательные;
воспитательные:
• воспитывать интерес ребёнка к словам педагога, к играм и упражнениям, к занятию в целом;
• воспитывать самостоятельность;
• воспитывать нравственные качества: умение делиться с другими, доводить начатое до конца, бережное отношение к пособиям, трудолюбие;
здоровьесберегающие:
• планировать объём материала с учетом работоспособности ребёнка;
• соблюдать правильную посадку ребёнка;
• способствовать созданию благоприятного психологического климата;
• соблюдать режим охраны зрения.
Оборудование:
• игрушка
• картинки с изображением одежды;
• образцы материалов (из которых может быть выполнена одежда);
• листочки с буквой ш;
• мяч небольшого размера;
• картинки с платьем и шапкой (Среднего размера) и маленькие с изображением различных предметов, в названии которых есть звук Ш (для игры «Укрась одежду»);
• предметные картинки с изображением игрушек, в названии которых есть звук Ш;
• индивидуальная рабочая тетрадь;
• стикеры, № вида смайликов, карточки «Отлично».
Методы, технологии: словесные, наглядные, практические.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед и воспитатель приветствуют детей и сообщают, что сегодня к ним на занятие придёт гость. Для того чтобы узнать, кто это, нужно отгадать загадку.
Она кошечку боится.
В полу дырка, там таится.
Прячется, для передышки
Кого ловит кошка (Мышку)
Дети отгадывают загадку. Слайд 2
Воспитатель показывает игрушечную мышку и говорит, что он пришла на занятие, чтобы послушать, как ребёнок произносит звук Ш, а также узнать, что он знает о предметах одежды.
Воспитанники знакомится с Мышкой.
2. Основная часть.
2.0. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания: дети произносят слова со звуком Ш, которые изображены на змейке. За правильные слова логопед дает стикер. Слайд 3
Логопед: сегодня я расскажу тебе об одной маленькой мышшшшшке. Послушай, как звучит слово: «Мыш-ш-шка». Какой звук я выделила?
Какой это звук? Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука Ш губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – теплая.
Воспитатель просит ребёнка внимательно рассмотреть Мышку и назвать, во что она сегодня одета. Далее предлагает вспомнить, как эти предметы можно назвать, одним словом, и где их можно приобрести. Слайд 4
2.1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Посмотри, а что здесь нарисовано?
В этом доме за высоким забором живет мышка. Мышка проснулась, открыла дверь и вышла на крыльцо (упражнение «Лопатка»). Ветерок дует на мышку. Пришлось ей надеть теплую кофточку. Пошла мышка пить чай из чашечки. Выпила одну чашечку чая (упражнение «Чашечка», другую, третью.
Потом мышка поиграла немного с пушинкой (упражнение «Фокус») и пошла к свои друзьям. (упражнение «Гармошка»). Приложение 3
Поиграла она с друзьями и пожал дальше по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш.
Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить:
Мы… ду… ланды… малы… каранда… Приложение 4
Логопед показывает и называет листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук.
Логопед: Посмотри куда дальше ведет дорожка? В магазин с одеждой. Дорога идёт через камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они:
Ша-шу-ша;
Ше-ша-шу;
Ши-шо-ши. Слайд 5
Ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки.
2.2. Самомассаж.
Дети выполняют самомассаж тела «Пироги» повторяя за воспитателем.
За стеклянными дверями
Ходит мышка с пирогами Выполнять хлопки правой ладонью
по левой руке от кисти к плечу.
Здравствуй, Мышенька -подружка, То же по правой руке
Хлопки по груди
Сколько стоит пирожок? Хлопки по бокам
Пирожок-то стоит три, Хлопки по пояснице
А готовить будешь ты! Хлопки по ногам сверху вниз
Напекли мы пирогов,
К празднику наш стол готов! Выполнять последовательное поглаживание рук, корпуса, ног
2.3. Сообщение темы занятия. Изучение нового материала.
Логопед сообщает, что мы вместе с мышкой пришли в магазин. Какие предметы одежды можно купить в нём. Слайд 6
Воспитанники показывают и называют все предметы одежды, изображённые на картинках.
Воспитатель рассказывает, что одежду шьют из различного материала (из кожи, шёлка, меха, хлопка, трикотажа и т. д., показывая соответствующие образцы. Затем объясняет, что одежда различается по сезонам, по тому, кому она предназначена и с какой целью используется.
Логопед предлагает поиграть с мячом: бросает поочередно каждому ребёнку мяч, задавая вопросы, например, «куртка из кожи – это какая куртка?», «шуба для зимы -, шапка для женщины - … и т. д.»
Ребёнок возвращает мяч и отвечает на вопросы педагога, например, «кожаная куртка, зимняя шуба, женская шапка и т. д.»
2.4. Закрепление изученного материала.
Сначала логопед предлагает ребёнку показать и назвать детали шапки и платья, а затем - украсить их вышивкой.
Дети показывают и называют детали одежды, затем каждый поочерёдно выбирает маленькие картинки, в названии которых есть звук Ш, и приклеивает их на изображение шапки или платья, комментируя: «На платье – вишенки. На шапке – неваляшка. И т. д.» приложение 5
2.5. Физминутка.
Дети и воспитатель выполняют физминутку «По дорожке шли…»
По дорожке шли, шли, (маршируют)
Боровик нашли. (наклонились)
Боровик боровой (присели)
В мох укрылся с головой, (руки над головой в «замок»)
Мы его пройти могли – (маршируют)
Хорошо, что тихо шли!
2.6. Контроль знаний и умений.
Логопед: Мишка очень любит звук Ш, поэтому дружит только с теми игрушками, в названии которых есть этот звук. Детям предлагаются предметные картинки, необходимо выбрать и озвучить только те, в названии которых есть звук Ш. слайд 7
3. Итог занятия. Рефлексия.
Логопед сообщает детям, что Мышка благодарит их за активную работу на занятии и прощается с ними. Но прежде, чем мышка уйдет давайте вспомним, что мы делали на занятии, о чём говорили, какой звук учились правильно произносить, всё ли было понятно.
Детям предлагается выбрать смайлик, показывающий как он работал на занятии. Слайд 8
3.1. Оценка деятельности ребёнка.
Логопед и воспитатель оценивают работу ребёнка на занятии, хвалят его и вручают памятную карточку «Отлично».
3.2. Домашнее задание.
Педагог предлагает ребёнку задания:
- на автоматизацию звука Ш в слогах, словах и словосочетаниях (вклеивает в рабочую тетрадь) приложение 6
Приложение 1
Диагностический комплекс по выявлению состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Методика №1 «Исследование строения артикуляционного аппарата»
Цель методики: выявление особенностей строения артикуляционного аппарата. При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, неба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме.
Ход выполнения: ребенку предлагается выполнить упражнения для исследования особенностей строения артикуляционного аппарата. При выполнении вышеперечисленных занятий надо обратить внимание на:
— четкость артикуляционных движений;
— быстроту и плавность их воспроизведения;
— умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
Инструкция: «Открой и закрой ротик, теперь постарайся удержать широко распластанный язык на нижней губе при этом наблюдай за собой в зеркало, оближи широким языком верхнюю, нижнюю губу, как это сейчас сделаю я, проведи широким распластанным языком по верхней и нижней губам; удержи кончик языка у правого, левого углов рта (2— 3 сек.); а теперь давай пощелкаем языком, как лошадка (3—5 раз); теперь вытяни губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2—3 раза); повтори за мной – мы вызываем вибрацию губ, произнося кучерское «тпру»; надуй щеки.
Интерпретация результатов:
2 балла – строение артикуляционного аппарата не имеет дефектов,
1 балл – строение артикуляционного аппарата имеет 1-2 негрубых отклонений от нормы.
0 баллов – строение артикуляционного аппарата имеет много отклонений от нормы.
Методика №2 «Исследование подвижности артикуляционного аппарата»
Цель методики: выявление особенностей подвижности артикуляционного аппарата.
Ход выполнения: ребенку предлагается выполнить упражнения для исследования подвижности языка и губ. Используются как статические, так и динамические упражнения. Ребенок выполняет задания перед зеркалом.
Интерпретация результатов:
2 балла артикуляционная моторика в норме, все упражнения выполнены правильно, чётко, выдержан счет.
1 балл при выполнении упражнений допущено несколько негрубых ошибок.
0 баллов артикуляционные движения нечетки, часть упражнений не выполнена, требуют усилий, ребенок с трудом переключается с одного артикуляционного уклада на другой.
Методика №3 «Исследование звукопроизношения»
Цель методики: выявление особенностей звукопроизношения. При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, используя соответствующий дидактический материал.
Подбор материала обследования проводился в соответствии с методиками Ф. Ф. Рау, М. Ф. Фомичевой.
Ход выполнения: методика обследования звукопроизношения проводится в три этапа:
1. Произношение звуков в словах.
Ребенку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках, в названии которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным. Если у ребенка не получается звук в слове, ему предлагают произнести то же слово отраженно, а также слоги с этим звуком – прямые и обратно.
2. Произношение звуков в предложениях.
Логопед предлагает ребенку повторить за ним предложения, в которых также встречаются все группы звуков, например: "Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке. Галин черный щенок резвится около дома.»
3. Произношение изолированно звука.
Определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изолированный звук, логопед просит малыша повторять этот звук за собой. Итоговым звеном проведения обследования звукопроизношения является определение группы нарушенных звуков: свистящих: с, з, ц, с’, з’; шипящих: ш, ж, ч; сонорных: л, л’ р, р’ j; заднеязычных: к, г, х, к’, г’, х’;28 звонких: в, б, и др. ; мягких: г’, д’, н’ и др.
Инструкция: перед каждым этапом обследования звукопроизношения логопед дает ребенку четкую инструкцию: 1. «Внимательно посмотри на картинки и назови предметы, которые на них изображены». 2. «Внимательно послушай предложение и постарайся повторить его за мной». 3. «Я буду называть звуки, а ты постарайся их повторить за мной».
Интерпретация результатов:
3 балла – Правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;
2 балла – Один или несколько звуков группы изолированно и отражённо произносятся правильно, но иногда подвергаются искажениям или заменам в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;
1 балл – В любой позиции искажается или заменяется только один звук группы
0 баллов – искажаются, заменяются все звуки.
Методика №4 «Исследование фонематического анализа»
Цель методики: выявление особенностей фонематического анализа.
В основу обследования фонематического анализа положена методика Л. Ф. Спировой, в которой обследование начинается с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, а затем постепенно переходят к более сложным для детей позициям звуков.
Ход выполнения: ребенку предлагается ряд заданий на определение места звука в слове, определение количества звуков в слове.
Инструкция: «Внимательно послушай слово и скажи, где ты слышишь в нем звук У: (пример) – в начале, середине или конце. Внимательно послушай слов и скажи, сколько в нем букв».
Интерпретация результатов:
4 балла - точное и правильное выполнение задания с первого предъявления;
3 балла - переспрос, правильное выполнение задания при повторном замедленном предъявлении. Поправки после неправильного ответа;
2 балл - ребенок допускает 2-3 ошибки;
1 баллов - многочисленные ошибки. Затруднение при выполнении задания.
0 баллов - ребенок не справился с заданием.
Методика №5 «Исследование фонематического синтеза»
Цель методики: выявление особенностей фонематического синтеза.
При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности.
Ход выполнения: ребенку предлагается составить слова из заданного количества звуков, составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.
Инструкция: «Внимательно послушай звуки, которые я произнесу и, не меняя из порядка, попробуй назвать слово, состоящее из этих звуков. Составь слова из 3 (4) звуков, которые я тебе назову, звуки можно менять местами».
Интерпретация результатов:
4 балла - задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления. ;
3 балла - ребенок самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х – 4-х звуков, испытывает трудности при синтезе слов из 5-ти звуков;
2 балл - испытуемый самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х звуков, при синтезе слов из 4-х - 5-ти звуков допускает ошибки, требуется помощь логопеда (повторное предъявление звуков).;
1 баллов - ребенок испытывает трудности при синтезе слов, состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.
0 баллов - ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
Приложение 2
Речевая карта на одного из воспитанников
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Фамилия, имя ребёнка Иваненко Поликарп Михайлович
2. Возраст 5 лет
3. Национальность (двуязычие) русский
4. Домашний адрес ул. Мира 23, г. Волгоград
5. Дата поступления в логопедическую группу 09.09.2022г.
6. Заключение ПМПК от 12.08.2022г. простой уравновешенный вариант тотального недоразвития средней степени,
системное недоразвитие речи тяжёлой степени.
7. Психоневрологический статус в норме
8. Состояние слуха в норме
9. Состояние зрения снижено
I. Изучение невербальных компонентов коммуникации
Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен)
Проявление способности к подражанию:
- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др., «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик»,
«Потопай как мишка» подражает
Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, картинка) фиксация взгляда не устойчива
II. Изучение слухового восприятия
Наличие реакции на голос (громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА) реагирует
Различение на слух звучаний 2-3 музыкальных инструментов не различает
III. Изучение моторного развития
1-2. Состояние общей моторики:
(походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)
Движения не точные, переключение замедленное, темп низкий
(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)
Движения не точные, переключение замедленное, темп низкий
3. Состояние мимической мускулатуры:
Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубная складка)
Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться», нахмурить брови («рассердиться», прищурить глаза, надуть щёки: проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу не удерживает; выполняет движения самостоятельно
IV. Обследование артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата:
губы малоподвижны
мышечный тонус губ слабый
язык приподнят вверх
V. Изучение импрессивной речи:
1. Состояние номинативного словаря:
Соотнесение собственного имени с личностью (знает своё имя, отзывается на него) выполняет
Соотнесение предметов с их названием
- покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол; покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею); покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу) показывает частично
2. Состояние интеллектуального словаря
(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)
- покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается); покажи, кто умывается (стоит, бежит, т. д.) понимает, показывает частично
3. Состояние атрибутивного словаря
Понимание названий признаков предметов
- покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом); покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка) понимает, показывает частично
4. Состояние грамматического строя речи:
Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
- где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги) не понимает
Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения
- положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой) не понимает
Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
- покажи, где стол? где столик? (книга/книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) понимает частично
VI. Изучение экспрессивной речи
1. Общее звучание речи
Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, фальцет, носовой оттенок)
Темп умеренный Разборчивость речь не разборчива
2. Состояние речевой деятельности
Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (причмокивание, хныканье, радостные возгласы, смех, плач, крик)
Возможности произнесения слов (звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)
Возможности произнесения фраз отсутствуют
Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков
(звукопроизношение)
а о у ы и э я ю е ё
г гь х хь с сь з зь ц ш ж ч щ л ль р рь й
- - - - - - - - - -
VII. Исследование неречевых психических функций
1. Мышление:
Классификация; выделение 4-лишнего не выполняет
2. Счёт:
Называние цифр частично
3. Оптико-пространственный гнозис и оптико-пространственный праксис: крайне слабо развит
Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи средней степени
План логопедической работы:
-развитие связной речи, словаря, понимания речи;
-развитие артикуляционной моторики;
-постановка шипящих звуков;
-развитие общей и мелкой моторики.
Результаты: по всем направлениям динамика незначительная
Приложение 3
Комплекс артикуляционной гимнастики
1. «Лопатка» (Фомичёва М. Ф.)
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 - 5, 5 - 10.
Методические указания.
- Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.
- Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
- Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.
- Боковые края языка должны касаться уголков рта.
2. «Чашечка»
Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Методические указания.
- Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.
- Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
- При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
3. «Фокус»
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.
- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
4. «Гармошка»
Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.
Методические указания.
- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.
- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5.
- Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.
Приложение 4
Дидактический материал «Листья»
Приложение 5
Дидактический материал «Одежда»
Приложение 6
Задания на автоматизацию звука Ш в слогах, словах и словосочетаниях.