Екатерина Белоглазова
Конспект НОД по музыке для детей старшей разновозрастной группы «Такая разная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Березка» р. п. Озинки Озинского муниципального района Саратовкой области
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Музыка»
для детей старшей разновозрастной группы (5-7л.)
«Такая разная осень»
Белоглазова Е. М.
Озинки
2017г.
Публикация «Конспект НОД по музыке для детей старшей разновозрастной группы „Такая разная осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Цель:
Развитие эмоционального восприятия осенней природы у детей через различные виды музыкальной деятельности.
Задачи:
• Формировать певческие навыки, разучить 2 куплет песни, при помощи мнемотехники.
• Развивать эмоциональную отзывчивость, воображение, умение высказывать свои впечатления, выразительность исполнения, чувство ритма, внимание, навыки игры на детских музыкальных инструментах.
• Воспитывать коммуникативные навыки, желание прийти на помощь, доброжелательное отношение к природе.
Тип НОД: Тематическая
Виды музыкальной деятельности : музыкальное приветствие, музыкально-ритмические движения, распевание, пение, музицирование, танец, активное слушание музыки.
Формы организации: групповая
Методы обучения:
-проблемный,
-словесный,
-наглядный,
-игровой,
-практическая деятельность детей.
Методические приё мы:
-художественное слово,
-собственный показ,
-объяснение с наглядным материалом.
Технологии, используемые в НОД:
-ИКТ (презентация);
-технологии детского музицирования (игра на детских шумовых инструментах);
-технологии здоровьесбережения (распевки, пальчиковая гимнастика);
-технологии формирования певческой культуры дошкольников (пение).
-мнемотехника (при разучивании песни)
Предварительная работа: разучивание музыкальной распевки «Мы начинаем», 1 куплета песни «Дождик обиделся» Д. Львова-Компанейца, при помощи мнемотехники, танца «Ярмарка», игра на ДМИ, знакомство с пальчиковой гимнастикой «Зайкин день»
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, синтезатор, музыкальный центр, магнитная доска, мнемотаблицы, таблицы с ритмическими рисунками для игры на ДМИ, бубен, деревянные палочки, трещётка, металлофон, барабан, маракас, дудочка, шумовые инструменты сделанные своими руками, листочки для музыкально-ритмического движения, снежинки для активного слушания, платочки для танца.
Словарная работа: композитор
Мотивация: игровая (потребность своей значимости ребенок может реализовать, помогая различным героям решать их практические и интеллектуальные проблемы)
Ход НОД
Деятельность музыкального руководителя и воспитанников время
Вводная часть (мотивация) :
5мин.
1. Музыкальное приветствие :
«Мы начинаем»
Художественное слово
Мотивация: письмо о помощи. Дети принимают решение помочь герою сочинить музыкальную сказку.
Основная часть
Дети, мотивированные желанием помочь герою, выполняют предложенные задания.
Беседа о первом месяце осени
2. Музыкально-ритмические движения :
-Упражнение для рук «Осенние листочки» «Вальс» А. Жилина
Представляют, что оказались в лесу
3. Распевка
«Эхо»
Дети принимают решение спеть песню о дождике
4. Пение
«Дождик обиделся» Д. Львова-Компанейца
Предлагаю рассказать, что можно услышать в осеннем лесу при помощи музыкальных инструментов
5. Музицирование
«В осеннем лесу»
Беседа о втором месяце осени, просмотр слайдов.
Подвожу детей к исполнению танца
6. Танец
«Ярмарка» р. н. мелодия
7. Пальчиковая гимнастика
«Зайкин день»
Беседа о третьем месяце осени, просмотр слайдов.
Подвожу детей к активному слушанию
8. Активное слушание
«Снег танцует» Клод Дебюсси
20 мин.
Заключительная часть (рефлексия)
Вопросы: о чем мы сегодня говорили? С помощью каких видов деятельности мы смогли рассказать об осени? Помогли ли мы герою решить его проблему?
Предлагаю детям выбрать «смайлик» : красный - если они считают, что все задания выполняли правильно, синий - если не все получилось, желтый - если совсем ничего не получалось.
Задаю вопросы, почему именно такой цвет, прошу объяснить.
Благодарю детей, хвалю.
Дети уходят под музыку «Вальс» С. Майкапара 5 мин.
Открытая НОД была проведена с воспитанниками старшей разновозрастной группы (от 5 до7 лет, присутствовали 11 детей.
Обоснованность выбора цели НОД:
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёнок, легко прочитать на его лице, в позе, жестах, во всём его поведении. Развитие и воспитание ребёнка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «видеть» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями.
Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человека к пониманию явлений природы, смены времен года, и переживаний, связанных с этими явлениями. Именно специально организованная музыкальная деятельность, способная структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т. д., должна по праву стать важным аспектом педагогической деятельности.
Актуальность мною выбранной цели определяется потребностью нашего общества в эмоционально-чувственном воспитании. Ведь понимание эмоций и чувств является важным аспектом в становлении личности.
Обоснование используемых методов и приёмов
При планировании открытой НОД, я старалась учесть особенности и возможности детей именно этой группы.
Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на неё, я использовала проблемный метод- игровую мотивацию (письмо, в котором герой просил о помощи в написании музыкальной сказке об осени, и побуждал детей к действию).
Для успешного решения обозначенных задач использовала словесный метод на протяжении всей непрерывной образовательной деятельности, что помогло мне организовать внимание и деятельность детей. Использовала его разновидности : беседу и пояснения. Проблемность словесному методу придают побуждения детей к высказыванию собственных суждений о музыке, выражению предпочтений и эмоций.
Наглядный метод: демонстрация слайдов, таблица с ритмическими рисунками для музицирования, мнемотаблицы и другие наглядные средства - позволили решить ряд дидактических задач: развитие чувства ритма, эмоциональный настрой при пении, а так же побуждал детей к высказыванию собственных суждений. Помог сделать мой рассказ убедительнее и ярче.
Отдельно хотелось бы выделить разучивание песни с приемами мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т. д.
Целью, использования мнемотаблиц при разучивание песни, является: развитие слуховой и зрительной памяти; психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания и речи.
Основными задачами является:
- формирование, развитие у детей умения с помощью графического рисунка, понимать и рассказывать знакомые песни по мнемотаблице;
-развитие музыкального слуха, умственной активности, сообразительности, наблюдательности;
-обучению детей правильному звукопроизношению.
Принцип моей работы по разучиванию песни:
1. Прослушивание новой песни.
2. Беседа о характере песни и ее содержании.
3. Рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки.
4. Разучивание песен по фразам при помощи соответствующих тексту картинок.
5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается графическое или частично графическое изображение. В мнемосхемах к песням я использую маленькие картинки (изображения) : схемы нужно выполнить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимание лишними деталями.
Практический метод применялся на протяжении всей НОД. Показ исполнительских приемов в пении, например, показ рукой изменения высоты звука.
Так же использовала метод контроля и стимулирования- в виде одобрения и похвалы.
Использованные методы, наглядный материал соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.
На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей : добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми. В процессе занятия дети были активны. Сохранялся интерес. Были внимательны.
В результате выявились следующие знания и умения детей.
- Дети справляются с программным содержанием музыкального развития данного возраста.
- Двигаются в соответствии со сменой характера в музыке, выразительны, ритмичны в движениях, эмоциональны, освоили основные виды танцевальных движений русской пляски.
- Проявляют активный интерес к вокальной деятельности, напевны в исполнении, вступают дружно после музыкального вступления, подпевают незнакомую песню легко и непринужденно.
- Освоили игру на детских музыкальных инструментах.
- Доброжелательны друг к другу.
Игра на ДМИ
Наверное, я не ошибусь, если скажу, что одним из популярных видов музыкальной деятельности в детском саду является игра на детских музыкальных инструментах. И это не удивительно. Ребенок по своей природе любопытен и очень активен, ему хочется потрогать своими руками, проверить, как все работает, как устроен тот или иной предмет. И когда в его руках начинает что-то звенеть, шуметь, стучать ребенок испытывает огромную радость.
Работая с дошкольниками, я заметила, что как только дети видят различные детские музыкальнее инструменты они сразу же просят разрешить им поиграть на них. Причем играть любят все, и те, кто у кого хорошо получается, и те, у кого вовсе не получается сыграть правильно.
Я решила активнее привлечь детей к этой деятельности и помогла мне в этом программа «Ладушки», где очень большое внимание уделено развитию чувства ритма. Очень хорошая книга «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой.
Занятия в оркестре дают для всех детей без исключения положительный результат не зависимо от того, на каком инструменте играет ребенок. Игра на ДМИ развивает не только музыкальный слух и ритм, но и воспитывает настойчивость, волю, дисциплинированность, художественный вкус. Занятия в оркестре воспитывают дух коллективизма, чувство взаимопомощи. Но в то же время, создание оркестра очень сложное и трудоемкое дело. Сложности в основном заключались в отсутствии качественных ДМИ. Но музыкальными инструментами могут стать любые предметы. В моей коллекции есть и простые деревянные палочки, и просто пластиковые бутылочки из-под йогурта, и даже пластиковые тарелочки. На всех этих «инструментах» дети с большим удовольствием играют музыку.
В конце НОД была проведена рефлексия, благодаря которой выявлено, что занятие проводилось в благоприятной обстановке, детям понравилось.
ВЫВОД: Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия. Я считаю, что мне удалось полностью достигнуть цели и реализовать поставленные задачи.