Наталья Мерзлякова
Непосредственно-образовательная деятельность «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить с круговоротом воды в природе;
Расширить представления детей о значении воды в жизни человека, свойствах воды, словарный запас, формировать навыки проведения исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к воде.
Развивающая среда:
слайды с изображением реки, моря, озер (можно фотографии, подборка стихов, загадок, таблица «Круговорот воды в природе», альбомные листочки, цветные карандаши, стеклянная банка, наполненная горячей водой, письмо от е6е Величества Воды, «волшебные» коврики, сборник»Северные родники» стихотворение Прокопия Салтыкова, музыка сопровождающая полет на волшебных ковриках.
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа:
разучивание стихотворения ребенком, беседа о воде, ее свойствах, «Будь осторожен с горячей водой», рассматривание иллюстраций на страницах энциклопедии «Все обо всем».
Словарная работа:
Мини-лаборатория, конденсат, круговорот воды, творческая лаборатория.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Дети: Да очень!
Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю вас в гости к одной королеве. Хотите узнать, как ее зовут? Тогда отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу (вода)
Воспитатель: Правильно, это ее величество Вода. Мы отправляемся с вами в гости к королеве Воде. Давайте сядем на волшебные коврики и полетим в гости.
Воспитатель: А как думаете вы? (ответы детей) Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю провести эксперимент. Согласны?
Проведение эксперимента. Воспитатель показывает ледяной Кубик.
Воспитатель: Что это за тело?
Дети: Это ледяной кубик.
Воспитатель: Какое вещество?
Дети: это вода.
Воспитатель: В каком состоянии вода?
Дети: Вода в твердом состоянии.
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы вода стала в жидком состоянии?
Дети: Воду необходимо нагреть.
Воспитатель: Какой процесс происходит?
Дети: Происходит процесс таяния. Из твердого состояния вода превращается в жидкое состояние.
Воспитатель: Правильно ребята.
Воспитатель: Продолжим нагревать воду. Наблюдайте, что происходит?
Дети: Вода превращается в пар.
Воспитатель: Да верно. Когда вода сильно нагревается, начинается процесс кипения и вода превращается в водяной пар. А видели ли вы процесс превращения воды в пар дома?
Дети: Да. Когда кипит в чайнике, или когда мама варит суп, тоже пар из кастрюли и т. д.
Воспитатель: Все правильно, какие вы наблюдательные! Молодцы!
Воспитатель: А теперь, ребятки, посмотрите. В банке была очень горячая вода. Она постояла немного, чуть-чуть остыла, я сейчас открою банку, а вы обратите внимание на крышку банки.
Воспитатель демонстрирует, дети ведут наблюдение и делают вывод о том, что на крышке с внутренней стороны появились капли.
Воспитатель: Откуда появились эти капли?
Дети: Вода, когда была горячая, стала подниматься вверх и оказалась на крышке.
Воспитатель: Правильно, вы очень внимательные ребята. А теперь смотрите, что происходит с капельками? (воспитатель немного поднимает крышку, и капли падают обратно в банку)
Дети: Капли падают обратно в банку.
Воспитатель: Когда вода поднимается вверх, она остывает и падает обратно в банку. Такой процесс называется конденсация.
Воспитатель: Такое происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.
Воспитатель: Говорят что вода «вечная путешественница». Как вы это понимаете? (ответы детей) Ответить на этот вопрос вам поможет таблица. Вот она, посмотрите.
Воспитатель обращает внимание на таблицу «Круговорот воды в природе».
Воспитатель показывает на солнце, воду, стрелочки, которые указывают на то, что вода поднимается вверх, на облака, на снежинки, на стрелочки, указывающие вниз.
Дети делают вывод: Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает вниз виде дождя, снега, обратно на землю.
Воспитатель: Правильно ребята. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе.
Вода испаряется с поверхности земли под действием, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года. Постоянно.
Ребенок: В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда;
То в снег превратится, то в лед,
Растает, и снова в поход!
Воспитатель: «Почему море никогда не переполняется?»
Дети: Потому что постоянно происходит круговорот воды. Вода испаряется.
Воспитатель: А что помогает тому, что вода испаряется?
Дети: Солнце.
Воспитатель: А еще движение воздуха помогают круговороту воды в природе. Если бы весь водяной пар, который содержится в воздухе, выпал на землю в виде дождя, то на всей суше образовался бы слой воды толщиной в 1 метр (показываю). Как вы думаете, что бы тогда случилось с водой в море?
Дети: Тогда бы море переполнялось водой.
Воспитатель: Но, к счастью, на землю в виде дождя и снега выпадает далеко на весь водяной пар, а это благодаря тому, что вода испаряется, и поэтому….
Дети: Море никогда не переполняется.
Воспитатель: А теперь ребята, я предлагаю вам посетить творческую лабораторию. В ней вас ждут цветные карандаши, волшебные альбомные листы. А ваше творчество и фантазия поможет вам изобразить круговорот в природе. Из лучших рисунков ее Величество Вода организует выставку «Круговорот воды в природе».
Дети садятся на «волшебные коврики», звучит музыка
Воспитатель: Полетели!
На экране появляется слайд, на котором фото реки.
Воспитатель: Дети, сейчас, мы пролетаем над рекой. Видите эти синие ленточки на земле? Это реки. А теперь, ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, над, чем мы сейчас пролетаем.
Зеркало большое средь полей лежит
Небо отражает, землю украшает.
Дети: Это озеро.
На экране появляется слайд, с изображением озера
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в краю, где очень много озер. Наш край можно назвать озерным краем.
А Прокопия Салтыкова, хантыйский поэт, вот как описывает озера, послушайте.
Озера, озера, озера без края
Фонограмма: шум моря.
Воспитатель: безмолвное море, лазурное море,
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит и дышит и блещет оно.
Воспитатель: Хотите искупаться в море? Тогда поплыли.
Физминутка: дети имитируют плавание в море.
Воспитатель: Ну, вот, ребята, мы в гостях у ее Величество Воды.
Ребенок: Вы слышали, о воде? Говорят она везде:
В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает, в дом туманом к нам вползает,
Ледником в горах зовется, речкой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!
Воспитатель: Ну, а теперь, ее Величество Вода приглашает нас в свою мини-лабораторию (дети рассаживаются по местам).
Воспитатель: как замечательно говорили о воде великие люди! Аксаков назвал ее красой природы, а французкий писатель Антуан-де-Сент Экзюпери писал так: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха … ты сама жизнь… ты большое богатство на свете…». Благодаря повседневному обращению с водой мы так привыкли к ней и ее разнообразным проявления в природе, что часто не замечаем отличительных свойств воды. А ведь именно благодаря свойствам воды, люди могут ответить на многие вопросы в истории природы земли. И вот один из таких вопросов:
Почему море никогда не переполняется?