Виктория Мансурова
«Круговорот воды в природе». НОД в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Мансурова Виктория Вячеславовна
Актуальность.
В образовательную программу ДОУ входит изучение разнообразного состояния воды, но у детей не достаточно сформированы представления о состояниях веществ. Считаю целесообразным использование поисково-исследовательскую деятельность с использованием опытов, элементарного экспериментирования.
Цель: Помочь детям добыть первые элементарные знания о круговороте воды в природе, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Основные задачи:
Учить:
Публикация «„Круговорот воды в природе“, НОД в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- делать выводы, добывать конкретные знания о свойствах воды.
Закрепить:
- знания детей о круговороте воды и ее значении.
Развивать:
-поисково-исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, мышление.
Воспитывать:
-умение работать в группах дружно и слаженно, прибегать на помощь в затруднительных ситуациях товарищам.
Активизировать словарь детей.
Организация развивающей среды:
Методы и приемы:
- наблюдение
- опыт и элементарное экспериментирование
- рассматривание иллюстраций
- проблемно-игровая ситуация
Результативность
Дети: имеют представления о круговороте воды в природу, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут рассказать и организовать элементарные опыты, которые наглядно показывают круговорот воды в природе; делают выводы по результатам опыта; используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды. У детей развивается познавательный интерес к вленииям окружающей среды.
Воспитатель:картотека опытов о свойствах воды, льда и пара, наблюдений, конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Родители: имеют представления о содержании образовательной деятельности, оказывают помощь на этапе предварительной работы при подборе необходимого материала для реализации НОД.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о значении воды.
• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ».
• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой.
• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
• Задание родителям поговорить о круговороте воды в природе, по возможности посмотреть познавательные передачи, использовать интернет-источники.
• Проведение отдельных опытов с водой. (См. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»).
• Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).
• Познавательная игра «Где, какая вода бывает?».
• Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь».
• Знакомство с круговоротом воды в природе.
Ход НОД:
Упражнение-энергизатор «Акула» :
На полу размещаются несколько «островков»(куски желтого или зеленого материала). Всем участникам ведущий дает инструкцию:
- Все вы сейчас будете рыбками. Вы будете плавать, играть, веселиться по всей группе, то есть по морю, а как только я крикну: «Акула!» — все рыбки сразу заскочат на остров, чтоб спастись. Как только я скажу: «Акула ушла!» — вы все опять начинаете плавать и веселиться. И не забывайте, главное чувство товарищества – не потерять ни одной рыбки…
После каждого «прихода» акулы один из островков убирается (стирается, таким образом, в конце игры остается только один остров, на котором должно сохраниться как можно больше участников — «рыбок».
Воспитатель: А теперь рыбки отдохните – присядем на берегу нашего моря.
Дети рассаживаются на ковре в полукруг.
Проблемно-игровая ситуация:аудиописьмоот Незнайки.
- Ребята, давайте проверим нашу почту. Посмотрите,кто нам прислал аудиописьмо? (Незнайка).
Аудиописьмо Незнайки:
«На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны
- Что это? (Глобус)
- Попробуйте найти его, найдете – он ваш!
П. дает задание на ориентировку в пространстве (прил. I).
Воспитатель: ну что, ребята, давайте попробуем его найти.
После того, как дети его находят, рассматривают его:
- Почемучка решил проверить, что мы знаем о глобусе. На что он похож? (Варианты детей)
- Правильно это модель нашей планеты Земля. Скажите, почему глобус разноцветный, и что означают его цвета? (Варианты детей)
- Какого цвета больше на глобусе?
- Синий цвет - это вода: моря, океаны, реки, озёра
- Почемучка рассказал мне историю, которая с ним произошла, хотите ее услышать?
«Однажды летом Незнайка решил порисовать новыми красками. Налил воды в блюдце. Приготовил бумагу, кисточку и краски. Только устроился у открытого окошка – друзья во дворе в футбол играть начали. Бросил Незнайка свои приготовления, убежал мяч гонять. Наигравшись в футбол, пришел он домой устроился у окна порисовать. Глядь – воды в блюдце нет. Что такое?
-Кот Васька! – кричит. – Ты мою воду выпил?
- Очень она мне нужна! – отвечает Васька.
-Не иначе как Шарик выпил- сердится Незнайка.
Обиделся шарик:
- Не имею привычки по столам ходить и вашу воду пить, - убежал.
Присел Незнайка и задумался: Куда девалась вода? Пропала? Исчезла? Испарилась».
- А вы как думаете, ребята? (Варианты детей).
Правильно, вода состоит из частичек и они, как и сама вода, бывают разными – трех состояний. Какие состояния воды нам известны?
( Ответы детей: жидкое состояние, твердое и парообразное).
Минилекция:
Воспитатель: Верно. Вода с самого рождения присутствует в жизни человека и всего живого на нашей планете. Вы знаете, ребята, что без воды жизнь невозможна. Она повсюду: и в водоемах, и воздухе, и в земле. Но каким образом? Все это благодаря такому явлению, как круговорот воды в природе. Посмотрите на этот плакат – схему движения и превращения воды (кратко по схеме путешествие капли).Так вот, капельки тоже бывают жидкими, твердыми и парообразными. Посмотрите, вот такие капельки-человечки у меня для вас приготовлены (раздает каждому воспитаннику карточки с изображением капелек «росинка», «снежинка», «пар»).
А теперь вернемся к проблеме Незнайки – поможем ему решить его головоломку?
Практическая - опытно-экспериментальная.
- Ребята, для того чтобы что-то доказать, что нужно сделать? (Варианты детей)
- Правильно провести исследования или опыты.
- Приглашаю вас в наш исследовательский Центр – размещайтесь правильно, каждая капелька имеет свое место. Подумайте, где будет комфортно снежинке или росинке…
Дети рассаживаются – делятся на группы в соответствии со своей картинкой. Снежинки за стол, где расположено изображение снеговика и т. д.
Затем воспитатель выбирает в группе капитана, хронометриста, творческую группу, лаборанта. У кого в одежде больше красного…изображений цифр…самая длинная коса (волосы) и т. п.
Воспитатель. Вода самое удивительное вещество на планете. Мы с вами проводили различные опыты с водой и узнали много нового, давайте вспомним чудесные свойства воды. (Дети по моделям рассказывают ранее полученные знания о свойствах воды).
Дети. Вода – жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и без вкуса, может растворять вещества. Ее можно очистить с помощью фильтра. В воде живут жидкие человечки.
Воспитатель. А сегодня нам предстоит помочь Незнайке узнать, куда же девалась вода в блюдце. Кто из вас сказал предположение «вода испарилась». Попробуем эту версию проверить. Для этого проведем эксперимент.
- День стоял солнечный, а блюдце с водой стояло за оконным стеклом и нагревалось. Наберем в чашку железную немного воды и попробуем ее нагреть. /Проводится опыт/
- Что происходит с водой? (Варианты детей)
- Правильно вода нагревается, кипит и испаряется. Так куда же девалась вода у Незнайки?
- Она нагрелась через оконное стекло и испарилась.
Физминутка:
Я иду, и ты идешь— раз, два, (шаг на месте)
Я пою, и ты поешь — раз, два, три (стоя, дирижируем 2-мя руками)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (шаг на месте)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (прыгаем на месте, хлопаем руками над головой)
Так с помощью опыта мы помогли Незнайке найти истину. Ребята, а как вы думаете, вода бесследно испарилась? (Варианты детей)
- Хотите узнать?
- Юные исследователи, за дело.
- Итак, как вы уже отметили, вода на нашей планете живет в океанах, морях, озерах и речках.
- Представьте, что эта чашка с водой и будет у нас небольшим «озером». Летом солнечные лучи согревают поверхность воды, что с ней происходит, мы сейчас увидим. /Повторение опыт – вода в чашке нагревается и начинает кипеть, поднимается пар. /
- Что происходит с жидкими человечками?
- Правильно они превращаются ввоздушные - парообразные. Давайте зарисуем эту часть нашего эксперимента.
- Солнце нагревает поверхность воды, капельки воды превращаются в пар и поднимаются высоко вверх. А как вы думаете, что их там ждет? (Варианты детей)
- Давайте проверим на опыте. Положим охлажденное оргстекло на кипящую чашку. Посмотрите, что произошло с паром, во что он превратился? (В капельки воды).
- Высоко, вверху, где гуляют холодные потоки воздуха,пар охлаждается, превращается снова в капельки воды, эти капельки образуют облака, тучи. Так парообразные человечки снова превращаются в жидких человечек. Давайте зарисует.
- Как вы думаете, что происходит дальше? (Варианты детей)
- Правильно из тучи идет дождь, капельки воды снова возвращаются на землю. Зарисуем эту часть эксперимента.
- Посмотрите, что у нас получилось?
Дети. Капельки воды по кругу снова вернулись на землю.
Воспитатель. Так происходит круговорот воды в природе, который мы с вами только что доказали.
Гимнастика для глаз
Солнышко с тучками в пятки играло
(посмотреть глазами вправо – влево, вверх – вниз)
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки.
Легких – две штучки,
Тяжелых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
(закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло.
(поморгать глазами)
Воспитатель. Ребята, летом из тучи на землю падают капельки воды, а зимой? (Снежинки).
- Какие человечки живут в снежинках? (Твердые, дружные)
Мы рассмотрели все состояния воды : парообразное, жидкое, твердое.
Воспитатель: А теперь пришло время вспомнить о некоторых свойствах воды и для этого я предлагаю внимательно посмотреть на оборудование на ваших столах. Послушай те внимательно задание: команда решает, капитан выбирает, какой опыт вы будете проводить. Хронометрист следит за временем, а художники зарисовывают опыт. По окончанию его, обсуждаем всей командой вывод и капитан его всем присутствующим рассказывает.
(Оборудование, опыты см. прил.).
Пальчиковая гимнастика
«Пирог»
Падал снег на порог (дети два раза медленно опускают ладони на стол)
Кот лепил себе пирог. (прижимая ладони к ладони, показывают, как лепят пироги)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. («бегут» пальчики обеих рук по столу)
Пироги себе пеки (грозят пальчиком)
Не из снега – из муки (опять пекут пироги).
Воспитатель просит детей собраться в круг.
Воспитатель. Вода – добрый друг и помощник человека
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель. Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
Энергизатор: «Три состояния» :
Воспитатель дает инструкцию: Когда я скажу: «Жидкое» - вы «столбиками» на носочках легким бегом передвигаетесь рядом, но не касаясь друг друга.
«Парообразное» - руки на поясе, передвигаетесь шагом, как можно дальше друг от дружки (на расстоянии шага, «горошком»).
«Твердое» - все прижимаетесь друг к другу «столбиками» и «кучкой» двигаетесь в одном направлении.
Воспитатель: На этом наше веселое расследование завершилось и я предлагаю убрать группу, заняться интересными для вас занятиями. У кого возникнет желание, можно зарисовать самые интересные события, которые произошли сегодня.