Светлана Глухова
Экологический проект «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта:
Глухова Светлана Валентиновна, воспитатель первой квалификационной категории.
Регион, область, населенный пункт:
Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Полное наименование ДОУ
Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой петушок» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл
Сроки реализации
Среднесрочный: 2 месяца (январь-март 2015 г.)
Тип проекта
Образовательный. По методу информационно-исследовательский
Возраст детей
6-7 лет.
Публикация «Экологический проект „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность
Важным положением ФГОС являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания и данный проект.
Цель проекта
Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Задачи
•показать детям, что капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу;
•развивать наблюдательность, интерес к явлению круговорота воды в природе, образность мышления;
•учить делать выводы, обогащать словарный запас.
Участники проекта
Дети, воспитатели, родители.
Ожидаемый результат
Повышение интереса дошкольников к явлениям окружающей среды;
Развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Методологическая база проекта
1. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа / авт-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013;
2. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова [и др. ]. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2015;
3. Сборник методик по экологическому просвещению: сост. О. В. Уткина / Йошкар-Ола, 2006;
4. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2015;
5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009;
6. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно. – М. : Линка-Пресс, 2004;
7. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2008;
8. Рыжова Н. А. Волшебница вода //Дошкольное образование. – 2004. - №11,12.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Подбор иллюстраций, фотографий с изображением различных природных явлений. Цель: поднять творческую активность детей, вызвать интерес детей к происходящему - январь 2015.
Сбор информации, анализ методической литературы, книг по теме проекта. Цель: информирование родителей, детей и педагогов, определение уровня знаний - январь 2015.
Изготовление дидактических пособий, картотеки опытов и экспериментов. Цель: накопление информации и материала по проекту, пополнение предметно-развивающей среды группы - январь 2015.
Основной этап
Беседа «Что такое облака и какие они бывают». Цель: выяснить знания детей об облаках, тумане, росе, дожде, снеге - январь 2015.
Рассматривание иллюстраций с изображением различных природных явлений. Цель: уточнить знания детей о том, что вода в окружающей среде бывает разной, создание альбома «Природные явления» - январь 2015.
Рассматривание схемы круговорота воды в природе. Цель: закрепить знания детей об испарении воды - январь 2015.
Чтение стихотворения Е. Инкона «Сказочка о капельке». Цель: рассказать о круговороте воды в природе - январь 2015.
Рисование «Где живет вода» Цель: учить детей передавать разнообразные состояния воды, создание альбома «Где живет вода» - январь 2015.
Наблюдения в группе за мокрой одеждой и мокрым полом. Цель: дать представление об испарении воды, создание альбома «Опыты и эксперименты» - февраль 2015.
Рисование мелками «Разговорчивый родник». Цель: развивать творчество, самостоятельность, пополнение знаний о состояниях воды - февраль 2015.
Наблюдение на прогулке за мокрой одеждой. Цель: закрепить представление об испарении воды зимой, заполнение альбома «Опыты и эксперименты» - февраль 2015.
Рисование «Облачный город». Цель: учить детей передавать формы и размеры облаков, создание книжки «Облачный город» - февраль 2015.
Просмотр мультфильма «Капитошка». Цель: создать у детей радостное настроение - февраль 2015.
Подвижные игры на прогулке «Солнышко и дождик», «Через ручеек». Цель: развивать двигательную активность, самостоятельную организацию подвижных игр - февраль 2015.
Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развивать поисковую деятельность, ведение альбома «Опыты и эксперименты» - февраль 2015.
Чтение стихов, пословиц, поговорок; загадывание загадок о природных явлениях. Цель: развивать логическое мышление, воображение, создание альбома «Стихи, загадки, пословицы и поговорки о природных явлениях» - февраль 2015.
Игры с водой. Цель: развивать самостоятельность в освоении окружающего мира, развитие тактильно-кинестетической чувствительности - февраль 2015.
Просмотр развивающего мультфильма «Спроси у Альберта. Круговорот воды в природе» - февраль 2015.
Изготовление атрибутов для подвижной игры «Ходят капельки по кругу». Цель: развивать творчество, воображение атрибуты для подвижной игры - март 2015.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». Цель: закрепить знания детей о круговороте воды в природе, формирование двигательных умений и навыков - март 2015.
Дидактическая игра «Где спряталась снежинка?». Цель: закрепить знания детей о том, где и в каком виде существует вода, использование картинок о природных явлениях - март 2015.
Познавательные опыты «Вода испаряется», «Круговорот воды в природе». Цель: стимулировать поисковую активность детей, создание модели естественно-научного явления - март 2015.
Завершающий этап
Изготовление книжек-малышек «Приключения капельки». Цель: развивать познавательный интерес к явлениям окружающей среды - март 2015.
Выставка для родителей и детей с использованием альбомов, поделок, материалов, сделанных детьми и родителями по теме «Круговорот воды в природе». Цель: повысить уровень информированности родителей о деятельности ДОУ - март 2015.
Презентация проекта «Круговорот воды в природе» на КМО воспитателей. Цель: повысить уровень информирован-ности воспитателей о деятельности ДОУ, обмен опытом - март 2015.
Результативность
Дети: имеют представление о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут рассказать и организовать элементарные опыты, которые наглядно показывают круговорот воды в природе; делают выводы по результатам опыта; используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды. У детей развивается познавательный интерес к явлениям окружающей среды.
Воспитатель: составлена картотека опытов о свойствах воды; конспекты беседы, занятий, наблюдений.
Родители: имеют представления о содержании проекта, оказывают помощь при подборе необходимого материала для реализации проекта.
Модель трех вопросов
1. Что дети знают?
На небе бывают облака, и из них идет дождь (Диана)
Зимой падает снег (Юля)
Мокрая одежда высыхает на батарее или на балконе (Семен)
При поливе растений вода уходит в землю, растения пьют ее (Настя)
После дождя лужи высыхают (Тимур)
Летом во время дождя бывает радуга (Сережа)
Снег в тепле тает (Никита)
2. Что дети хотят узнать?
Почему вода в облаках никогда не кончается? (Тимур)
Почему море заполняется, а через край не льется? (Алеша)
Куда девается вода после дождя? (Кристина)
Куда исчезает вода из мокрой одежды? (Настя)
Почему мокрый пол становится сухим? (Денис)
Что такое облака и из чего они состоят? (Юля)
Какие облака самые большие? (Семен)
Почему облака двигаются по небу? (Сережа)
3. Где найти ответы?
Поискать с родителями в Интернете
Почитать в книгах, словарях, энциклопедиях
Посмотреть мультфильмы
Посмотреть кинопередачи
Провести опыты и эксперименты
Организовать наблюдение
МОНИТОРИНГ
знаний детей по теме «Круговорот воды в природе»
Вопросы: январь 2015; март 2015
1. Что такое вода? 2,1; 2,9
2. Где встречается вода? 1,9; 2,4
3. Всегда ли вода одинаковая? 1,5; 2,8
4. Что такое пар? 1,5; 2,8
5. Когда снег превращается в воду? 2,0; 2,9
6. Что такое ветер? 1,6; 2,7
7. Куда деваются лужи? 1,9; 3,0
8. Почему мокрый пол становится сухим? 1,6; 3,0
9. Почему идет дождь? 1,8; 2,8
Методика оценки:
3 балла – высокий уровень – ребенок отвечает полно, без помощи взрослого;
2 балла – средний уровень – ребенок отвечает с небольшими затруднениями;
1 балл – низкий уровень – ребенок не может ответить.