Альбина Мыльникова
Конспект интегрированного логопедического занятия «Путешествие в зимний лес» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес».
Цель: формирование связной речи.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление и обобщение представлений о времени года зима, об изменениях в природе зимой;
- расширение и закрепление словаря по теме «Зима»;
- совершенствование навыка составления описательного рассказа по картине;
- уточнение пространственных представлений;
Публикация «Конспект интегрированного логопедического занятия „Путешествие в зимний лес“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
- составление предложений с предлогами на, под, за, с.
Развивающие:
- развитие связной речи, обогащая ее эмоционально – эстетическими терминами, зрительного и слухового восприятия, творческого воображения;
- воспитание эмоционального отклика на музыкальное произведение, художественное изображение;
- воспитание любви к природе.
Оборудование:
Мольберт, репродукция картины И. И. Шишкина «Зима», портреты художника И. И. Шишкина и композитора П. И. Чайковского. CD проигрыватель, аудиозаписи: звук вьюги, пьеса П. И. Чайковского «Зимнее утро»; макет или плоскостное изображение ели, вырезанные картинки птиц: снегирь, воробей.
Ход занятия:
I. Организационный этап: Дыхательная гимнастика. Развитие слухового внимания, создание положительного эмоционального фона занятия.
Логопед приглашает детей в кабинет. Дети становятся полукругом.
Логопед: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о зиме, вспомним все, что знаем об этом времени года, его приметах.
Вопросы:
- Назовите признаки зимы, какие изменения в природе происходят зимой?
- Сколько месяцев зимой?
- Как они называются?
Логопед: Предлагаю вам отправиться в зимний лес, и подышать свежим воздухом.
Инструкция: глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот, щеки не надувать. (3-5раз)
Дети садятся на стульчики.
II. Коррекционно-развивающий этап:
1. Упражнение «Что делает?» «Какой?» (Подбор слов-действий, слов-признаков)
Включается CD проигрыватель, слышен звук вьюги.
Логопед: Ка вы думаете, что это за звук?
Дети: Это звук метели, сильного ветра, вьюги.
Логопед: Что делает ветер?
Дети: Дует, воет, завывает.
Логопед: Какой зимой ветер?
Дети: Сильный, холодный, ледяной, колючий, злой.
Логопед: И композиторы, и художники посвящали свои произведения зиме.
2. Знакомство с композитором П. И. Чайковским, его произведением.
Логопед: Я хочу вас познакомить с великим русским композитором и с одним из его многочисленных произведений.
На мольберт выставляется портрет П. И. Чайковского.
Логопед: Это Пётр Ильич Чайковский — великий русский композитор, родился в Воткинске. С детства он проявлял большой интерес и любовь к музыке, а когда вырос, то стал композитором и полностью посвятил себя музыке. За свою творческую жизнь композитор создал целый ряд произведений, ставших известными и любимыми во всём мире. Пётр Ильич писал музыку и для детей. Широко известен сборник пьес под названием «Детский альбом». Его композитор сочинил для своего племянника Володи. В альбом вошли 24 несложные пьесы, доступные начинающему пианисту и разнообразные по характеру. Одна из пьес называется «Зимнее утро». Давайте послушаем это произведение.
Включается CD проигрыватель, звучит пьеса П. И. Чайковского «Зимнее утро».
Логопед: Молодцы ребята, очень внимательно все слушали. Как вы думаете, какую погоду в своем произведении передал композитор?
Дети: На улице холодно, дует сильный ветер, метель метёт, вьюга кружит.
Логопед: Правильно, музыка передает настоящую метель. Иногда она то затихала, то с новой силой играла. А иногда звучала жалобно, правда? Ведь всем птичкам и зверькам было очень холодно в такое утро. А какая эта музыка по настроению?
Дети: Тревожная, взволнованная.
3. Динамическая пауза: Дети выходят на ковер.
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся на стулья)
4. Знакомство с художником И. И. Шишкиным, его произведением.
Логопед: Я хочу вас познакомить с великим русским художником Иваном Ивановичем Шишкиным.
На мольберт выставляется портрет И. И. Шишкина.
Логопед: Родился он в небольшом городке Елабуга, что стоит на берегу реки Кама, окруженная хвойными лесами. Звали его Ванечка, а фамилия у него лесная – Шишкин. Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву. Ваня мог подолгу гулять по лесу, в его окрестностях, изучая его особенности. Больше всего любил он рисовать сидя на пеньке в сосновом бору и изображать на своих картинах леса, реки, деревья. Все вместе это называется «пейзаж». Когда он вырос, стал известным художником-пейзажистом.
На мольберт выставляется репродукция картины И. И. Шишкина «Зима».
Логопед: перед вами одна из картин художника, и называется эта картина «Зима».
Логопед: Какое время года изобразил И. И. Шишкин на этой картине?
Дети: На этой картине художник изобразил зиму.
Логопед: О чем нам рассказал художник в своем произведении?
Дети: О том, какая зима в лесу, о красоте зимнего леса.
Логопед: Что вы видите на первом плане – прямо перед нами внизу картины? Что лежит на земле под снегом?
Дети: Прямо перед нами укрытая снегом поляна. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших старых деревьев. Маленькие елочки тоже стоят все в снегу.
Логопед: Что изображено дальше, на втором плане картины?
Дети: На втором плане картины видим густой лес.
Логопед: Какой же этот лес?
Дети: Большой, дремучий, густой, непроходимый, тихий, суровый, волшебный, сонный.
Логопед: Что это за деревья растут в этом лесу?
Дети: Ели.
Логопед: Что можно о них сказать? Какие они?
Дети: Огромные, высокие, мощные, великие.
Логопед: Посмотрите на снег на поляне. Какой он?
Дети: Белый, чистый, пушистый, холодный.
Логопед: Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерзло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.
Логопед: А что мы видим на дальнем плане картины, в глубине леса?
Дети: В глубине леса видна светлая поляна, ее освещает солнышко.
Логопед: Какая по настроению эта картина? (Шумная, радостная, веселая, звонкая или грустная, печальная, тихая, спокойная)
Дети: Картина тихая и спокойная.
Логопед: А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Правильно, это птичка на ветке; кажется, она тоже заснула.
Логопед: Каких птиц вы знаете, которых можно встретить в зимнем лесу?
Дети: перечисляют зимующих птиц.
5. Игра «Вьюга»
Дети выходят на ковер, берутся за руки, образуют круг. Поднимают руки вверх и громко произносят звук «У». Затем медленно упускаю руки и, двигаясь к центру, произносят звук «У» все тише. В середине круга замолкают. От центра круга начинают двигаться в обратном направлении, произнося звук все громче, в конце руки вверх. В конце игры дети присаживаются на стульчики.
6. Уточнение пространственных представлений, составление предложений с предлогами на, под, за, с.
Выставляется макет или плоскостное изображение ели, достаются вырезанные картинки птиц: снегирь, воробей. Логопед дает задания на пространственную ориентировку.
Логопед: К нам в гости из зимнего леса прилетели снегирь и воробей. Снегирь сел на еловую ветку, а воробей спрятался под ель. Покажите, где сидит снегирь, а где воробей.
Дети: кто-то из детей выходит и показывается место птиц.
(Задания меняются: воробей сел на макушку ели, снегирь спрятался под ветку, воробей слетел с макушки ели и спрятался за ветку. и т. д.)
Логопед: А теперь потренируемся составлять предложения с «маленькими словами». (Логопед показывает место птички, дети составляют предложения с предлогами)
7. Окончание занятия: Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались на занятии, что им запомнилось и понравилось.