Елена Витальевна Хворова
Конспект интегрированного логопедического занятия «День Наума-Грамотника» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного логопедического занятия «День Наума - Грамотника» для старших дошкольников.
Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Закрепить знания о гласных звуках и зрительные образы гласных букв А, О, У, И.
Закрепить знания о согласных звуках, об особенностях их артикуляции.
Закрепить зрительные образы согласных букв П, М, К, Т, Н.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух.
Публикация «Конспект интегрированного логопедического занятия „День Наума-Грамотника“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- День Наума Грамотника, 14 декабря
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать координацию движений, умение выполнять движения в соответствии со словами в заданном темпе.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать интерес к истории своего народа, к культурному наследию прошлого.
Материал и оборудование: проектор и экран; сундучок с буквами – «домиками»; предметные картинки с гласными звуками А, У, О, И в начале слова; предметные картинки с согласными звуками К, Х, П, Т, М, Н в начале слова, элементы согласных букв; мяч-«снежок»; атрибуты красного, синего, зелёного цвета (шапочки или ободки); подручный материал (палочки, элементы конструктора, пластилин, полоски картона или бумаги, тесьма, ленты, нитки)
Предварительная работа.
Просмотр презентации «14 декабря – День Наума- Грамотника».
Ход мероприятия.
Логопед: Сегодня мы собрались, чтобы отметить старинный русский праздник «День Наума- Грамотника», который посвящался обучению детей грамоте.
Пророк Наум был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки о нём сложили: «Батюшка Наум, наведи меня на ум», «Пророк Наум – наведёт на ум», «Пророк Наум наставит на ум». В русских книгах 17 века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать.
Давайте подготовим наши мышцы лица к работе, к четкому произношению звуков.
Массаж лицевых мышц.
Будешь грамоте учиться,
Постукивание кончиками пальцев от подбородка к вискам
Всегда в жизни пригодится.
Много добрых светлых дум
Поглаживание кончиками пальцев от крыльев носа к мочкам ушей
Дарит грамотей Наум!
Логопед показывает детям сундучок.
В гости к нам пришел Наум Навести детей на ум.
А Наум-то с сундучком! Что запрятано-то в нём? Может, в нем таится клад,
И сокровища лежат? Отгадайте загадку, и вы узнаете, что в нём.
- Чёрные птички на каждой страничке, Молчат, ожидают, кто их отгадает.
- Правильно, это буквы!
(Выставляет буквы – домики)
В каждом домике - букве живёт звук, а в некоторых даже два звука.
Скажите, что вы знаете о буквах?
Дети: Буквы мы видим, пишем и читаем.
Логопед: А что вы знаете о звуках?
Дети: Звуки мы произносим и слышим. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки поются, а согласные – нет, они согласны, что петь не умеют, потому что им мешают зубки и губки.
Логопед: А что ещё вы знаете о согласных звуках?
Дети: Они бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Логопед: Я хочу поиграть с вами в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, а вы их ловить. Если я произнесу гласный звук, вы хлопните в ладоши, а если согласный, вы топните. Логопед произносит цепочку звуков, дети хлопают или топают соответственно.
Логопед: Вы прекрасно справились! А в сундучке от Наума-Грамотника есть ещё кое-что!
Дидактическая игра «Домики»
Логопед предлагает каждому ребёнку выбрать предметную картинку, рассмотреть, определите какой звук в начале слова и поместить картинку в соответствующий «домик» - букву.
Логопед: Наум-Грамотник ещё что-то для вас приготовил! Посмотрите!
Связь звука и буквы. Игра «Буква поломалась»
Детям предлагаются элементы нескольких букв. На элементах наклеены картинки, название которых начинается с того или иного звука. Дети группируют элементы и составляют букву.
Логопед: Какие вы у меня умные да разумные! Дети в старину, не только буквы изучали, но мастерить любили! Мальчики были подмастерья, а девочки – рукодельницы! Вот и мы сейчас будем мастерить и рукодельничать: мальчики из подручного материала смастерят буквы – «домики» для согласных звуков, а девочки из лент, тесьмы, ниток сплетут буквы – «домики» для гласных звуков.
Дети выполняют задание, рассказывают, кто какую букву смастерил.
Логопед: Делу – время, а потехе – час! Пришло время повеселиться!
Логопед: Сегодня мы с вами говорили про гласные и согласные звуки. Согласные звуки бывают мягкие и твердые.
Подвижная игра «Чей кружок быстрее соберётся»
Логопед выбирает трёх детей и вручает каждому атрибут: красного цвета – для гласных звуков, синего – для согласных твёрдых звуков, зелёного – для согласных мягких звуков. Предлагает каждому водящему назвать один-два звука в соответствии с его атрибутом.
Остальные дети образуют вокруг водящих три кружка: гласные звуки, согласные твёрдые, согласные мягкие звуки. Дети под музыку двигаются по залу, с окончанием её звучания возвращаются в свой кружок. Для усложнения – во время звучания музыки, дети с атрибутами могут поменяться местами. Логопед, в ходе игры, предлагает участникам назвать один-два звука в соответствии с атрибутом водящего.
Подвижная игра «Как нам Грамотей Наум»
Выбирается водящий (взрослый или ребёнок) Дети идут по крагу и произносят слова.
Как нам Грамотей Наум
Прикатил подарков куль.
Он и пел, и плясал,
Нам подарки обещал.
А мы дружно голосили
«Покажи подарок мой,
А хочу я вот такой!»
Дети изображают загаданные подарки, водящий отгадывает.
Подвижная игра «Снежок» (по типу «Гори-гори ясно)
Дети стоят в кругу, водящий идёт по кругу, задевая «снежком» по ладошкам детей, на последних словах останавливается между двух детей, дети бегут в разные стороны вдоль круга. Водящим становится тот, кто первый обежит круг и достанет до «снежка»
Скок-скок-скок-кок! Ты катись, катись, снежок, Не по пням, не по дорожкам, А по нашим по ладошкам! Все ладошки сосчитай, Все улыбки собирай! Раз, два, тир – беги!
Логопед:
Сегодня мы замечательно и поиграли, и потрудились, а теперь пора и угощенье получить!
Мероприятие заканчивается, дети получают угощение.