Ирина Царева
Конспект занятия по развитию речи «День Наума — грамотника» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: «День Наума - грамотника».
Цель.
- Развитие речи и активизация словаря детей через знакомство с элементами народной культуры использование народного фольклора.
Задачи.
Образовательные:
- Закреплять и обобщать полученные знания и навыки;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „День Наума — грамотника“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- День Наума Грамотника, 14 декабря
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Упражнять в составлении букв из элементов, выкладывании простых слов из знакомых букв;
- Автоматизировать поставленные звуки изолированно и в тексте;
- Развивать навыки самоконтроля за речью;
Развивающие :
- Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное восприятие;
- Способствовать развитию логического мышления, учить понимать переносный смысл пословиц;
- Совершенствовать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать эмоционально - целостное отношение и интерес к прошлому.
Предварительная работа: дети совместно с родителями делают иллюстрации к выбранной загадке; учат текст загадки наизусть, а также подбирают пословицы и поговорки на самостоятельно выбранную тему.
Оборудование: Сундучок, грамота, слайды с изображением старинных букв и предметов быта (к загадкам, элементы букв, карточки с геометрическими фигурами, фломастеры, речевой материал, музыкальное сопровождение, грамоты детям и сладкие подарки.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомиться с русской стариной, жизнью и культурой предков. Наш праздник посвящен Дню Наума - грамотника. По народному календарю он отмечается 14 декабря. С этого дня детей начинали учить грамоте. В старину говорили: «Пришел Наум - наставил на ум».
Воспитатель: Давайте попытаемся угадать, кто придет к нам сегодня в гости. Для этого отгадайте четыре загадки и сложите из первых букв ответов слово.
Режем мы и вырезаем,
Маме шить мы помогаем.
(Ножницы).
Он зеленый полосатый,
Витаминами богатый.
Сочный, сладкий он на вкус,
А зовут его.
(Арбуз).
На себе ношу я дом,
От зверей я прячусь в нем.
(Улитка).
Серый маленький зверёк
Нёс сухарик в уголок,
А когда увидел кошку -
Испугался зверь немножко.
(Мышка).
Воспитатель: Какое слово получилось?
Дети. Наум!
Воспитатель: Правильно, к нам в гости пришел сам Наум - грамотник.
Под музыку входит Наум.
Наум : Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам на праздник не просто так. Хочу посмотреть грамотно ли вы говорите, хорошо ли разгадываете загадки.
Воспитатель читает стихотворение.
Будем с вами мы играть,
Чтоб разумнее нам стать.
В гости к нам пришел
Наум навести детей на ум.
Воспитатель: А Наум-то с сундучком! Вот бы знать нам, что таится в сундучке старинном том!
Может, в нем таится клад
И сокровища лежат?
Наум : Гляньте грамотка - то в нем!
Воспитатель: Мы сейчас ее прочтем.
Дорогие ребята! Угадайте что это?
Заставляет нас гадать,
Думать, голову "ломать"
И зверюшек узнавать -
Кто лисичка, кто лошадка,
Что солёно, а что сладко.
Дети, что это?.
(Загадка).
Воспитатель: Это - загадка. Знаете ли вы, что загадки появились еще в Древней Руси много столетий тому назад. В старинных русских народных сказках разные мудреные загадки приходилось разгадывать Василисе Премудрой. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать, размышлять». Загадки помогали детям развивать ум, сообразительность, воображение, память. Давайте попробуем и мы отгадать старинные загадки; отгадаете - на экране появятся картинки - отгадки.
Задание «Бабушкины загадки».
Я - услужливый пузан.
Всех охотно угощаю.
То молчу, как истукан.
А то песни распеваю.
(Самовар).
Они на солнышко похожи,
Они румяны и вкусны,
Они - на праздник, в будни - тоже,
Мы называем их.
(Блины).
Белый хлебец, на баранку похожий,
Толстый, весь в маке и стоит дороже.
В чашечку кинь рафинада ты кубик,
Ешь не спеша с чаем толстенький …
(Бублик).
Есть бассейн, он с водой,
Не простою, питьевой.
На цепи висит ведерце,
Чтоб набрать воды с озерца.
(Колодец).
Деревянное дно и ни одно —
Сверху и снизу оно.
По кругу дощечки кривые,
Слегка выгнуты, не большие
И скреплены не гвоздями,
А подпоясаны ободами.
(Бочка).
Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Покачусь и под комод.
(Клубок).
«Ножка» из металла,
По бревну скакала,
Как вцепится в досочку,
Ровную полосочку,
Лучше всяких клеев
Прикрепить сумеет!
(Гвоздь).
Воспитатель: Дедушка Наум, наши ребята тоже знают много загадок. Недавно у нас проводится конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка». Дорогие гости, наши ребята подготовили для вас свои загадки и к ним рисунки с отгадками. Сейчас они их вам загадают. (дети загадывают загадки и показывают свои рисунки - отгадки).
Наум : Молодцы, ребята, хорошо знаете народные загадки. Я вот тоже приготовил для вас свои задания. Те дети, которые успешно справятся с заданиями, получат почетное звание «Грамотник». А в сундуке у меня есть буквы. Достаёт буквы.
Игры из сундука
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие интересные и необычные буквы у Наума. Такие буквы были в древние времена. А называли их совсем по смешному: буква А называлась Аз, буква М - Мыслете, буква З - Земля, буква Д - Добро и т. д.
Проводится слайдовый показ Азбуки.
Воспитатель: Тяжело было грамоте учиться, поэтому в старину говорили:
Аз, буки - бери указку в руки,
Фита, ижица - плётка ближется.
Аз, буки и веди - страшат как медведи.
Сейчас буквы пишутся и читаются легко.
Воспитатель: Наум, наши дети уже знают буквы, некоторые умеют читать и писать их.
Наум : Сейчас проверим. (Достаёт части букв).
Проводится игра: «Собери буквы».
Воспитатель:
Что такое, что случилось?
Наша азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г - ударилась немножко
И рассыпалась совсем.
Потеряла буква Ю
Перекладину свою.
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У.
Буква С совсем сомкнулась,
Превратилась в букву О,
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого.
Ребята, прошу вас помочь и починить буквы.
(Дети из элементов собирают буквы).
Воспитатель: Какие буквы у вас получились? (Дети называют).
Воспитатель: Приглашаю вас повеселиться с дедушкой Наумом.
Добрый дедушка Наум,
Посмотри-ка ты на нас.
Догадайся, дед Наум,
Что покажем мы сейчас.
А покажет нам. (называет имя ребенка) букву. (называет любую букву).
Выбранный ребенок с помощью рук и ног показывает букву и рассказывает потешку о букве. Игра повторяется с несколькими детьми.
Наум :
Загляни скорей под крышку:
Коли есть чуть-чуть умишка
И смекалки хоть на грош,
Буквы в слово соберешь.
Проводится игра с фигурами: «Тайное слово».
Наум : Я загадал слово. Вы должны отгадать мои загадки и написать такую же букву в нужную фигуру.
Какая последняя буква в слове УС? Запишите эту букву в круг (вызывает по 1 ребёнку к каждой картинке).
Найдите гласную букву в слове МИР и запишите букву в квадрат.
Какая первая Буква в слове ЛОДКА, запишите эту букву в овал.
Первая буква в слове АРБУЗ, запишите эту букву в треугольник.
Какие слова у вас получились?
Дети: Сила, Лиса.
Воспитатель: А сейчас у нас Конкурс: «Скороговорщиков».
Чтоб красиво говорить,
Скороговорки нужно произносить.
Кто правильно и четко их произнесет,
Тому и слава и почет!
Воспитатель произносит скороговорки, дети повторяют их.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Во дворе - подворье погода размокропогодилось.
Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Итог.
Наум благодарит всех детей и награждает детей, принявших участие в конкурсах, грамотами. Все дети получают сладкие подарки от Наума.
Воспитатель: Прощается с Наумом. Благодарит всех детей за участие в занятии.
Занятие окончено.