МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи «День Наума — грамотника» в подготовительной группе

Ирина Царева
Конспект занятия по развитию речи «День Наума — грамотника» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: «День Наума - грамотника».

В подготовительной группе.

Цель.

- Развитие речи и активизация словаря детей через знакомство с элементами народной культуры использование народного фольклора.

Задачи.

Образовательные:

- Закреплять и обобщать полученные знания и навыки;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „День Наума — грамотника“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- Упражнять в составлении букв из элементов, выкладывании простых слов из знакомых букв;

- Автоматизировать поставленные звуки изолированно и в тексте;

- Развивать навыки самоконтроля за речью;

Развивающие :

- Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное восприятие;

- Способствовать развитию логического мышления, учить понимать переносный смысл пословиц;

- Совершенствовать мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать эмоционально - целостное отношение и интерес к прошлому.

Предварительная работа: дети совместно с родителями делают иллюстрации к выбранной загадке; учат текст загадки наизусть, а также подбирают пословицы и поговорки на самостоятельно выбранную тему.

Оборудование: Сундучок, грамота, слайды с изображением старинных букв и предметов быта (к загадкам, элементы букв, карточки с геометрическими фигурами, фломастеры, речевой материал, музыкальное сопровождение, грамоты детям и сладкие подарки.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомиться с русской стариной, жизнью и культурой предков. Наш праздник посвящен Дню Наума - грамотника. По народному календарю он отмечается 14 декабря. С этого дня детей начинали учить грамоте. В старину говорили: «Пришел Наум - наставил на ум».

Воспитатель: Давайте попытаемся угадать, кто придет к нам сегодня в гости. Для этого отгадайте четыре загадки и сложите из первых букв ответов слово.

Режем мы и вырезаем,

Маме шить мы помогаем.

(Ножницы).

Он зеленый полосатый,

Витаминами богатый.

Сочный, сладкий он на вкус,

А зовут его.

(Арбуз).

На себе ношу я дом,

От зверей я прячусь в нем.

(Улитка).

Серый маленький зверёк

Нёс сухарик в уголок,

А когда увидел кошку -

Испугался зверь немножко.

(Мышка).

Воспитатель: Какое слово получилось?

Дети. Наум!

Воспитатель: Правильно, к нам в гости пришел сам Наум - грамотник.

Под музыку входит Наум.

Наум : Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам на праздник не просто так. Хочу посмотреть грамотно ли вы говорите, хорошо ли разгадываете загадки.

Воспитатель читает стихотворение.

Будем с вами мы играть,

Чтоб разумнее нам стать.

В гости к нам пришел

Наум навести детей на ум.

Воспитатель: А Наум-то с сундучком! Вот бы знать нам, что таится в сундучке старинном том!

Может, в нем таится клад

И сокровища лежат?

Наум : Гляньте грамотка - то в нем!

Воспитатель: Мы сейчас ее прочтем.

Дорогие ребята! Угадайте что это?

Заставляет нас гадать,

Думать, голову "ломать"

И зверюшек узнавать -

Кто лисичка, кто лошадка,

Что солёно, а что сладко.

Дети, что это?.

(Загадка).

Воспитатель: Это - загадка. Знаете ли вы, что загадки появились еще в Древней Руси много столетий тому назад. В старинных русских народных сказках разные мудреные загадки приходилось разгадывать Василисе Премудрой. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать, размышлять». Загадки помогали детям развивать ум, сообразительность, воображение, память. Давайте попробуем и мы отгадать старинные загадки; отгадаете - на экране появятся картинки - отгадки.

Задание «Бабушкины загадки».

Я - услужливый пузан.

Всех охотно угощаю.

То молчу, как истукан.

А то песни распеваю.

(Самовар).

Они на солнышко похожи,

Они румяны и вкусны,

Они - на праздник, в будни - тоже,

Мы называем их.

(Блины).

Белый хлебец, на баранку похожий,

Толстый, весь в маке и стоит дороже.

В чашечку кинь рафинада ты кубик,

Ешь не спеша с чаем толстенький …

(Бублик).

Есть бассейн, он с водой,

Не простою, питьевой.

На цепи висит ведерце,

Чтоб набрать воды с озерца.

(Колодец).

Деревянное дно и ни одно —

Сверху и снизу оно.

По кругу дощечки кривые,

Слегка выгнуты, не большие

И скреплены не гвоздями,

А подпоясаны ободами.

(Бочка).

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго,

Покачусь и под комод.

(Клубок).

«Ножка» из металла,

По бревну скакала,

Как вцепится в досочку,

Ровную полосочку,

Лучше всяких клеев

Прикрепить сумеет!

(Гвоздь).

Воспитатель: Дедушка Наум, наши ребята тоже знают много загадок. Недавно у нас проводится конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка». Дорогие гости, наши ребята подготовили для вас свои загадки и к ним рисунки с отгадками. Сейчас они их вам загадают. (дети загадывают загадки и показывают свои рисунки - отгадки).

Наум : Молодцы, ребята, хорошо знаете народные загадки. Я вот тоже приготовил для вас свои задания. Те дети, которые успешно справятся с заданиями, получат почетное звание «Грамотник». А в сундуке у меня есть буквы. Достаёт буквы.

Игры из сундука

Воспитатель: Дети, посмотрите, какие интересные и необычные буквы у Наума. Такие буквы были в древние времена. А называли их совсем по смешному: буква А называлась Аз, буква М - Мыслете, буква З - Земля, буква Д - Добро и т. д.

Проводится слайдовый показ Азбуки.

Воспитатель: Тяжело было грамоте учиться, поэтому в старину говорили:

Аз, буки - бери указку в руки,

Фита, ижица - плётка ближется.

Аз, буки и веди - страшат как медведи.

Сейчас буквы пишутся и читаются легко.

Воспитатель: Наум, наши дети уже знают буквы, некоторые умеют читать и писать их.

Наум : Сейчас проверим. (Достаёт части букв).

Проводится игра: «Собери буквы».

Воспитатель:

Что такое, что случилось?

Наша азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М,

Г - ударилась немножко

И рассыпалась совсем.

Потеряла буква Ю

Перекладину свою.

Очутившись на полу,

Поломала хвостик У.

Буква С совсем сомкнулась,

Превратилась в букву О,

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого.

Ребята, прошу вас помочь и починить буквы.

(Дети из элементов собирают буквы).

Воспитатель: Какие буквы у вас получились? (Дети называют).

Воспитатель: Приглашаю вас повеселиться с дедушкой Наумом.

Добрый дедушка Наум,

Посмотри-ка ты на нас.

Догадайся, дед Наум,

Что покажем мы сейчас.

А покажет нам. (называет имя ребенка) букву. (называет любую букву).

Выбранный ребенок с помощью рук и ног показывает букву и рассказывает потешку о букве. Игра повторяется с несколькими детьми.

Наум :

Загляни скорей под крышку:

Коли есть чуть-чуть умишка

И смекалки хоть на грош,

Буквы в слово соберешь.

Проводится игра с фигурами: «Тайное слово».

Наум : Я загадал слово. Вы должны отгадать мои загадки и написать такую же букву в нужную фигуру.

Какая последняя буква в слове УС? Запишите эту букву в круг (вызывает по 1 ребёнку к каждой картинке).

Найдите гласную букву в слове МИР и запишите букву в квадрат.

Какая первая Буква в слове ЛОДКА, запишите эту букву в овал.

Первая буква в слове АРБУЗ, запишите эту букву в треугольник.

Какие слова у вас получились?

Дети: Сила, Лиса.

Воспитатель: А сейчас у нас Конкурс: «Скороговорщиков».

Чтоб красиво говорить,

Скороговорки нужно произносить.

Кто правильно и четко их произнесет,

Тому и слава и почет!

Воспитатель произносит скороговорки, дети повторяют их.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Во дворе - подворье погода размокропогодилось.

Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Итог.

Наум благодарит всех детей и награждает детей, принявших участие в конкурсах, грамотами. Все дети получают сладкие подарки от Наума.

Воспитатель: Прощается с Наумом. Благодарит всех детей за участие в занятии.

Занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект досуга «День Наума Грамотника» в подготовительных группах ДОУКонспект досуга «День Наума Грамотника» в подготовительных группах ДОУ Фотоотчёт и видео досуга «День Наума Грамотника» в подготовительных группах ДОУ Когда-то давным-давно на Руси в декабре отмечался праздник.

Фотоотчёт о проведении интегрированного развлечения для детей подготовительной группы «День Наума — Грамотника»Фотоотчёт о проведении интегрированного развлечения для детей подготовительной группы «День Наума — Грамотника» Фотоотчёт о проведении интегрированного развлечения для детей подготовительной группыВедущий: Сегодня мы собрались, чтобы отметить старинный.

Интегрированная ООД для детей с ОНР «День Наума-грамотника» (подготовительная логогруппа)Интегрированная ООД для детей с ОНР «День Наума-грамотника» (подготовительная логогруппа) Уважаемые коллеги!Приглашаю Вас отметить вместе с нашими детьми"День Наума - Грамотника". [/b]Мероприятия, приуроченные к этому дню, стали.

Конспект занятия по развитию речи «Небылицы — перевёртыши» в подготовительной группеКонспект занятия по развитию речи «Небылицы — перевёртыши» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Небылицы - перевёртыши». В подготовительной группе. Цель. Познакомить детей с народными и авторскими.

Конспект занятия по развитию речи «Обувь» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Обувь». В подготовительной группе. Цель: - Расширять и активизировать словарь по теме. - Учить.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Страну Красивой Речи» в подготовительной группе Конспект занятия  по развитию речи. Тема: «Путешествие в Страну  Красивой Речи». В подготовительной группе. Цель: Обогащение словарного.

Конспект занятия по развитию речи «Работа над предложением» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Работа над предложением». в подготовительной группе Программное содержание: учить детей выделять.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В мире насекомых»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В мире насекомых» Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «В мире насекомых» Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых, продолжать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Правильной речи" Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по развитию речи «Зима в лесу» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Зима в лесу». В подготовительной группе. Цель: Систематизировать знания детей о зиме и зимних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «День Наума — грамотника» в подготовительной группе
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 16:01
+159Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «День Наума — грамотника» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Царева (УИ 3274316) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД