Елена Витальевна Хворова
Интегрированная ООД для детей с ОНР «День Наума-грамотника» (подготовительная логогруппа)
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Приглашаю Вас отметить вместе с нашими детьми
"День Наума - Грамотника".
[/b]Мероприятия, приуроченные к этому дню, стали традиционными для нашего детского сада. В этом году мы с детьми пригласили наших воспитателей на открытую интегрированную ООД.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить детей с историей возникновения праздника;
Познакомить с некоторыми буквами старорусского алфавита;
Публикация «Интегрированная ООД для детей с ОНР „День Наума-грамотника“ (подготовительная логогруппа)» размещена в разделах
- День Наума Грамотника, 14 декабря
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Расширять словарь посредством знакомства с устаревшими словами русского языка.
Коррекционно-развивающие:
Развивать общую и мелкую моторику;
Развивать координацию движений, умение выполнять движения в соответствии со словами в заданном темпе.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать интерес к истории своего народа, к культурному наследию прошлого.
Предварительная работа.
Просмотр презентации «14 декабря – День Наума- Грамотника».
Разучивание стихов про алфавит, пословиц, некоторых устаревших слов, русских народных игр.
Рассматривание старорусского алфавита.
Ход мероприятия.
Логопед: Сегодня мы собрались, чтобы отметить старинный русский праздник «День Наума- Грамотника», который посвящался обучению грамоте.
Пророк Наум был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки о нём сложили: «Батюшка Наум, наведи меня на ум», «Пророк Наум – наведёт на ум», «Пророк Наум наставит на ум». В русских книгах 17 века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать.
Звучать фанфары, входит гонец и читает наказ.
Указ Наума - Грамотника
Указываю:
Вставай рано, вразумляйся здраво, исполняй прилежно!
Во время учения есть нельзя, а то заешь выученное.
Закончив учить, книгу закрой, а то всё позабудешь.
Почитай учителя как родителя, да уму-разуму учись!
Гонец оставляет указ и уходит.
Логопед: Ребята, вспомним пословицы и поговорки о грамоте, учёбе, знаниях. Я начинаю пословицу, а тот, кто её припомнил, продолжит.
1. Грамоте учиться - (всегда пригодится)
2. Век живи - (век учись)
3. Тяжело в учении - (легко в бою)
4. Красна птица пером, а (человек умом)
5. Ученье – свет, а (неученье – тьма)
6. Ученье лучшее (богатство)
Логопед: Давайте-ка подготовим наши мышцы лица к работе, к четкому произношению звуков.
Массаж лицевых мышц. [/b]
Будешь грамоте учиться,
Постукивание кончиками пальцев от
Всегда в жизни пригодится.
подбородка к вискам.
Много добрых светлых дум
Поглаживание кончиками пальцев от
Дарит грамотей Наум!
крыльев носа к мочкам ушей
Логопед показывает детям сундучок.
В гости к нам пришел Наум Навести детей на ум.
А Наум-то с сундучком!
Что запрятано-то в нём? Может, в нем таится клад,
И сокровища лежат? Отгадайте загадку, и вы узнаете, что в нём.
- Чёрные птички на каждой страничке, Молчат, ожидают, кто их отгадает.
- Правильно, это буквы! Буквы живут в алфавите по порядку, расскажем, как мы алфавит запоминали.
Развитие общей моторики
А Б В Г Д Е Ё -
Правая рука вперёд с указательным пальцем.
Постираем всё бельё.
Движения руками влево – вправо.
Ж З И Й К Л М –
Правая рука вперёд с указательным пальцем.
Апельсинку быстро съем.
Ладони сложены в форме шара – «апельсин».
Н О П Р С Т У –
Правая рука вперёд с указательным пальцем
Погуляем на мосту.
Шагают.
Ф Х Ц Ч Ш Щ -
Правая рука вперёд с указательным пальцем
Ах, какая чаща!
Разводят руки в стороны.
Ъ Ы Ь –
Правая рука вперёд с указательным пальцем
Не запомнятся никак!
Поднимают плечи
Э Ю Я –
Правая рука вперёд с указательным пальцем
Вот и все наши друзья!
Берутся за руки.
Дети вытягивают из сундучка по букве, называют их, составляют из знакомых букв слова.
А что это? На экране старорусский алфавит. Обратить внимание детей на внешний вид букв и их значение.
А вот как называли буквы раньше на Руси.
Развитие мелкой моторики
Аз, буки – бери указку в руки.
Указательные пальцы обеих рук вверх,остальные пальцы в кулак.
Аз, буки, верендеи – мухи в квас залетели.
Большие пальцы обеих рук сцеплении в «замок», остальные пальцы растопырены – крылышки.
Ер, еры – упал дедушка с горы.
Кончики пальцев обеих рук соединены – «гора»
Аз, буки – вот и все науки.
Сжимают и разжимают кулачки
Логопед: Вспомните, с помощью чего писали в старину?
(Если дети затрудняются, логопед поясняет)
Деревянная пластина – цера, в которую заливали воск и процарапывали буквы.
Писала — костяные, деревянные палочки с остриём на одном конце, с лопаточкой на другом и с отверстием для привешивания к поясу. Легко ли было писать детям в старые времена? Сейчас узнаем.
Игра «Напиши слово».
Детям (или желающим) раздаются дощечки (картонки, покрытые пластилином и деревянные палочки. Предлагают «написать» знакомые буквы или небольшие слова.
Логопед: Ребята, в старину, не только буквы назывались по-другому, но и некоторые предметы, вещи, части тела человека назывались иначе.
Игра «Объяснялки».
Дети должны объяснить значение слов:
Перст-палец, уста- губы, десница – правая рука, чело – лоб, око – глаз. Хоромы - деревянное жилое строение; палица - палка, дубинка; кочет -петух.
Связь звука и буквы. Игра «Буква поломалась»»
Детям предлагаются элементы нескольких букв. На элементах наклеены картинки, название которых начинается с того или иного звука. Дети группируют элементы и составляют букву.
Какие вы у меня умные да разумные, а сумеете угадать, ребята, что чем будет?
Словесная игра «Что чем будет?»
Чем будет сосулька? (водой)
Чем будет бумага? (книгой, тетрадкой, альбомом)
Чем будет ткань? (рубашкой, платьем, постельным бельём)
Кем будет гусеница? (бабочкой)
Чем будет семечко? (растением, цветком, подсолнухом)
Логопед: Дети в старину, не только буквы изучали, но и играть любили. Предлагаю поиграть в русские народные игры. Какие р. н. игры вы знаете?
Дети называют игры.
Проводятся подвижные игры по желанию детей.
Игра «Заря-заряница»
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь, А беги, как огонь!
Ход игры.
Играющие стоят по кругу и произносят текст, водящий с лентой в руке идёт по кругу. На последние слова водящий останавливается между двумя играющими, они бегут в разные стороны вдоль круга. Кто первый возьмет ленточку, тот и победитель и становится водящим. Игра повторяется.
Игра "Солнце"
В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.
Игра "Калачи"
Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:
Бай – качи – качи - качи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.
Игра «Золотые ворота»
Проходите господа
В золотые ворота.
Первой мать пройдёт
И детей проведёт.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Ход игры.
Три человека встают в круг и берутся за руки, образуя ворота. Все остальные участники цепочкой друг за другом, напевая, проходят через ворота. На последних словах ворота закрываются, и тот, кто остался внутри круга присоединяется к тем, кто образует ворота. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется три человека. Во время игры звучит весёлая народная музыка.
Звучать фанфары, входит гонец, читает наказ, угощает детей.
Наказ Наума - Грамотника
1. Указанное тебе учителем место береги, чужого места не занимай и товарищей своих не утесняй.
2. Книжицы ваши в добре храните. Кто книгу не бережёт, тот своей души не стережёт.
3. Помните: не стыдно не знать, а стыдно не учиться.
Логопед: Вот какой наказ дал нам Наум-Грамотник. Будем его соблюдать?
Дети: Да!