Сундукова Галина Геннадьевна
«Путешествие в страну звуков». Конспект интегрированного итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного итогового занятия по знакомству с буквами в старшей группе «Путешествие в страну звуков»
Цель: закреплять знания детей о звуках
Образовательные области: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Социально – коммуникативное развитие
Задачи педагогической деятельности:
Образовательные:
• закрепить умение различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие на слух и в произношении;
• закрепить умение выделять первый согласный звук в слове;
• закрепить умение проводить слоговой анализ слов;
• закрепить навыки проведения звукового анализа и синтеза;
• способствовать выполнению фона и композиции из пластилина на картонной основе с использованием бросового материала.
Развивающие:
• развивать фонематическое восприятие;
• развивать умение понимать логико-грамматические конструкции;
• развивать умение выстраивать причинно-следственные связи; использовать в речи сложноподчиненные предложения с союзом, потому что;
• развивать эстетическое восприятие мира природы; чувство композиции, умение гармонично размещать изображение на поверхности основы.
Воспитательные:
• проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, уважения к взрослым;
• способствовать овладению умениями совместной деятельности (принимать общую цель, договариваться о способах совместной деятельности в ходе фронтальной работы);
• воспитывать любовь к творчеству, доброжелательность, отзывчивость, целеустремленность.
Оборудование: посылка, магнитная доска, маркер, магниты красного, зеленого, синего цвета, картинка с нарисованным кораблем, замки (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный, картинки для слогового анализа (односложные, двусложные, трехсложные слова, картинки с изображением животных жарких стран (слон, носорог, зебра, жираф, крокодил, верблюд, волшебный сундучок с вложенным приглашением и картой, аудиокомпозиции (песня «Чунга-чанга» звуки природы -шум воды). картины весеннего пейзажа; образцы, выполненные из разного материала; картон белого цвета; пластилин; стеки; тыквенные семечки; салфетки.
Речевой материал: загадки о животных, названия водного транспорта, гласный, согласный мягкий и твердый звук, предложения для понимания логико-грамматических конструкций.
Предварительная работа: чтение произведений о весне, заучивание
стихотворений, наблюдение за весенними явлениями на прогулке, рассматривание иллюстраций о весне и беседа по их содержанию, беседа с детьми на тему «Пейзаж — один из видов живописи»; дидактические игры.
Условия для индивидуальных потребностей детей:
Упрощение: назвать первый звук при отгадывании загадок.
Усложнение: выложить магнитными буквами названия животных при отгадывании загадок.
1часть: Мотивация: Дети собираются вокруг педагога на ковре.
Воспитатель: Ребята мы с вами целый год занимались, узнавали что-то новое, научились ещё лучше рисовать, лепить и вырезать. Пришло время нам с вами переходить в подготовительную к школе группу и сегодня утром я получила письмо от доброго волшебника. (на телевизоре)
«Здравствуйте, ребята! Я приглашаю Вас в путешествие по Стране Звуков, чтобы выяснить кто же подрос и стал взрослее, умнее, находчивее. Ваш путь лежит через острова, окруженные морями. Вам нужно собрать семь лепестков, и вы сможем найти клад! Во время Вашего путешествия я буду за Вами присматривать! Счастливого пути!»
Звучит шум воды, плеск волн. На чем же можно отправиться в путешествия по морям? Ответы детей: на лодке, яхте, на катере, корабле. Педагог демонстрирует картинки с перечисленным транспортом.
В. Как назвать все перечисленное одним словом? (ответ детей: водный транспорт). Интересно, какой из транспорта подойдет нам? Дети высказывают свои мысли, используя сложноподчиненные предложения с союзом потому что (Мы поплывем на корабле потому, что он большой и вместительный, удобный).
В. : Перед отправкой необходимо сделать запасы знаний:
«Что такое звук?», «Какими бывают звуки?», «Как понять, что звук гласный?», «Квадратами какого цвета обозначаются гласные звуки?», «Как понять, что звук согласный?», «Какими бывают согласные звуки?», «Квадратами какого цвета обозначаются согласные твердые звуки?», «Квадратами какого цвета обозначаются согласные мягкие звуки?».
Игра «Поймай звук» - различение гласных и согласных звуков. Взрослый называет звуки, дети «ловят» (хлопают) только гласные звуки.
Молодцы ребята! Запасы сделаны.
Увязали мы выдумку в узелок,
Сложили терпение в коробок,
Запаслись пучком старания
И горшочком внимания.
Отправляемся в путь. (звучит шум воды и плеск волн).
2 часть:
1. Первая остановка: «Остров сокровищ» (песочный стол, магнитная доска) Дидактическая игра «Отгадай-откопай!»
В. : Сокровища не простые, а загадки золотые. Отгадки под песком, спрятаны по номерам. Взрослый загадывает загадки, просит детей отгадать их, раскопать и назвать первый звук в отгадках, сделать состав слова, дети дают характеристику каждому звуку и на доске, в схеме, выставляют фишки определенного цвета.
– согласный твердый звук, обозначаем фишкой синего цвета.
- согласный твердый звук, обозначаем фишкой синего цвета.
– гласный звук, обозначаем фишкой красного цвета.
- согласный твердый звук, обозначаем фишкой синего цвета.
На чудо-коняшке пестреет тельняшка. Ответ детей: зебра, первый звук в слове [з’].выложить магнитными буквами названия животных при отгадывании загадок.
Пройдёт он, голову задрав, не потому, что важный граф,
А потому, что гордый нрав, ведь выше всех зверей … Ответ детей: жираф, первый звук в слове [ж].выложить магнитными буквами названия животных при отгадывании загадок.
Этот парень с длинным носом, ходит в Африке без спроса,
Даже лев его боится, богатырь собой гордится,
Он огромен и силён, серый африканский… Ответы детей: слон, первый звук в слове [к] выложить магнитными буквами названия животных при отгадывании загадок.
В. : Загадки отгаданы, звуки названы. Взрослый выставляет картинки с изображением животных и просит детей уточнить, какие это животные (ответ детей – животные жарких стран). Интересно, что будет, если животные жарких стран окажутся на северном полюсе. Дети высказывают свои мысли, используя сложноподчиненные предложения с союзом, потому что (Жираф умрет с голода, потому что ему нечем будет питаться и т. д.)
Получаем первый лепесток.
2. Вторая остановка: «Остров 3х замков» (Зона Учебная) Дидактическая игра «Посели словечко».
В. : На острове построены 3 замка: одноэтажный, двухэтажный и трехэтажный. В каждом замке свои жители. В одноэтажном живут слова с 1 слогом, в 2х этажном из 2 слогов, 3х этажном из 3 слогов. Я раздам вам картинки, которые надо разместить по замкам, определив количество слогов (грач, гриф, мышь,жук, оса, сова, муха, комар, пчела, хомяк, рыбка, кролик, бабочка, попугай, сорока, синица, воробей, муравей, стрекоза).
Получаем второй лепесток.
3. Третья остановка: «Остров Чунга - чанга» (Зона Спорта)
проведение физминутки под песню Ю. Энтина «Чунга - чанга».
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Раз-туда, два-сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз-присели, два мы встали, руки кверху все подняли.
Раз-присели, два мы встали, руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
Получаем третий лепесток.
4. Четвертая остановка: «Остров небылицы» (Зона Краеведения) Дидактическая игра «Послушай и исправь».
В. : На этом острове живут небыли, послушайте их и исправьте, если не согласны с ними.
Телега везет лошадь. Каша съела Машу.
Забор красит маляра. Заяц съел лису.
Горшок растет в цветке. Мышка поймала кошку.
Получаем четвёртый лепесток.
5. Пятая Остановка: «Остров великана» (Зона Речи) Дидактическая игра «Придумай словечко»
В. На этом острове живет великан. Вот его поезд, в нем 3вагона. Мы не знаем, как зовут этого великана, но можем догадаться. Нам помогут слоги, которые мы поселим в вагоны. Воспитатель называет по порядку слоги, дети придумывают слова, которые начинаются с этих слогов. В итоге получается БУ-ЛА-ВА.
Получаем пятый лепесток.
6. Шестая остановка «Остров умельцев» (Учебная зона).
В: Ребята, от умельцев поступил заказ нарисовать пейзаж, но у них закончились краски и карандаши, и они не знают, что им делать. А чем еще можно нарисовать картину? Дети: Песком, глиной, пластилином.
В: Посмотрите, что у нас приготовлено на столах? Дети: Пластилин.
В: верно, я предлагаю с помощью пластилина нарисовать картину.
Ребята, как называется техника рисования пластилином? Дети:Пластилинография.
В: Ребята, а какую же картину нужно нарисовать? Дети: Пейзаж.
В: Для того чтобы узнать какой пейзаж нужно нарисовать, нам необходимо отгадать загадку:
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало, зовут красавицу. Дети: Весна
В: Верно. Скажите, какие признаки характерны для весны? Дети: Все оживает, тает снег, светит солнце, прилетают птицы, начинает пробиваться травка и, появляются первые цветы.
В: Молодцы ребята. Ребята, с чего мы начнем? Мы будем рисовать пластилином, как мелками. Перед вами лежит лист, расположите его горизонтально. Берем кусочек синего пластилина и ведем прямыми линиями справа налево. И так закрашиваем всю верхнюю часть. Что это будет? Дети: Небо.
В: Затем берем кусочек зеленого пластилина и прямыми линиями ведем справа налево. И так закрашиваем всю нижнюю часть. Что это будет?Дети: Земля
В: Затем пальчиком необходимо разгладить образовавшиеся комочки пластилина, выровнять фон. (Дети разглаживают пластилин до образования ровного фона) Для того чтобы узнать, что будет еще нарисовано на нашей картине вы должны отгадать загадки, которые приготовил нам художник. Готовы отгадывать?
Белые овечки не сидят на печке.
А плывут издалека кучевые. (облака)
Верно, облако мы будем выполнять в форме улитки. Как мы это сделаем?
Дети: Раскатаем пластилин на доске в длинную колбаску и скрутим ее улиткой. Положим на картон и прижмем пальцами.
В: а следующая загадка, о чем?
Не высоко, не низко, не далеко, не близко.
Проплывает в небе шар - раскалённый как пожар. Дети: Солнышко.
В: Верно. Каким цветом мы будем рисовать солнышко? (желтым)
Желтый кусок пластилина раскатываем его между ладонями круговыми движениями. Что у нас получится? (Ответы детей)
В: Верно, ребята. Как мы будем делать солнце? Дети: Положим шар на картон и прижмем пальчиками.
В: Ребята, чего не хватает у нашего солнышка? (Лучиков) Как можно сделать лучики? Дети: Приклеим из пластилина, украсим надрезами стекой.
В: Следующая загадка:
Высока и зелена, будет скошена она.
Овцы, козы и коровы, есть всегда ее готовы. Дети: Трава.
В: Каким цветом будем рисовать траву? Дети: Зеленым.
В: Как будем делать траву? Дети: От зеленого пластилина отщипнем маленькие кусочки раскатаем маленькие колбаски и приклеим
В: Можно стекой прорисовать травинки. Ну и какая же весна без первых весенних цветочков. А отгадать какие цветочки мы будем рисовать, нам поможет загадка:
С нежно-белой головой, прямо из-под сугробов,
Появляется на свет, маленький цветочек! Дети: Подснежник
В: Молодцы ребята. Когда наступает весна, подснежники пробиваются через травку и тянутся к солнышку. Как будем делать цветок? Дети: Из белого пластилина и тыквенных семечек.
В: Вот так нарисуем подснежники. Вот такой красивый пейзаж
получился у нас. Дети выполняют работу. Молодцы, ребята. У вас получились хорошие работы, аккуратные и красивые. Получаем шестой лепесток.
3 часть: Итог занятия:
7. Последняя седьмая остановка: Остров «Мир звуков».
В. Посмотрите опять письмо.
«Спасибо Вам, ребята, за путешествие по Стране Звуков!
Вы действительно подросли и стали взрослее, умнее, находчивее. Поздравляю Вас! Вы побывали на шести островах, окруженных морями, собрали шесть лепестков! Я отдаю вам последний седьмой лепесток, по которому вы сможете найти клад! Во время Вашего следующего путешествия по стране Звуков я буду за Вами присматривать! Счастливого Вам пути!» Получаем седьмой лепесток. (на нём план нахождения клада) Дети находят медали.
Скажите, что мы сегодня делали? (Дети рассказывают, на каких островах они побывали во время путешествия, что им особенно понравилось, были ли трудности и как они с ними, справились.)