Олеся Мишанина
Конспект индивидуального занятия на тему «Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук[Ш]»
Цель: Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах.
Задачи:
• Закрепить правильное произношение звука [Ш] изолированно, в прямых слогах, словах;
• Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
• Совершенствовать умение выделять звук [Ш] из потока других звуков;
• Совершенствовать фразовую речь;
• Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.
Ход занятия
I. Организационный момент
Здравствуй Гриша! Как у тебя настроение? Сегодня мы с тобой поиграем вместе с машинкой по имени Шустрик.
II. Основная часть:
Публикация «Конспект индивидуального занятия на тему „Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Но сперва мы сделаем гимнастику для рта. Смотри на меня, затем выполни сам.
«Футбол» (развитие направленной воздушной струи).
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».
Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.
Щеки я не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
«Конфетка»
Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см. Выполнять медленно.
«Грибок»
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.
«Вкусное варенье»
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.
«Чашечка»
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя», приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.
Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.
1. Игра «Разговор со змеей»
Посмотри, кто изображен на картинке? Как разговаривают змеи? Пошипи как змея.
2. Игра «Охотники»
Представь, что мы пошли на охоту, и чтобы нам поймать добычу, надо претвориться спящими, но как только мы услышим звук Ш, поднимаем голову и хлопаем в ладоши.
Лингвистический материал:
м, ф, ш, с, г, ш, х, щ, п, ш.
ша, су, ци, щи, шы, ру, со, шэ.
Шар, суп, счет, ширь, цирк, лес, шаг.
3. Игра «Сконструируй букву»
Вспомни, как пишется буква Ш, нарисуй ее в воздухе. Возьми ниточку, сконструируй из нее букву Ш.
Так как теперь ты знаешь, как читается и пишется буквы Ш, прочитай слоги:
Ша-ша-ша-ша
Шу-шу-шу-шу
Ша-шу-ша-шу
Шы- шы- шы
4. Игра «Попугай-Повторюшка»
Посмотри к нам прилетел Попугай-Повторюшка, он хочет чтобы мы спели ему песенку, чтобы он запомнил ее и пел.
Слушай меня внимательно и повторяй за мной.
Лингвистический материал:
Ша, ша, ша — у меня лапша.
Ши, ши, ши — это малыши.
Шу, шу, шу — я флажком машу.
Шу, шу, шу - я пилотку ношу.
Шок, шок шок — у меня Пушок.
Ша-ша-ша - наша каша хороша.
Ша-ша-ша - У Даши каша.
Шу-шу-шу - Даша кушает кашу.
Шо - шо -шо -кушай, Даша, хорошо.
Ши-ши-ши- только кушай, не спеши.
Ши- ши- ши - каши нет у Даши.
Ша - ша -ша - наша Даша хороша.
5. Игра «Фокусник»
Фокусник предлагает тебе превращать одни слова в другие. Я буду называть слова, а ты замени первый звук на звук [Ш]. Назови новое слово.
Лингвистический материал:
Жаль-… мыло-… стык-…
Мах-… дар-… губы-…
Бык-… толк-… парить-…
6. Игра «Помоги Пяточку»
Подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шар и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: «Ш-ш-ш—
7. Игра «Сравни животных»
Засунь руку в мешок и достань два любых животных. Посмотри на схему, вспомни, как мы сравнивали животных на занятии. Сравни своих животных.
III. Итоги:
- Какой звук ты училась произносить?
- Чем мы еще сегодня занимались?
- Ты отлично справился со всеми заданиями, молодец!
- Вспомни, какое задание тебе понравилось больше всего?