Иваненко Марина Анатольевна
Конспект индивидуального занятия с ребенком с ринолалией по автоматизации звука [М]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия с ребенком с ринолалией по автоматизации звука [М]
Лексическая тема занятия : Игры с Мишуткой
Грамматическая тема занятия : автоматизация звука [М]
Цель: автоматизация звука «М» в слогах, словах фразах.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- Закрепить знания об артикуляции особенностей звука [М];
Публикация «Конспект индивидуального занятия с ребенком с ринолалией по автоматизации звука [М]» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Совершенствовать произношение звука [М] в слогах, словах, фразах;
- Дифференциация диафрагмально-реберного типа;
- Продолжать учить определять место звука [М] в словах.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать стремление овладеть правильной речью;
- Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать речь, мелкую моторику, память, словесно – логическое мышление;
- Развивать фонематический слух;
- Развитие процессов словообразования;
Оборудование: сюжетные картинки к сказке «Три медведя», стакан с водой, трубочка, плюшевый медведь, серия наглядных картинок: мама, мох, мороз, машина, моль; счетные палочки, конфета.
План занятия
Этап Деятельность логопеда Деятельность детей Ожидаемый результат
Введение в тему Логопед обращается к ребенку и показывает плюшевого медведя, спрашивает кто это. После ответа ребенка он спрашивает, какой первый звук спрятался в слове «мишка», звук [М] гласный или согласный. Далее логопед говорит, что мишка по имени Мишутка пришел к нам в гости из леса, чтобы посмотреть, как ты (ребенок) занимаешься, что умеешь делать, чему научился. Он приготовил для тебя несколько заданий. Ребенок узнает игрушку, которую показывает логопед, говорит, что это медведь. Отвечает на вопросы педагога: говорит, что звук [М] есть в слове «мишка», что он согласный твердый, так как мы его пропеть не можем, потому что мешают губы.
Постановка к работе на занятии, подведение к теме занятия.
Организационный этап Логопед объявляет первое задание, он говорит, что Мишутка хочет поиграть с ребенком в игру «Три медведя». (ребенку предлагается показать, как рычит низким голосом Михайло Потапыч, а каким голосом Настасья Петровна, а как высоким голосом пищит Мишутка. Логопед предлагает ребенку озвучить фразы разными голосами: «Кто сидел на моем стуле? Кто ел из моей чашки? Кто спал на моей кровати?».
Дальше логопед проводит работу по координации моторики нижней челюсти. Он говорит ребенку, что «нам нужно размять наш ротик и язычок. Давай покажем мишке как мы умеем работать ротиком». Показывает ребенку упражнения и просит их повторить: а) откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
б) имитация жевания
в) круговые движения челюстью (подбородком рисуем букву О).
После логопед проводит массаж твердого и мягкого неба, лица и губ, гимнастику для мышц мягкого неба и задней стенки языка, мимическую гимнастику.
Следующим этапом занятия становится артикуляционная гимнастика
Логопед предлагает ребенку рассказать сказку про «язычок» для Мишутки:
Жил-был язычок (показывает язык)
Жил он в своем домике- ротике (ребенок открывает рот)
Однажды утром проснулся язычок
Посмотрел на часы (упражнение «Часики)
И решил, что пора вставать.
Решил язычок испечь блинов (упражнение «блинчик»)
Наелся язычок блинчиков и пошел прогуляться.
Побежал язычок мимо забора (упражнение «заборчик»)
Решил покачаться на качелях (упражнение «качели»)
А потом покататься с горки (упражнение «горка»)
Пошел язычок дальше и встретил индюка (упражнение «индюк»)
Испугался язычок птицу и убежал домой (открывает рот).
Логопед проводит дыхательную гимнастику:
1. «Ныряльщики». Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду»- присесть. Встать («вынырнуть»)- выдох.
2. «Задуй свечу». Вдохи резкий выдох- дуем «задуваем свечу».
3. «Буря в стакане». Вдохнуть и медленным протяженным выдохом дуть в трубочку, чтобы вода в стакане забурлила. Ребенок выполняет задание и озвучивает фразы, сказанные логопедом, разным голосом.
После ребенок выполняет упражнения, которые показал логопед.
Ребенок соглашается рассказать сказку вместе с логопедом для Мишутки и выполняет артикуляционные упражнения.
После ребенок выполняет дыхательную гимнастику, повторяя за логопедом.
Развитие артикуляционного аппарата и подготовка к постановке звука, повышение функциональных возможностей дыхательного аппарата ребенка
Основной этап Логопед проводит игру «Повтори за мной» :
Будем мы сейчас играть
Звуки будем повторять!
Я скажу, ты повтори,
Голосок ко мне тяни.
Логопед изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой.
Далее логопед говорит, что сегодня мы с тобой и с Мишуткой будем играть со звуком [М] и просит ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук [М] :
г, к, м, н, п, м, м, н, т, м, т, м
Логопед проводит пальчиковую гимнастику. Просит построить из счетных палочек букву М. А потом просит сделать тоже самое, но из своих пальчиков.
Лалее логопед просит проговорить слоги, четко произнося звук [М], Мишутка будет следить за тобой:
ма__ мэ__ мо__
ма__ма__ мэ__мэ__ мо__мо__
ма__ ма__ ма__ мэ__мэ__мэ__ мо__мо__мо__
После выполнения этого задания логопед просит роизнеси слова со звуком [М] :
«Маня», «мама», «моль», «мох», «Маша», «мороз», «масло», «машина». Ребенок играет в игру, угадывает какое настроение передает логопед, а потом пробует повторить слова с той же интонацией.
Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит звук [М]
Ребенок выкладывает букву сначала из палочек, потом из своих пальцев
Ребенок произносит слоги со звуком [М] за педагогом
Ребенок смотрит на сюжетную картинку и называет слова Развитие фонематического слуха и автоматизация звука в словах и слогах
Динамическая пауза Логопед проводит физкультурную минутку: Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись. Ребенок повторяет упражнения за логопедом
Снять напряжение ребенка, профилактика утомления.
Основной этап Логопед предлагает поиграть в игру «Кто больше запомнит?»
Педагог произносит слова и показывает картинки, ребенок смотрит запоминает картинки в заданной последовательности. Логопед предлагает ребенку помочь Мишутке правильно произнести слова, чтобы получилось предложение. Но сначала ребенок слушает, что получилось у Мишутки:
«Мама мыть Миша. Возле дома цвести мак. Дима мыть лицо мылом. Мы ходить за малина». Далее логопед произносит правильно первое предложение и по образу и подобию ребенок составляет другие предложения. Ребенок смотрит запоминает картинки в заданной последовательности, называет потом в этой последовательности, что изображено на картинках.
Ребенок слушает логопеда, потом решает помочь Мишутке и по образу и подобию логопеда составляет правильно предложения. Развитие памяти, формирование у ребенка навыка словоизменения и словообразования, развитие связной речи.
Заключительный этап Логопед хвалит ребенка за выполнение заданий и за четкое произношение звука [М]. Спрашивает у ребенка, что нового он узнал, что интересного было на занятии. Логопед говорит, что Мишутка доволен твоей работой и приготовил для тебя маленький подарок. Ему пора отправляться домой, в лес. Ребенок слушает логопеда, отвечает на вопросы, прощается с Мишуткой и получает от него подарок – конфету. Подведение итога занятия, рефлексия