Ольга Павелкина
Конспект индивидуального занятия по заданию учителя-логопеда «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
1. Продолжать автоматизировать (закреплять) звук [Р] изолированно, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных; в словах с этими слогами; в предложениях.
2. Развитие артикуляционной моторики через умение чётко выполнять артикуля-ционные упражнения.
3. Продолжать учить ребёнка правильно произносить изолированный звук [Р] через подражания, давать чёткую артикуляцию звука [Р], давать правильную характеристику звука [Р] .
Публикация «Конспект индивидуального занятия по заданию учителя-логопеда „Автоматизация звука [Р] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
4. Развитие фонематического слуха через умение правильно воспроизводить слоговые ряды за логопедом, определять наличие звука [Р] в словах.
5. Развитие фонематического анализа через умение находить место звука [Р] в словах (начало, середина, конец).
6. Развитие навыка составления предложения по опорным картинкам.
7. Закрепить знания ребёнка о продуктах, одежде, домашних-диких животных. Закрепить соответствующие обобщающие понятия.
8. Развитие пространственной ориентировки через практическое употребление простых предлогов: за, перед, между.
9. Воспитание интереса к занятию.
Оборудование: изображение медвежонка с мёдом на машине, индивидуальное зеркало, картинки с изображением паруса, гриба, гармошки, дятла (для артикуляционной гимнастики, изображение моста, картинки с изображением продуктов: баклажаны, лимон, рыба, горох, помидоры, творога, макароны, шпроты, груши, кефир, сыр, сахар. картинки с изображением животных: лиса, лев, слон, волк, корова, жираф, рысь, крот, зебра, тигр; кукла Айболит, изображение домика.
1. Организационный момент:
-Люба, посмотри, кто к тебе пришёл в гости.
-Кто это? (Медвежонок).
С Медвежонком случилась такая история. На электронную почту детского сада пришло письмо от Доктора Айболита. Доктор пишет, что у него в лесу заболели животные и ему срочно нужен мёд. Он попросил Медвежонка, чтобы тот привёс ему немного мёда. Давай поможем Мишке и Доктору Айболиту.
Люба, в дороге ты должен будешь помогать Медвежонку.
И прежде чем отправиться мы выполним гимнастику для языка.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Лошадка»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
«Грибок»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.
«Гармошка».
Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно отпустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть.
«Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 раз.
«Дятел» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Быстро произносим «д-д-д-д». При этом кончик языка стучит за верхними зубами, нижняя челюсть неподвижна.
3. Изолированное произношение звука :
— Ну, а теперь, можно отправляться в дорогу.
- Люба, а на чем приехал Медвежонок?
- А какого цвета он?
-Давай поможем ему завести мотор в машине.
-Давай улыбнись, широко открой рот, подними язык за верхние зубы и произнеси песенку мотора. (Ребёнок изолированно произносит звук [р]).
— А сейчас произнеси песенку мотора, как будто машина едет близко, и мы хо-рошо слышим, как гудит её мотор. (Ребёнок произносит громко звук [Р]).
— А теперь, произнеси песенку мотора так, как будто машина едет далеко, и мы плохо слышим как гудит её мотор. (Ребёнок тихо произносит звук Р).
4. Уточнение артикуляции звука Р. Характеристика звука [Р]
— Посмотри на себя в зеркало, произнеси звук [Р] .
— А теперь расскажи, как ты произносишь звук [Р]? (Ребёнок рассказывает артикуляцию звук
Рот открыт, зубы приоткрыты, кончик языка напряжён, ударяется об верхние зубы, воздушная струя идёт по середине языка. Звук согласный, потому что мы его не поём; звонкий, потому что голосовой моторчик работает.
Игра «Продуктовый магазин».
Ехал-ехал Медвежонок и заехал в магазин, решил купить продукты.
-Люба, как называется магазин, в котором продаются продукты? (Продуктовый магазин).
-Посмотри на картинки и назови, что продаётся в магазине. (Ребёнок называет картинки по порядку). Логопед следит за чётким произношением.
-Люба, как это всё можно назвать одним словом? (Продукты).
-Люба, Медвежонок решил купить только те продукты, в которых есть звук [Р] .
(Ребёнок выбирает и называет продукты, в которых есть звук [Р])
Купил Медвежонок продукты и поехал дальше, едет-едет и подъехал к лесу, смотрит кто-то под большим деревом сидит, присмотрелся он, а это Доктор Айболит. А рядом с ним зверей видимо- невидимо и, все пришли к нему лечиться.
-Люба, назови животных, которые пришли лечиться? (Ребёнок называет картинки с изображением животных).
-Люба, назови тех зверей у которых есть звук (р? (Тигр, корова, жираф, носорог, муравей, страус, верблюд)
- Люба, а теперь выбери три животных, которые тебе нравится.
(Ребёнок называет картинки, определяет место звука [Р] в слове)
Нам пора возвращаться в детский сад, а Медвежонок нас довезет. Люба, а какого цвета машина у Медвежонка? И поможем ему завести мотор.
- Где находится язычок?
Уточнение артикуляции звука Р. Характеристика звука [Р]
— Посмотри на себя в зеркало, произнеси звук [Р] .
— А теперь расскажи, как ты произносишь звук [Р]? (Ребёнок рассказывает артикуляцию звук
Рот открыт, зубы приоткрыты, кончик языка напряжён, ударяется об верхние зубы, воздушная струя идёт по середине языка. Звук согласный, потому что мы его не поём; звонкий, потому что голосовой моторчик работает.
Итог занятия :
Медвежонок увидел, что к Айболиту пришли лечиться много зверей, и подал ему бочонок мёда, и сказал ему: «Вот тебе, Айболит, мёд. Лечи своих зверей, ведь мёд-это хорошее лекарство от многих болезней».
Айболит поблагодарил медвежонка: и от себя и от зверей, передал тебе Люба, и ребятам из вашей группы, вот эти сладкие конфеты.