Юлия Грабельникова
Конспект индивидуального занятия по познавательному развитию в старшей группе для детей с ЗПР
Форма работы: путешествие.
Цель: систематизация знаний об арифметических действиях с числами первого десятка.
Задачи:
Коррекционно – обучающие:
- Уточнить знания на сложение и вычитание первого десятка на одну единицу.
- Закрепить навык составления простых арифметических задач на сложение и вычитание на основе кругов Луллия.
- Закрепить умение раскладывать число на два меньших в пределах 10 на основе кругов Луллия.
Коррекционно – развивающие :
- Развитие приёмов логических умственных действий в процессе работы с алгоритмом и схемой.
Публикация «Конспект индивидуального занятия по познавательному развитию в старшей группе для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно – воспитательные:
- Формирование позитивной установки к учебной деятельности.
- Развивать общение и адекватное взаимодействие ребёнка со взрослым.
Материал: Круги Луллия, схемы, су-джок, тетрадь, ИКТ.
Модель занятия с указанием этапов деятельности и описанием методов и приемов организации деятельности (словесных, наглядных, практических).
Приветствие
«Добрый день», - тебе сказали,
«Добрый день», - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
1. Этап. Мотивация к деятельности.
- Сегодня к нам в группу пришло письмо от волшебника математики. Послушай его.
Включаю аудиозапись.
2. Постановка цели предстоящей деятельности.
- Маша, ты бы хотела разгадать числовой код и узнать, на чем можно добраться к волшебнику математики? Как ты думаешь, как можно разгадать код от замка? Может быть, нужно выполнить математические задания?
3. Совместная работа по нахождению средств деятельности.
Волшебник приготовил задания. При их выполнении появится кодовое число.
1. Числовая цепочка (работа у доски).
-Посмотри, на доске числовая цепочка. При выполнении арифметических действий сложения и вычитания надо решить математический пример и получить итоговое число.
-Какое число написано в квадрате?
Ребё нок: число 2
- Над числом 2 написан математический знак. Как он называется?
Ребё нок: это знак плюс.
- Что обозначает этот знак?
Ребенок: прибавить.
-Сколько нужно прибавить к двум?
Ребё нок: 1
- Прочитай математическое выражение.
Ребенок читает выражение (2+1=3).
-Запиши получившееся число 3 в пустой квадрат.
Ребенок продолжает выполнять задание по аналогии.
Молодец. Справилась с заданием. Волшебник открыл первое кодовое число (4)
Ребёнок прикрепляет число на доску.
Продолжим дальше выполнять математические задания?
Ребё нок: Продолжим.
2. Игра «Сочиняем задачу»
- Подойди к столу, посмотри, что здесь приготовил волшебник. Это интересная игра. Называется она «Круги Луллия». С помощью этих кругов мы с тобой будем сочинять задачи.
Объясняю правила игры.
- Посмотри, игра состоит из трёх кругов (большой, средний, маленький). На большом кольце предметные картинки. На среднем кольце цифры с математическими знаками «+» и «- «. На маленьком кольце цифры от 1 до 9.
- С помощью стрелки и передвижению колец определяем, какую задачу будем составлять.
- Составляю задачу, и затем ребёнок сам пробует составить задачу.
-Молодец! У тебя все хорошо получилось. Ты справилась с заданием.
-Интересно было составлять задачи? Как ты считаешь, волшебник покажет кодовое число?
Ребё нок: Да
Получаем кодовое число (3)
Сейчас немного отдохнем, и снова задания выполнять начнём.
Физкультминутка.
Раз! Подняться, потянуться
Два! Согнуться, разогнуться
Три! В ладоши три хлопка
Головою три кивка.
На четыре руки шире
Пять! Руками помахать
Шесть! Тихо сесть.
-Продолжим выполнять задания, чтобы открыть коробку с сюрпризом?
Ребё нок: Да
- Прежде чем ты начнёшь выполнять задание, сделаем пальчиковую гимнастику с мячиком су-джок.
Пальчиковая гимнастика.
Я мячом круги катаю
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку
Будто я сметаю крошки,
И сожму его немножко
Как сжимает лапку кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
3. Самостоятельная работа (алгоритм).
- Волшебник зашифровал в квадратах предметы. Я буду называть букву и цифру определенного квадрата, ты должна найти этот квадрат и нарисовать в нем предмет. Внимательно слушай инструкцию.
- Справилась с заданием, умница. Получаешь кодовое число (6)
Ребёнок прикрепляет кодовое число на доску.
-Продолжим играть?
4. Игра «Из чего состоит число»
- Волшебник снова тебе предлагает поиграть в игру на «кругах Луллия». Называется игра «Из чего состоит число»
Повторим состав числа из двух меньших чисел.
Объясняю правила игры.
- Крутим круги, выбираем число на верхнем круге и с помощью двух других кругов находим состав числа.
-Например, число 5. Из каких двух меньших чисел состоит число 5?
Ребёнок говорит варианты ответов.
Ребенок самостоятельно выбирает число и находит состав числа с помощью двух других кругов.
-Молодец! Отлично справилась с заданием. Получаешь кодовое число (3).
Ребёнок прикрепляет число на доску.
- Переходим к последнему заданию, которое приготовил волшебник.
5. Работа со схемами.
-Я думаю, оно занимательное и интересное. Поиграем?
-Посмотри, как ты думаешь, с чем мы играть будем?
Ребё нок: с геометрическими фигурами.
-Волшебник приготовил схемы. Их надо прочитать и угадать, какая фигура зашифрована в схеме.
Ребёнок читает схемы, называет фигуры.
На обратной стороне последней фигуры находит кодовое число. Число прикрепляет на доску.
- Маша, прочитай числовой код. Если все правильно, то коробка с сюрпризом откроется.
Ребёнок читает числовой код.
Открывается замочек. В коробке сюрприз (вертолет).
-Маша, на чем полетишь к волшебнику?
Ребё нок: на вертолете.
-Волшебник будет очень рад тебя видеть.
6. Рефлексия.
Маша, от кого ты сегодня получила письмо?
Ребё нок: от волшебника математики.
-Что говорилось в письме?
Ребенок отвечает.
- Чтобы открыть коробку с сюрпризом, что ты должна была сделать?
Ребё нок: разгадать код от замка.
- С помощью чего ты разгадала код?
Ребё нок: выполняла математические задания.
- Если ты считаешь, что справилась со всеми заданиями, возьми звезду, а если некоторые задания вызывали затруднения или требовалась помощь, возьми тучку.