Олеся Мамедова
Конспект занятия по познавательному развитию «Все реки и озера текут» для детей старшей группы
КОНСПЕКТ
занятия по познавательному развитию
на тему: «Все реки и озера текут»
для детей старшей группы
воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида №7 «Аленький цветочек»
г. Буденновска Буденновского района»
Скороход Евгении Александровны
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Все реки и озера текут“ для детей старшей группы» размещена в разделах
тема: «Все реки озера текут»
Цели: - формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста путем моделирования проблемной ситуации.
Задачи: дать детям представление о значении чистых водоемов в жизни их обитателей.
Формировать способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Развивать экологическое мышление в процессе опытнической деятельности к природе
Закреплять умение выполнять аппликацию по образцу.
Воспитатель бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: сундучок с буквами «В», «О», «Д», «Ф», доска,
мультимедийская система, микрофон; аквариум с загрязненной водой большая емкость с чистой, водой масло, баночки с чистой водой, стаканчики, фильтры, салфетки, сачки; материал для аппликации (клей салфетки, фломастеры линейки)
Ход занятия
Вводная часть.
Воспитатель. Ребята, у меня есть необычный сундучок – в нем находится загадки и буквы. За каждую правильную загадку я буду давать вам по одной букве. Если вы правильно отгадаете все загадки, то из букв получится слово, и вы узнаете, о чем мы с вами будем
Загадка первая:
Быстро убегает,
Прямо из по ног,
Брызгами играя,
Прохладный (ручеек).
Дети получают букву «В» и прикрепляют ее на доску
Воспитатель. Загадывает вторая:
А за поворотом,
Тихо и глубока,
Течет, качая лодки,
Широкая (река).
Дети получают букву «О» и прикрепляет его на доску,
Воспитатель. Загадка третья:
Облака нахмурятся, соберутся тучу, ты увидишь черную, Грозовую. (тучу)
Дети получают букву «Д» и прикрепляют на доску.
Воспитатель. Загадка четвертая:
Облака и тучи
Рисовал художник,
На него из тучи
Поливался (дождик).
Дети получают букву. «А» и прикрепляют ее на доску.
Воспитатель. Ребята, посмотрите.
на доску и скажите, какое слово мы собрали из букв?
Дети. Вода.
Воспитатель. А что вы знаете о воде?
Дети. Вода течет, она прозрачная, вода есть в реках, озерах, морях, и океанах, в кране…
Воспитатель. Вы все правы, но сегодня мы поговорим не той воде, которая течет из крана а о речной воде. Я предлагаю вам пройти к доске и сесть на стульчики.
Основная часть
Воспитатель. Перед вами карта нашего округа (показывает слайд). Кто знает, как он называется?
Дети. Ставропольский край.
Воспитатель. Обратите внимание: всю территорию нашего края пронизывают голубые нити. Как вы думаете, могут они обозначать.
Дети. Они обозначают реки.
Воспитатель. Совершенно верно,коре всего вы часто с мама и папами часто бывали на ее берега и отдыхали и ловили рыбу. Какая рыба водится в реке Куме?
Дети. Сазан, окунь …
Воспитатель. Демонстрирует слайд. Как вы считаете какие условия должны быть для рыбы, чтобы ей в реке было хорошо, комфортно?
Дети. Чистая вода без мусора.
Воспитатель. Правильно, молодцы! Я предлагаю вам поиграть в игру «Что же так и почему?»
Воспитатель демонстрирует слайды – изображение того, что нельзя делать у водоемов. Дети объясняют, почему это нельзя делать.
Воспитатель. Молодцы, проходим на коврик и немного отдохнем.
Проводится физкультминутка «На речке» (по выбору воспитателя).
Воспитатель. Отдохнули – отправляемся в лабораторию (дети надевают белые халаты). Ребята. Посмотрите на аквариум и представьте себе, что озеро. Вы видите, что с ним произошло?
Дети. Он загрязнен, в нем много мусора.
Воспитатель. Может в такой воде обитает рыба и почему?
Дети. Нет, не может, потому что в воде много мусора.
Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы вода стала чище?
Дети. Убрать мусор.
Воспитатель: помощью чего можно собрать мусор?
Дети. С помощью сачка.
Воспитатель. Я предлагаю вам взять сачки и очистить наше «озеро».
(дети выполняют задание.) С этим заданием вы справитесь легко, потому что наше озеро маленькое. А как можно собрать мусор в настоящем озере или реке?
Ответы детей.
Воспитатель. На больших водоемах работают специальная техника по сбору мусора. Посмотрите на экран: на слайде мы видим такую машину (показывает слайд) Я предлагаю вам пройти к следующему нашему «озеру» и провести еще один эксперимент. Если бы каким -то образом в реку попало машинное масло например, во время работы техники рядом с рекой (комбайны, трактора).
Давайте посмотрим, что произойдет, если капнуть немного масла в воду (капает масло в емкость с водой). Растворилось масло в воде или нет?
Дети. Нет, оно так и осталось плавать на поверхности воды.
Воспитатель. Могут ли в такой воде обитать рыбы и почему?
Дети. Нет, вода пахнет маслом. Рыба будет нечем дышать.
Воспитатель. Верно, такая вода не пригодна для речных обитателей. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети. Ее нужно очистить от масла.
Воспитатель. Это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами из обычной салфетки. Посмотрите, как это сделаю я (делает фильтр и устанавливает его в стаканчик) А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
Дети делают фильтры.
Воспитатель. Молодцы, у вас всех все правильно получилось. Давайте испробуем наши фильтры. Возьмите пластиковые баночки с масляной водой и очень осторожно перелейте эту воду в стаканчики с фильтром. (Дети л задание). Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети вода стала чистой.
Воспитатель. Куда же делось масло?
Дети. Все осталось на фильтре.
Воспитатель. Вот так мы с вами узнали простой способ очистки воды. Если нефтепродукты попадут в реку, то на помощь приходит специальная техника.
Посмотрите на слайд (показывает слайд) : на фотографии видно, какой техникой убирают нефтяные пленки с участков рек. Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут загрязнять реки?
Дети. Погибнуть рыбы, растения, животные, люди.
Воспитатель. Чтобы этого не произошло, нужно соблюдать правило поведения у водоема. А берегу рек озер располагают специальные знаки. Я предлагаю вам сейчас их самостоятельно изготовить – на столах лежать необходимые для этого предметы (дети подходят к столам). Разделитесь на команды из двух человек и выполните задание по образцу.
Дети изготовляют запрещающие знаки.
Воспитатель. А теперь расположите готовые запрещающие знаки на плакате «Берегите природу». Молодцы!
Заключительная часть (интервью)
Воспитатель предлагает детям (по очереди) ответить в микрофон на вопросы:
- Что вам сегодня показалось особенно интересным?
- Что нового вы узнали?
- Кто помнить, с помощью чего можно очистить воду в емкости? А воду в реке?
- Что людям важно помнить. Когда приходят отдыхать на реки?
Воспитатель. Спасибо за активность на занятии, мне было приятно с вами общаться, Я предлагаю повесить плакат «Берегите природу» в прихожей. Чтобы с ним могли ознакомиться ваши родители.
Литература используемая на занятии :
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом занимательное опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : Сфера 2005.
2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: игры-занятия для дошкольников. –М. : ТЦ «Сфера», 2002
3. Дыбина О. В. то было до… : Игры путешествия в прошлое предметов для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 1999.
4. Ковинько Л. В. Секреты природы так интересны! – М. : Линка-Пресс2004.
5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. : Педагогическое общество в России, 2003.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников /под общ ред Л. Н. Прохоровой – М. : АРКТИ, 2004