Александра Войтенко
«Солнечная система». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
КОНСПЕКТ занятия по познавательному развитию в старшей группе
ЦЕЛЬ: Активизация познавательной деятельности в процессе ознакомления с Солнечной системой.
ЗАДАЧИ: Сформировать представление о Солнечной системе/дать характеристику Солнцу как огромному светилу/звезде/, назвать и показать все планеты Солнечной системы особо остановиться на планете Земля. Земля – уникальная планета, на которой есть жизнь.
Публикация «„Солнечная система“, Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Старшая группа
- Темочки
Освоить действия построения модели, отражающей особенности строения Солнечной системы.
Развивать логическое мышление /умение устанавливать причинно-следственные связи/.
Воспитывать бережное отношение к планете Земля.
МАТЕРИАЛ: макет «Солнечная система», цветные карандаши, листы с планетами /по количеству детей/; для экспериментов: магниты, ключи, сухое горючее, пластмассовая пробка, воздушный шар, камень, жидкость в стакане, дерево, резина, мячи по количеству детей, эмблемы, набор цифр. Дети стоят около воспитателя. Раздается звонок по телефону:
Ход ЗАНЯТИЯ
- Здравствуйте.
Это звонят из Центра управления полетами. Готовится к полету очередной космический корабль.
- Вам нужна группа космонавтов - исследователей? Хорошо. Мы постараемся помочь вам.
- Дети, вы согласны стать участниками полета в космос?
/ответы детей/
- С этой минуты мы с вами исследователи. /Прикрепляю детям эмблемы/
-Нам предстоит узнать: что такое Солнечная система и есть ли в ней жизнь.
На чем можно осуществить полет?
/На ракете/
- Для начала изучим космические корабли.
/Дидактическая игра «Узнай по силуэту»/
Вам нужно найти пару: к каждому силуэтному изображению подобрать схематическое изображение космических кораблей.
/Дети выполняют задание/
- Молодцы, с заданием справились верно.
Дети, то, что нам нужно будет для исследования космоса, находится в лаборатории космического корабля.
- Представим, что мы сели в космический корабль (дети садятся за столы); надели космические костюмы.
- Внимание, внимание! Космический корабль отправляется в космическое путешествие! Десятисекундная готовность! Начинаем обратный отсчет! Помогайте, ребята!
-10,9,8,7,6,5,4,3,2,1; пуск!
(показывать цифры)
Р-р-р! - ракета рвется ввысь!
(Звучит космическая музыка) / Упражнение на релаксацию/
Закройте глаза.
Вот наш корабль вышел в космическое пространство.
Мы видим, как небо из голубого стало темно-синим, а потом совсем чёрным.
Как хорошо видны все звезды!
(открыть макет)
- Открываем глаза. Мы оказались на одной дальней звезде, и отсюда посмотрим на Солнечную систему.
- Что мы видим в центре Солнечной системы?
(Солнце)
- Каким вы его видите? (ответы-предположения детей) Обобщая ответы детей:
С другой дальней звезды мы, скорее всего, увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки.
На самом деле звезда Солнце-это огромный раскаленный шар.
- Как вы думаете, возможна ли жизнь на Солнце?
(Ответы детей) Обобщая ответы детей:
Температура поверхности Солнца очень высокая. При такой температуре любой металл или камень превращается в газ. Поэтому Солнце это газовый шар.
- А вы знаете, что звезда Солнце не одинока?
У нее есть своя семья. Только это не дочки и сыночки, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к солнцу.
Физкультминутка
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете (Поднять руки над головой, сомкнув их)
На носки поднимись, (Тянутся вверх)
А потом руки вниз. (Опускают руки)
Раз, два, три, потянись. (тянутся вверх)
Вот летит ракета ввысь! (бегут по кругу)
Мы продолжаем исследовать Солнечную систему (дети подходят к макету)
- Сосчитайте планеты Солнечной системы. (Дети считают)
-В семье 9 планет. Какие из них вы уже знаете? (ответы детей)
- В семье звезды Солнце царит порядок : никто не толпится, никого не толкает.
Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца. Этот путь называют - орбита.
- Какая самая близкая к Солнцу планета? (ответы детей) (Меркурий)
- Что о ней можно сказать?
(небольшой горячий шар)
Опыт: Поднести предмет к огню и посмотреть, как он плавится.
- Сможем мы выйти на эту планету?
- Есть ли жизнь на этой планете
Изобразите эту планету оранжевым кругом.
- Какая следующая планета? (Венера)
- Что можно сказать об этой планете? (жаркая и неприветливая планета.)
- Да, дети, Венера окутана плотными облаками из кислоты и на ней нечем дышать).-
- Летим дальше от Солнца. Чувствуете, дышать стало легче.
(дыхательная гимнастика…
- РЕБЯТА А КАК ВЫ ДУМАЙТЕ ЧТО ЭТО ЗА ПЛАНЕТА.
- Что вы знаете об этой планете?
(Мы живем на планете Земля)
- Какая она, наша Земля?
(ответы детей)
- Почему нашу планету называют разноцветной? (ответы детей)
- Вот как эта планета выглядит из космоса, (показать фото)
Дети, мы говорили, что Солнце - это газовый шар. А что представляем собой Земля?
Эксперимент: На столе лежат: воздушный шар, камень,
жидкость в стакане, дерево, резина.
Назовите предмет, свойства которого больше всего похожи на Землю.
Значит: Земля-это огромный каменный шар, большая часть которого покрыта водой.
- Дети, а какие условия нужны для того, чтобы на планете была жизнь? (ответы детей)
Верно: есть вода, температура, свет солнечный, Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой. Атмосфера содержит кислород, который нужен всем обитателям нашей планеты.
\- Что было бы на Земле, если бы не было Солнца?
(ответы детей)
Опыт: - Дети, возьмите мячи и подбросьте их вверх. Что с ними происходит?
(Они падают на пол).
Опыт: Возьмите магнит и ключ. Что происходит с ключом?
(Магнит притягивает ключ)
- Дети, наша планета имеет огромную силу притяжения. Земля делает тяжелым все, что есть на ней. Земля за счет силы притяжения все к себе притягивает. И как только предмет лишается опоры, он немедленно падает вниз.
Гимнастика для глаз (Рассказать поверье о падающей звезде.) (Дети следят за звездой)
- Дети, отгадайте загадку:
Ночью по небу гуляю,
Тускло Землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня. (Луной).
- А вы знаете, что Луна - это естественный спутник Земли? Она движется вокруг Земли по своей орбите.
НАРИСУЙТЕ ЛУНУ
- Давайте исследуем остальные планеты.
( Перечислить названия планет: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.) Зарисуйте их.
- Как вы думаете, а на этих планетах есть жизнь? Почему? (Планеты удалены от Солнца, там холодно).
- Дети, а вы знаете, почему Земля и другие планеты не улетают в открытое космическое пространство и не сталкиваются друг с другом"
(не улетают - этому препятствует притяжение Солнца; не сталкиваются - потому что вращаются по своим орбитам вокруг Солнца).
- Дети, пришло время возвращаться в детский сад. Упражнение «Ракета» (музыка, ребенок читает стихотворение «Космонавт»
В темном небе звезды светят,
День летит и ночь летит.
И на Землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной - наш дом родной.
- Дети, где мы побывали сегодня?
(В космосе, на планетах Солнечной системы)
Наше исследование закончилось. (Что находится в центре Солнечной системы? Солнце - звезда. Вокруг Солнца 9 планет.
Планеты движутся в определенном направлении. Только на Земле есть жизнь, потому что.)Звонок по телефону.
- Центр управления полетами благодарит команду космонавтов -исследователей за очень важные открытия.