Татьяна Горяченко
Конспект индивидуального занятия по формированию мягкого согласного [Л’] в речи у детей с ринолалией
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия
по формированию мягкого согласного [Л’] в речи у детей с ринолалией.
Педагог I кк. Горяченко Т. Н.
г. Арамиль, 2020.
Цель: Дифференциация звуков [Л] и [Л’] в речи.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
• Учить различать звуки [л] и [л’];
• учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
• учить образованию слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, родительного падежа, числительных прилагательных
Публикация «Конспект индивидуального занятия по формированию мягкого согласного [Л’] в речи у детей с ринолалией» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
• продолжать обучать звуковому анализу слов;
• учить определять позицию звука [Л’] в словах.
2. Коррекционно-развивающие:
• развивать фонематический слух;
• развивать зрительную, слуховую память и внимание;
• развивать артикуляционную моторику.
3. Коррекционно-воспитательные:
• формировать доброжелательность, контроль над собственной речью.
Ход занятия:
- Сегодня в гости к нам пришла девочка Полина со своим другом Лисёнком.
Им нужна наша помощь. Полина мне уже рассказала свою историю, а теперь я расскажу ее тебе, чтобы мы вместе придумали, как помочь друзьям.
Артикуляционная гимнастика
– Посмотри, язычок тоже приготовился послушать. Он лёг на нижнюю губу, показывает, какой он внимательный и послушный (упражнение «Лопатка»). Очень хочется язычку послушать историю Полины и Лисёнка, и от нетерпения он - то выглядывает, то снова прячется за зубы (упражнение «Вкусное варенье»).
--- Накажем непослушный язычек: Положить язык между губами – пошлепать губами по языку – пя-пя-пя. Тянуть кончик языка к носу, к подбородку. Дотянуться кончиком языка до правого угла рта, до левого угла рта (губы в улыбке). Провести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания, по нижней губе. Протискивание языка с силой между зубами наружу таким образом, чтобы спинка языка касалась верхних резцов. Покусывание зубами боковых краев языка. Покусывание языка зубами от кончика до середины и обратно. Пощелкивание языком как “лошадки”.
Бегает язычок, ищет местечко поудобнее (упражнение «Индюк»). Устроился на диване (ребёнок упирается широким язычком в верхние зубы) и от нетерпения пыхтит (упражнение «Бочки» - воздушная струя направляется в щёки).
Полина гуляла по лесу, где росли Клён, Липа, Ольха, Ель, Лиственница.
Полина собирала ягоды: малину, землянику, калину.
И под клёном девочка увидела маленького Лисёнка. Он горько плакал: ле-лё-лю! Ле-лё-лю (повторяем плач Лисёнка)
Лисёнок гулял по лесу вместе с мамой Лисой, побежал за мотыльком и потерялся. Нам нужно помочь найти ему дорогу домой. А поможет нам в этом звук [л’].
- Давай покажем как летает мотылек (Сдувание бумажных листочков с поверхности стола. Обязателен контроль, за воздушной струей, которая должна идти с языка).
-После каждого задания будем класть кленовый листочек на тропинку, по которой Лисенок вернется домой.
Характеристика звука
Расскажи, что ты знаешь о звуке [л’]?
Звук [л’] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? (синим)
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (зеленым)
Какую форму у тебя принимают губы, когда ты произносишь звук [л’]? А где у тебя находится язычок, когда ты произносишь этот звук?
Звуковой анализ слов
-Ты помнишь под каким деревом Полина нашла Лисенка?
Правильно, под клёном. А еще там рядом рос небольшая липа.
Давай разберем эти слова.
Используются слова: клён, липа.
-Давай подробно разберем из каких звуков состоят слова ЛИПА и КЛЁН.
«ЛИПА»
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (зеленой)
Почему? (Потому что это мягкий звук.)
Какой второй звук в этом слове? («и»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)
Кладем первый листочек на тропинку.
Аналогично со словом КЛЁН.
Кладем второй листочек на тропинку.
- Какие деревья еще были влесу, где гуляла Полина? Тополь, Ель, Лиственница.
Выкладываются картинки деревьев.
Родительный падеж
Игра «Чего не стало?»
С числительными понятиями – один – много - 2,3,4,5.
Тополь-тополей, ель-елей, лиственница-лиственниц.
Кладем третий листочек на тропинку.
- Чтобы положить еще один листочек, надо размять наши пальчики и выполнить небольшую зарядку.
Пальчиковая гимнастика:
«Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас – а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)
Кладем четвертый листочек на тропинку.
-Давай вспомним какие ягоды собирала Полина в лесу: малину, землянику, калину.
Какой сок получится из ягод малины? (малиновое)
Какой сок получится из ягод земляники? (земляничный)
Какой сок получится из ягод калины? (калиновый)
(Образование прилагательных)
Кладем пятый кленовый листочек на тропинку.
---Давай выполним упражнение «Язычки-дразнилки»
Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент: Лё-ле-ле-Ле-лю-лю-Ля-ли-ли-ли-Ле-ли…
Ребенок, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в «язычок». Вместо «язычка» можно дать свистки, дудочки или бубны.
-Молодец! Кладем шестой кленовый листочек на тропинку.
- Поиграем еще в одну в игру «Поймай звук».
Как только услышишь звук [л’] будешь хлопать в ладоши. (ЛИСА, ЗЕЛЁНЫЙ, пОЛЕ, ЛОЖКА, СТАЛЬ, ПОРОСЁНОК, ТЕТРАДЬ, ЛЕСКА, ШПИЛЬКА, ЛАСКА, ЛИСТОК).
-Определи позицию звука [л’] в словах.
ЛИСА, ЗЕЛЁНЫЙ, поле, СТАЛЬ, листок, шпилька.
-Молодец! Кладем седьмой кленовый листочек на тропинку.
-Чтобы положить последний листочек на тропинку и прийти к дому, Лесенку надо позвать маму. Кто его мама? Правильно Лиса. А как мы назовем ее ласково? Лисонька, Лисичка. (Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
Кладем последний восьмой листочек клена на тропинку.
Вот и нашел Лисёнок свой дом. Лисенок и Полина говорят нам спасибо!
И танцуют от радости и поют :Ля-Ли-Ля-!Ле-Лю-Ля!
Давай повторим с ними эту песенку!
Рефлексия.
Ты сегодня большой молодец! Ты справился со всеми заданиями и помог друзьям!
Какой звук тебе сегодня в этом помогал? Звук [л’]
Что тебе понравилось сегодня больше всего?
А может что то было трудно выполнить?
Домашнее задание:
1. Выучить скороговорку:
Тополиный пух
Над калиной, над малиной, пух летает тополиный.
Ивы, клёны, пихты, ели, дуб и липы побелели.
2. Раскраска предметов со звуком [л’].