татьяна белоносова
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «Звук [ Р ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизировать звук [р] в словосочетаниях, предложениях, в скороговорке.
Задачи.
Коррекционно – образовательные: закреплять правильное произношение звука [р] в словосочетаниях, в предложениях, в скороговорке; продолжать учить давать характеристику звука, расширять словарный запас, учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными
Коррекционно – развивающие: развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, развивать мелкую и артикуляционную моторику; развивать речевое дыхание, развивать процессы внимания и памяти.
Публикация «Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука „Звук [ Р ]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Коррекционно – воспитательные: воспитывать речевой самоконтроль, повышать мотивацию ребенка к занятию.
Оборудование: зеркало, салфетки, схема звука, схема артикуляционного уклада на звук [р], макет домика, забора, материал для воздушной струи (тучи, фигурки героев (мама, папа, девочка, четыре мальчика, тележка, предметные картинки: индюк, дятел, собака; камушки, краска, перчатки, кисточка, пособие по автоматизации звука с использованием нейроритмов, фишки, конфеты.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
-Илья, сегодня на занятии мы с тобой продолжим правильно произносить звук [р] и следить за своим произношением.
II. Мотивационный этап.
Я расскажу тебе интересную историю. Произошла эта история в одном городе, в котором часто бывает пасмурная погода. Дует сильный ветер.
Развитие речевого дыхания.
-Покажи, какой сильный ветер. Подуй на тучи, как ветер. Вдохни носом, а выдохни через рот. Щеки не надувай.
III. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика (упражнения проводятся перед зеркалом)
-Посмотри, ветер разогнал тучи, и мы увидели большой дом. В этом доме живет семья: мама, папа, сын Егор, дочка Рая. В этот день родители были заняты делами.
Мама решила сварить варенье из вишни.
Покажи, какое вкусное варенье у мамы получится (упр. «Вкусное варенье»).
Папа красил потолок в комнате. Покажи, как папа красит потолок (упр. «Маляр»).
Рая сидела в комнате и рисовала. Вот на рисунке появился грибок, (упр. «Грибок», а потом «Гармошка» (упр. «Гармошка»).
А Егор бегал возле дома и нечего не делал. По двору важно гулял большой индюк. Егор засмеялся над тем, как индюк болбочет и передразнил его: бл-бл-бл. Попробуй и ты повторить (упр. «Индюк»). Вдруг рядом на дереве послышался стук: ддд, ддд. Егор догадался, что это дятел стучит и передразнил его: ддд, дддд. (упр. «Дятел»).
2. Произнесение звука [ р ] изолированно
Дом охранял злой пес по кличке Рекс. Когда приходили незнакомые он рычал: «ррррр». Повтори, как рычит Рекс «рррр». Повтори тише, повтори громче, а потом еще громко.
3. Анализ артикуляции звука [ р ]
- Посмотри, когда мы произносим звук [ р ] рот широко открыт. Зубы на небольшом расстоянии, язык широкий. Коник языка поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит. Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит: рррр.
4. Характеристика звука [ р ]
(схема согласного звука)
- Повторим, звук [ р ]- это согласный звук. Твердый или мягкий? (твердый). Звонкий или глухой? (звонкий)
5. Развитие фонематического слуха
(игра «Поймай звук»).
Послушай историю дальше. Папа покрасил потолок, а затем пошел в гараж чинить машину. Инструмент, которым работал папа, издавал разные звуки, похожие на рычание Рекса. Если ты услышишь звук [ р ] - подними картинку (картинка с собакой) :
р, в, д, з, р, л, к, м, с, ж, р, н, ч, р, г, ш, р, х, р.
На кухне мама готовит обед и поет песню. Послушай, что поет мама и если ты услышишь звук [ р ] - подними картинку (картинка с собакой) : ра- то-вы- ру- да-мы-ры-ку-бо-но-рэ-сэ-то-го-ро-мэ.
Егор решил покачаться на качелях. Мальчик качается и называет разные слова. Если ты услышишь слово со звуком [ р ] - подними картинку (картинка с собакой) : дрова, качели, дом, кисточка, краска, дятел, забор, мама, розы, труба, скамейка, кран, ведро, пес, гроза.
6. Автоматизация звука [ р ] в предложениях.
Во двор вышла мама и сказала Егору «Сынок, покрась, пожалуйста, забор». Егору не хотелось красить забор, но он сказал «Хорошо, мама».
Егор пошел в сарай, чтобы взять материалы, которые нужны для ремонта. Поможем Егору? «Идем» пальчиками по дорожке. Осторожно, не наступи на камушки.
Посмотри, сколько разных предметов стоит на полках. Как ты думаешь, что нужно взять, чтобы покрасить забор? Назови эти предметы и положи в тележку: кисточки, ведро, перчатки.
А еще возьмем краску. Забор должен быть разноцветным. Возьмем краску разного цвета.
Игра «Закончи предложение»
Закончи предложение:
«Мы возьмем …красную краску
«Мы возьмем… (розовую краску, бордовую краску, оранжевую краску, черную краску).
А еще нужно взять ведра разного цвета.
Мы возьмем… красное ведро (розовое, бордовое, оранжевое, черное).
А теперь идем обратно к забору («идут» пальчиками). Пока мы шли, мы очень устали. Предлагаю отдохнуть.
7. Физминутка.
Едет, едет, солнце в золотой карете.
Видит, видит солнце сверху все на свете
И жука, и червяка, и козу с рогами
И как Егор во дворе помогает маме.
8. Автоматизация звука [ р ] в скороговорке.
(по мотивам повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»)
Егор появился на тротуаре с ведром краски и длинной кистью в руках. Он начал думать о том, как весело рассчитывал провести этот день. Скоро другие мальчишки пойдут из дому в разные интересные места и поднимут Егора на смех за то, что его заставили работать.
Скоро из-за угла показался Артем – тот самый мальчик, чьих насмешек Егор боялся больше всего на свете. Егор взял кисть и начал красить забор, изображая из себя человека, занятого важным и интересным делом.
Артем жевал грушу. Егор по-прежнему красил забор, не обращая никакого внимания на Артема.
Артем сказал: - Что, друг, работать приходится, а? Егор круто обернулся и сказал:
- А, это ты, Артем? Я и не заметил.
- Слушай, - сказал Артем,- я иду купаться. А ты не хочешь? Да нет, ты, конечно, поработаешь? Ну, само собой, работать куда интересней.
Егор снова принялся красить и ответил небрежно: - Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно – мне такая работа нравится.
Артем перестал жевать грушу. Вдруг он сказал: - Слушай, Егор, дай мне покрасить немножко.
- Нет, Артем, все равно ничего не выйдет. Знаешь, как надо красить?
- Да что ты, Егор, я же буду стараться. Ну, пусти, я попробую. Слушай, я тебе дам грушу.
Егор выпустил кисть из рук с виду не очень охотно, зато с ликованием в душе.
Затем еще пришли мальчики. Они подходили, чтобы посмеяться над Егором, - и оставались красить забор. Когда Артем устал, Егор продал следующую очередь Роме за красный грузовик. А когда тот устал красить, перешла очередь к Макару, который отдал Егору громкий барабан.
К середине дня забор был покрашен. Егор запел знакомую ему песню. «Прочитаем» по картинкам, какую песню пел Егор.
Красной краскою Егор красит крышу и забор (предметные картинки)
Чтобы запомнить предложение, «прочитай» еще раз и выложи фишки на каждую картинку.
9. Работа с мнемокарточками и звучащими жестами.
А теперь проверим, хорошо ли ты запомнил? (мнемокарточки)
- Повтори предложение и выполни движения (картинки со звучащими жестами)
10. Рефлексия.
Мама и папа вышли во двор. Мама сказала папе: «Посмотри, какой Егор молодец! Весь забор покрасил». Мама дала Егору конфеты. Мальчику стало стыдно, и он побежал к друзьям, чтобы отдать им их игрушки и угостить конфетами.
-Илья, тебе понравилась эта история? Что тебе было интересно? Как бы ты поступил на месте Егора, сам покрасил забор или попросил друзей?
IV. Итог. - Что мы с тобой сегодня делали на занятии? Какой звук учились говорить правильно? Что тебе понравилось? Егор захотел и с тобой поделиться конфетами.