Полетавкина Анна
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж] в предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: правильно и четко произносить звук [Ж] в предложениях
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные:
• закреплять знание артикуляционного уклада при произнесении звука [Ж];
• закреплять правильное произношение звука [Ж] в предложениях;
• обогащать словарный запас;
2. Коррекционно – развивающие:
• Развивать артикуляционный аппарат;
• Развивать связную речь;
• Развивать мелкую моторику рук;
3. Коррекционно - воспитательные:
• Воспитывать усидчивость на занятиях;
• Воспитывать самоконтроль за речью;
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Воспитывать интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий.
Оборудование: зеркало, доска с магнитиками, на которую можно прикреплять картинки, картинки для выполнения артикуляционных упражнений, предметные картинки, картинка звука [Ж] .
Ход работы:
Организационный момент.
Логопед: Здравствуй! Я очень рада тебя видеть. Как твое настроение?
(ответ ребенка)
Объявление темы:
Логопед: Я тебе сейчас прочитаю загадку. Ты должен ее разгадать и сказать, какой звук ты слышал чаще всего.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Логопед: Кто это?
( Ответ ребенка: это жук).
Логопед: Какой звук ты слышал чаще всего?
( ответ ребенка: звук [Ж]).
Логопед: Правильно, это звук [Ж]. И сегодня мы будем учиться правильно и четко произносить звук [Ж] в предложениях.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Но сначала сделаем зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова. (ребенок смотрит на картинки и выполняет упражнения)
1) Комарик
Цель: вырабатывать подъем языка, подвижность его передней части.
Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести "дззз", но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд, энергично нажимать языком на бугорки.
2) «Лопаточка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…
3) «Вкусное варенье»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
4) «Заборчик»
Цель: вырабатывать умение обнажать зубы, развивать круговые мышц губ.
Широко улыбнуться, верхнюю губу приподнять, а нижнюю опустить так, чтобы максимально обнажить зубы, зубы сомкнуть. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до десяти.
2. Пальчиковая гимнастика
«Весёлый человечек»
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. (Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу).
Разотру ладошки сильно, (Растирают ладони).
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. (Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги).
Руки я затем помою, (Потирают ладони.)
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. (Складывают пальцы в замок.)
3. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Давай возьмем зеркало и вспомним, когда мы произносим звук [Ж], В каком положении находятся губы?
( ответ ребенка: вытянуты вперед, «бубликом»).
Логопед: В каком положении находятся зубы?
( ответ ребенка: приоткрыты).
Логопед: Где находится кончик языка?
( ответ ребенка: поднят вверх в форме чашечки).
Логопед: Где находятся края языка?
( ответ ребенка: прижаты к верхним коренным зубам).
Логопед: Какая струя воздуха?
( ответ ребенка: Теплая).
Логопед: В произнесении звука голос участвует?
( ответ ребенка: да, горлышко поет, звук [Ж] звонкий).
Логопед: Давай теперь вспомним как выглядит буква, обозначающая этот звук. (картинка, с изображением буквы Ж)
4. Повтори чистоговорки
Логопед: сейчас я буду говорить скороговорки, а ты будешь за мной их повторять
Жа-жа-жа-жа-жа-жа, жили-были два ежа
Жу-жу-жу-жу-жу-жу, подлетает жук к ежу
Жо-жо-жо-жо-жо-жо, мы дадим им пирожок
Жи-жи-жи-жи-жи-жи, убежали все ежи
Логопед: Молодец, замечательно!
5. Физкультминутка. Попугай
Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй.
(Руки в стороны, влево, вправо.)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
(Потянуться на носках, руки вверх.)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал,
(Делать приседания.)
Прыгал, кланялся, шалил,
(Наклоны головы или туловища вперед.)
С малышами говорил.
6. Игра “Назови ласково”
Логопед: сейчас я буду называть тебе слова, а ты должен произнести их ласково, например медведь – медвежонок и тд.
Снег- ( ответ ребенка: снежок)
Утюг- ( ответ ребенка: утюжок)
Еж – ( ответ ребенка: ежонок)
Сапог – ( ответ ребенка: сапожок)
Друг – ( ответ ребенка: дружок).
7. Игра «придумай сам» (используются картинки, см. приложения)
Логопед: придумай несколько предложений со словами :
1)есть, медвежонок, мед, ( ответ ребенка: медвежонок ест мед)
2) сидеть, жаба, камыши ( ответ ребенка: жаба сидит в камышах)
3) громко, жук, жужжать ( ответ ребенка: жук громко жужжит)
8. Закрепление звука в предложении
Логопед: Я тебе сейчас буду зачитывать предложения, а ты проговаривай их за мной четко и внятно
Над лужайкой кружился и жужжал жук.
В живом уголке живут ежи, ужи и жаба.
Бабушка вяжет Жоре жакет.
Логопед: Молодец, отлично справился с заданием!
9. Опознание звука из текста
Логопед: я тебе сейчас буду читать предложения, а ты должен запомнить о чем они и посчитать, сколько раз услышал звук [Ж] :
Жора пошел в лес.
Он взял с собой Жучку.
Жучка нашла в лесу ежа.
Еж жил под кустом.
( ответ ребенка: 7 раз)
Логопед: Скажи, пожалуйста, куда пошел Жора? ( ответ ребенка: в лес)
Логопед: А кого нашла Жучка в лесу? ( ответ ребенка: ежа)
Логопед: Молодец! хорошо!
III. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.
Логопед: Наше занятие подошло к концу. Я хочу тебя похвалить, ты сегодня очень старался и правильно выполнял задания. Скажи, пожалуйста, над каким звуком мы сегодня работали?
( ответ ребенка: над звуком [Ж])
Логопед: Тебе понравилось сегодняшнее занятие? (Ответ ребенка)
Логопед: занятие окончено, можешь идти, до свидания.