МААМ-картинки

Особенности приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Стрижакова Наталья Владимировна
Особенности приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

В современном информационном обществе, где технологии занимают центральное место, детей кажется необязательным приобщать к художественной литературе. Тем не менее, практика показывает, что литература продолжает быть значимой и даже приспосабливается к современным реалиям через электронные книги. Детская литература, как часть общей литературы, обладает своей художественной спецификой, соответствующей детской психологии. Она выполняет разнообразные функции, такие как учебно-познавательные, этические и развлекательные, сохраняя при этом свою характерную органичность.

Дошкольный возраст – это время формирования личности, развития его мышления, памяти, приобретение первого нравственного и эстетического опыта. Поэтому не случайно все то, что закладывается в детстве, что влияет на чувства ребенка, на подсознательном уровне сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Детская художественная литература – это особый жанр литературы, предназначенный для детей разных возрастных групп. Ее особенности связаны с учетом психологических, эмоциональных и когнитивных особенностей детей.

В целом, детская художественная литература – это особый и важный жанр, который требует специфического подхода к созданию текстов. Она отличается простым и понятным языком, яркими иллюстрациями, а также разнообразием форматов, чтобы лучше соответствовать потребностям различных возрастных групп. Темы и сюжеты часто направлены на воспитание и формирование ценностей, а персонажи являются запоминающимися и привлекательными для детей.

Детская литература успешно адаптируется к психологическим особенностям детей, предоставляя им легкость восприятия и понимания. Иллюстрации играют ключевую роль в привлечении внимания детей и визуализации сюжета, делая текст более доступным и интересным. Детская литература не только развлекает, но и выполняет важную образовательную функцию, воспитывая нравственные ценности и развивая критическое мышление. Качественные произведения в этом жанре могут оказать значительное воздействие на личностное развитие ребенка, вдохновляя его на творчество и познание мира.

Таким образом, детская художественная литература не только развивает языковые навыки и воображение, но и формирует ценности и характер, играя важную роль в детском воспитании и развитии.

В рамках основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) знакомство с художественной литературой выделено в образовательную область «Речевое развитие». Этот подход является важной составляющей формирования у детей не только языковых навыков, но и эмоциональной отзывчивости, литературно-художественного вкуса и общекультурных представлений.

Задачи, поставленные перед работой по ознакомлению детей с художественной литературой, нацелены на комплексное развитие различных аспектов их личности. В первую очередь, ставится задача воспитания интереса к художественной литературе, что способствует формированию у детей целостного восприятия произведений разных жанров. Это включает в себя не только понимание содержания произведений, но и эмоциональную отзывчивость к ним.

Дополнительно, акцент делается на формировании первоначальных представлений о художественной литературе, включая основные жанры (проза, поэзия) и их специфические особенности. Детям предоставляется возможность познакомиться с композицией произведений, а также простейшими элементами образности в языке. Этот аспект направлен на развитие культурного освоения мира через литературные произведения.

Важной задачей также является воспитание литературно-художественного вкуса у детей. Это включает в себя способность понимать и чувствовать настроение произведения, а также улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок и стихов. Развитие поэтического слуха играет важную роль в формировании культурной грамотности ребенка.

Таким образом, знакомство с художественной литературой в дошкольном образовании, в соответствии с ФГОС, не только предоставляет детям ключевые знания о литературных произведениях, но и способствует развитию их эмоциональной, культурной и языковой компетенций.

На решение задач ФГОС ДО направлены действующие программы «От рождения до школы», «Развитие», «радуга» и многие другие, в каждой из которых акцентировано внимание на использование развивающих возможностей художественной литературы, обучение воспринимать произведения, находить нужную информацию, анализировать, интерпретировать, оценивать и применять ее для решения личных социальных и интеллектуальных вопросов. Все это лежит в основе читательской компетентности будущего школьника, для которого художественная литература является предметом изучения, средством обучения, мощной силой морально-этического и эстетического воспитания.

Чтобы привить детям любовь к книге, надо научить их воспринимать произведения художественной литературы еще в дошкольном возрасте. По результатам наблюдений и бесед с учителями начальных классов О. С. Ушакова отмечает, что дети, которые приходят в первый класс с определенным уровнем знаний по литературе, с первых дней обучения проявляют интерес к чтению, к книжке. У них обычно хорошо развита речь. У таких детей присутствует повышенный интерес к учебе. Они лучше усваивают материал, умеют читать и писать, свободно составляют и придумывают рассказ, пользуясь языковыми оборотами из литературных произведений. Следовательно, одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста – обеспечить надлежащее развитие знаний по литературе в соответствии с возможностями детей этого возраста.

Среди детских литературных жанров (сказки, рассказы, стихи, малые фольклорные жанры, небылицы, шутки и т. д., которые способствуют развитию диалогической речи, особое место занимает сказка. По В. А. Сухомлинскому она является средством развития творческой диалогической речи, выступает активным эстетическим творчеством, что захватывает все сферы духовной жизни ребенка – его разум, чувства, воображение, волю. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и речь.

Для решения учебных задач широко используют дидактические сказки, созданные взрослыми для обучения и воспитания детей. Какую бы учебную задачу не решал педагог, дети его воспринимают не как обучение, а как увлекательное сказочное действо. Главный элемент дидактической сказки – дидактическая задача, которую дети решают успешнее и быстрее в связи с тем, что в сказочном пространстве им значительно проще действовать, чем в реальном. Незаметно для себя, без особых усилий они выполняют дидактическую задачу, помогая сказочному герою или самостоятельно придумывая его приключения. Такая сказка способствует закреплению правильного звукопроизношения, способствует обогащению словаря, развитию связной речи.

Целью формирования интереса детей к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге является создание литературного центра в каждой группе. Этот центр представляет собой спокойное и удобное пространство, эстетически оформленное, где дети могут общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы и альбомы. При организации литературного центра следует учитывать несколько важных требований.

В младших группах литературный центр создается постепенно. Воспитателям следует приучать детей к самостоятельному использованию книг, рассматриванию иллюстраций и чтению текста. Начальные литературные центры могут включать 3-4 книги с небольшим количеством текста и яркими иллюстрациями. Воспитатели также обучают правилам использования книги, предупреждая о возможных повреждениях.

В средних группах литературный центр становится более активным, организуется с участием детей. На полочках располагаются 4-5 книг, материалы для ремонта, театральные постановки, диафильмы, аудиокассеты и коллекция скороговорок. Требования к книгам остаются теми же, а воспитатели продолжают обучать детей работе с книгой и проводят беседы о художественных произведениях.

В старших группах литературный центр становится более разнообразным. Количество книг увеличивается до 8-10, дети могут самостоятельно пользоваться библиотекой. В центре появляются русские народные сказки, сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, книги о природе, атласы и энциклопедии. Помимо чтения и рассказывания, используются другие формы работы, такие как беседы, выставки, обсуждения писателей и художников, литературные утренники.

В итоге, все эти формы работы направлены на знакомство детей с художественной литературой, стимулируют интерес и любовь к книге, а также формируют будущих читателей. От начальных шагов в ознакомлении с книгой до более сложных форм взаимодействия с литературным материалом, воспитатели играют ключевую роль в развитии навыков обращения с книгой у детей.

Публикации по теме:

Конспект НОД по чтению художественной литературы «В. Сутеев «Под грибом»Конспект НОД по чтению художественной литературы «В. Сутеев «Под грибом» Цель: Ознакомление детей со сказкой В. Сутеева "Под грибом". Задачи: ОБУЧАЮЩИЕ: Учить детей понимать смысл сказки, выявлять заключенную.

Конспект НОД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения Ю. Тувим «Овощи»Конспект НОД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения Ю. Тувим «Овощи» Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением "Овощи".(видео,аудиозапись) Вот как много овощей принесла хозяйка с.

Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька» Конспект ООД по чтению художественной литературы. Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька». (Вторая младшая группа). Цель: помочь детям.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Опубликовано: 13 марта 2025 в 13:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Стрижакова Наталья Владимировна (УИ 2989166) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)
15 марта 2025 суббота
День нейрогимнастики!
Изучаем тюленей!
В регионах России начинают проходить акции "Неделя добра". Дату уточняйте в своем регионе
Весенняя неделя добра
Играем в магазин!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД