Анжелика Хаметова
Конспект индивидуального занятия «Комарик». Постановка звука [З] по подражанию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Постановка звука З
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук З;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Публикация «Конспект индивидуального занятия „Комарик“, Постановка звука [З] по подражанию» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Оборудование: Картинка «КОМАРИК», предметные картинки «Насекомые», трубочки для коктейлей с прикрепленными к ним на нитках бабочками, картинка артикуляционного уклада звука З, схема характеристики звука, мяч, картинки для проведения артикуляционной гимнастики, разрезные картинки «Насекомые», картинка-лабиринт для домашнего задания.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
1. Организационный момент
Логопед: Послушай, малыш, мою загадку.
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт. (КОМАР)
Логопед: К нам в гости прилетел КОМАР. А комар – это кто? (НАСЕКОМОЕ).
А каких насекомых ты еще знаешь? (МУХА, ПЧЕЛА, ОСА, МУРАВЕЙ, ЖУК)
Сегодня мы поговорим о насекомых.
2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру «Дом»
Живым существам очень трудно без дома! («Дом»,
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым… (загибают 3 пальца,
Для шустрых и быстрых лесных муравьев (еще 2 пальца,
В большом муравейнике пища и кров. («Дом»).
3. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Комарик хочет, чтобы ты научился петь его песенку. Но для этого сначала нужно потренировать свои губки и вспомнить, как нужно правильно дуть.
Упражнение для развития напора воздуха - «ПОДУЙ НА БАБОЧКУ (КОМАРИКА!» :
Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперед «трубочкой» губы. Контролировать выдыхаемую струю ладонью, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя воздуха, бумажка или ватка отклоняются в сторону. Повторять упражнение 3-5-7 раз.
Игра может называться «Подуй на бабочку!» (на палочку для коктейлей за нитку подвешиваются разные насекомые, вырезанные из картона).
4. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Для того чтобы научиться петь песенку комарика, нам нужно размять свои язычки.
Как правила, после того, как звук С поставлен, звук З появляется сам собой. При отсутствии звука [з], работа начинается с повторения правильной артикуляции звука; повторяется положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение распластывать язык; умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами, длительная, сильная воздушная струя, идущая по середине языка.
5. Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Давай сделаем небольшую гимнастику для нашего личика, покажем КОМАРИКУ, как мы умеет «строить глазки» :
Закрыть правый глаз,
Левый глаз,
Поднять брови,
Нахмурить брови,
Наморщить нос,
Надуть щеки.
6. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Малыш, давай покажем нашему гостю, что мы умеем подражать разным животным. Скоро научимся и его песенку петь.
Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания.
Работа над голосом: дети с восклицательной интонацией договаривают звукоподражания :
Гуси начали опять по-гусиному кричать:
ГА-ГА-ГА!
Лягушата квакают: КВА-КВА-КВА!
А утята крякают: КРЯ-КРЯ-КРЯ!
Кошки замурлыкали: МУР-МУР-МУР!
Поросята хрюкают: ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ!
К. Чуковский.
7. Постановка звука З при его отсутствии
Постановка звука З по показу правильной артикуляции
(по подражанию)
Логопед: НАШ КОМАРИК умеет звенеть. Это его песенка. А ты хочешь научиться петь песенку комарика? (ДА)
А) Упражнение «КОМАРИК»
Перед зеркалом ребенку предлагается широко улыбнуться, показать зубки (сделать «Заборчик», а затем, не разжимая зубы («заборчик не ломать!», сильно подуть, с голосом:
ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
Внимание ребенка следует обратить на «тонкий звонкий свист» и холодную выдыхаемую струю воздуха, которую он может ощутить у себя на тыльной стороне ладони, если подставит ее к своему подбородку,
Так же необходимо показать малышу, что его горлышко дрожит, когда мы поем песенку комарика (в отличие от песенки ветерка).
Если звук З оглушается ребенком постоянно, то сначала нужно предложить ребенку, приложив руку к гортани, подать голос А-А-А, О-О-О. Спросить: дрожит ли горлышко? Затем сравнить звуки П-Б, Ф-В, К-Г, Т-Д, и под конец С-З.
Учить ребенка контролировать голосоподачу.
.8. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед кидает ребенку мяч, и называет какое-либо насекомое, ребенок должен вернуть мяч и скачать это же слово со словом МОЙ, МОЯ, МОИ:
Комар – МОЙ КОМАР
Муха – МОЯ МУХА
Оса – МОЯ ОСА
Муравьи – МОИ МУРАВЬИ
Пчела – МОЯ ПЧЕЛА
Таракан – МОЙ ТАРАКАН
Стрекоза – МОЯ СТРЕКОЗА
Клопы – МОИ КЛОПЫ и др.
9. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Посмотри, малыш. КОМАРИК такой озорник. У меня была картинка. Она была сложена. НО комарик зазвенел и картинка рассыпалась. Поможешь мне ее собрать? (ДА)
(разрезные картинки «Насекомые» - на 4-8 частей в зависимости от уровня развития детей).
10. Игры на развитие фонематического слуха.
Логопед: Наш гость хочет с тобой поиграть. Он будет произносить слова, а ты должен услышать в них ПЕСЕНКУ КОМАРИКА. Если услышишь, хлопни в ладоши.
ЗАКАТ, ЗАМОК, КОТ, СОБАКА, ЗУБЫ, СУП, ЗАВТРАК, ШУБА, ЖУК, ЗОНТИК и др.
Логопед произносит все слова утрированно, выделяя звук З и другие первые звуки. Ребенок должен хлопнуть 5 раз.
11. Итог НОД, оценка работы ребенка
Логопед:
Малыш, чем мы сегодня занимались на занятии?
Кто приходил к нам в гости?
Чему учил нас КОМАРИК?
Ты научился петь песенку КОМАРИКА?
Давай посмотрим, как у тебя это получается?
ТЫ МОЛОДЕЦ!
Завтра КОМАРИК придет к нам еще раз.