Татьяна Комаровская
Конспект индивидуальной НОД «День рождения Мишутки. Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуальной НОД
Цели:
Коррекционно-образовательные
• закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];
• закрепление понятия «согласный звук».
Коррекционно-развивающие
• развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики;
• упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах;
• развитие фонематического восприятия и фонематического слуха;
• развитие речеслухового внимания, мышления, памяти, мелкой и общей моторики.
Публикация «Конспект индивидуальной НОД „День рождения Мишутки, Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Коррекционно-воспитательные
• воспитание желания говорить красиво, правильно.
• активация словаря : звук согласный, глухой, твердый, символ.
Предварительная работа:
• работа по развитию просодической стороны речи;
• артикуляционные упражнения;
• постановка звука [ш];
• игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
• обучение анализу прямых слогов типа - ша.
Оборудование: мягкая игрушка - мишутка, кошка, лягушка, петушок; символы звуков, предметные картинки на заданный звук, грецкие орехи для пальчиковой гимнастики; дидактическая игра «Сухой бассейн» ( мелкие игрушки: машина, матрешка, лошадка, карандаш, самолет).
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Жил-был Мишутка. Проснулся он в своем домике, от ярких солнечных лучей. Улыбнулся Мишутка солнышку.
Упражнение «Заборчик»- улыбнуться, обнажив сомкнутые зубки.
Мишутка наш такой озорник «Подражаю я слону: Губы хоботком тяну»
Открыл красивое круглое «Окошко» (широко открыл рот,
Посмотрел налево, посмотрел направо «Часики»- кончик языка переводить из одного уголка рта в другой.
«На крылечке полежал-
На качели побежал» «Качели» - улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться то в верхние, то в нижние зубы.
Вдруг Мишутка вспомнил, что не почистил зубки.
«Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи и внутри, не болели, чтоб они».
«Почистим зубки» - кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны (слева - направо, сверху вниз).
Мишутка сильно проголодался.
Взял «Конфетку» - напряженным языком упираться то в одну щечку, то в другую.
«Бублик» - округлить губы так, чтобы были видны зубы.
Следить, чтобы зубы были сжаты. Мама напекла много блинов.
«Блинчик» - положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии.
Мишутка очень любит, есть блины с вареньем. Варенье вкусное, облизывает верхнюю губку. «Вкусное варенье» - языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.
И запивать сладким чаем «Чашечка» - широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края. Чай оказался таким горячим, что Мишутка начал дуть «Ветерок» - на кончик носа положить маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с носа. Но чай оставался горячим – занести язычок чашечкой в рот и подуть –ш-ш-ш.
II. Артикуляционная характеристика звука [Ш].
- Где находится язычок, когда произносим звук [Ш]?
- Это гласный или согласный звук? Почему?
- Это звонкий или глухой? Почему?
- Каким цветом мы обозначаем согласные звуки?
III. Автоматизация [ш] в слогах.
1. Сегодня у Мишутки день рождения. К нему пришли гости.
Логопед называет картинки: кошка, мышка, лягушка, петушок.
Петушок принес Мишутке песенки - шуршалочки (символ согласного звука и символы гласных а, о, у, и). Послушай их и спой вместе с Мишуткой :
Ша-шу-ша
Шо-ши-шо
Шу-ша-шо
Ши-шу-ша
Ша-шо-ши
Игровой прием «Говорящие руки».
Логопед: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую - [а]. Давай попробуем. Ребенок произносит медленно ш-ш-а и постепенно переходит к слитному проговариванию, соединяя пальчики на обеих руках и проговаривая слоговые цепочки.
Аш- ош-уш-ыш
IV. Автоматизация [ш] в словах.
А лягушка предложила поиграть и попрыгать по кочкам.
Логопед говорит КА- символ – КАША (переворачивает карточку)
АФИ-ША, КРЫ-ША, МЫ - ШИ, У-ШИ, ДУ- Ш, ЛАНДЫ - Ш.
V. Пальчиковая гимнастика.
Мышка принесла грецкие орехи.
Обыгрываем грецкие орехи как яйца лесных птичек.
«Гнездышки свивайте,
Ручки развивайте.
Пролетела птичка,
Всем дала яичко.
Птичка-невеличка (катает в руках орешки, одна ладонь сверху, другая снизу)
Не роняй яичко!
Разобьешь скорлупку –
Вылетит голубка».
VI. Автоматизация [Ш] в словах.
1. Картинка с изображением стола. Ну а какой же день рождения без праздничного стола? Давай поможем Мишутке накрыть стол для угощенья. Выкладываются карточки с изображением еды. Выбери только те карточки, в названии которых есть звук [ш] : каша, ватрушка, картошка, шоколад, вишня, груша.
2. Игра «Сухой бассейн». Гости принесли подарки. Бассейн с мелкими игрушками: машина, лошадка, матрешка, карандаш, самолет.
Какой подарок здесь лишний? (самолет)
Мишутке очень понравились подарки.
3. Упражнение «Доскажи словечко».
А на прощание кошка стала сочинять Мишутке стихи. А чтобы кошке было легче, подскажи ей последние словечки.
Рисуют дружно малыши,
У них в руках ….
Вот бежит малышка
Серенькая…
Носит яркий гребешок
Наш веселый…
Мышка моется под душем,
Моет хвостик, моет….
VII. Итог занятия.
Нам пора прощаться с Мишуткой. Ты сегодня очень хорошо ему помогал. А какой звук помогал тебе на занятии?