Марина Муравьева
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием приемов нейростимуляции
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием приемов нейростимуляции
Составила Муравьева М. В., учитель-логопед
МБДОУ д/с №14 «Оленёнок» г. Минеральные Воды
Тема. Автоматизация звука «Л» в слогах и словах с использованием приемов нейростимуляции
Цели занятия :
- закрепить правильное произношение звука «Л» в прямых слогах и в словах, содержащих прямой слог с ударением на нем и без ударения на нем;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием приемов нейростимуляции» размещена в разделах
- развивать фонематическое восприятие звука «Л»;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику ребенка;
- развивать дыхание, голос;
- развивать межполушарное взаимодействие, зрительно-моторную координацию;
- учить координировать речь с движением;
- развивать навык образования существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов;
- закрепить навык согласования количественных числительных 1, 2, 5 с именами существительными;
- развивать память, внимание, мышление;
- воспитывать самоконтроль за собственной речью;
- поддерживать положительный эмоциональный настрой ребенка, воспитывать мотивацию к занятиям.
Оборудование: маленькая куколка, искусственный цветок, зеркало, две пары красных перчаток (для ребенка и взрослого, картинка для звукоподражания (пароход, массажная полусфера, тренажер – колючий коврик, комплект мини-символов гласных звуков, картинки, в названии которых звук «Л» находится в начале слова, балансировочная доска, мяч, бусины, проволочка, звездочка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Знакомство с куклой Милой. Мила принесла цветочек – ландыш.
2. Развитие дыхания.
Логопед : «Понюхай цветочек. Глубокий вдох и медленный выдох. Глубокий вдох и на выдохе медленно проговаривай: Ах, как пахнет! Глубокий вдох и на выдохе медленно проговаривай: Ах, как пахнет цветочек!».
3. Самомассаж лица.
Логопед : «Представь, что ты цветочек. Солнышко лучами ласкает: лоб (поглаживающие движения); щеки (поглаживающие движения); подбородок (поглаживающие движения); шею (поглаживающие движения)».
4. Артикуляционная гимнастика с бионергопластикой.
Логопед : “Мила хочет научиться гудеть, как пароход. Давай ее научим, но сначала сделаем гимнастику для язычка. Язычку будут помогать ручки. ”
Ребенок сидит перед зеркалом, на руках перчатки красного цвета. В момент выполнения артикуляционного упражнения две руки выполняют движения или показывают, где и в каком положении находится язык.
Упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Качели», «Маляр», «Лошадка».
5. Уточнение правильной артикуляции звука «Л».
Упражнение «Пароход гудит» (из методики Л. А. Комаровой).
Ребенку предлагается картинка с изображением парохода, следующего по маршруту (изображен пунктирной линией) к пристани.
Логопед : «Рассмотри картинку. Как гудит пароход? (Л-л-л) Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Л-Л-Л…».
6. Речевая разминка.
Логопед : «А теперь покажем Миле слоговые песенки».
Ребенок выполняет кинезиологическое упражнение “Колечко”, проговаривая при это цепочки слогов (ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло-ло, лу-лу-лу-лу, лы-лы-лы-лы).
7. Звуковая разминка (речевой материал Т. А. Ткаченко)
Логопед : «Чтобы правильно «гудеть», нужно тренировать не только язычок,
но и ушки. Проведем с Милой звуковую разминку. Посмотри на картинку и внимательно послушай, как я ее называю. Если я называю картинку правильно, подними руку вверх, скажи ДА. Если я называю картинку неправильно, нажми на массажную полусферу и скажи, НЕТ».
Картинки: лапа, лук, ладонь.
Это лапа? Это лук? Это ладонь?
Это вапа? Это вук? Это вадонь?
Это ляпа? Это люк? Это лядонь?
Это хапа? Это ХУК? Это хядонь?
Это лапа? Это лук? Это хядонь?
Это йапа? Это йюк? Это йадонь?
Это уапа? Это уук? Это уадонь?
Это гапа? Это гук? Это гудонь?
Это лапа? Это лук? Это ладонь?
8. Закрепление произношения звука «Л» в словах с использованием тренажера-колючего коврика (из методики Е. Ф. Архиповой, И. В. Южаниной, модуль 2)
Логопед : «А теперь научим Милу правильно произносить слова, в которых есть «гудок» (звук «Л»).
Ребенок кладет перед собой колючий коврик, на пальцы надевает мини-символы гласных звуков. Называние слов сочетается с работой на тренажере. Звук «Л» произносится протяжно и на улыбке, с акцентом на гласном звуке. Одновременно с произнесением гласных ребенок совершает пальцевые движения в виде прижимов соответствующих пальцев обеих рук к тренажеру.
Игры с картинками:
1) «Доскажи словечко»
У кошки не нога, а мягкая … (лапа).
Мама красит ногти (лаком).
На столе стоит электрическая (лампа).
У Кати грязные (ладони).
Ночью на небе круглая (луна).
Миша ушиб (локоть).
Зимой нужны (лыжи).
По озеру плывет (лодка).
После дождя во дворе (лужи).
Чтобы разглядеть букашек, нужна (лупа).
2) «Посчитай картинки: 1, 2, 5 – лапа, лама, лупа, лопата».
9. Глазодвигательная игра-гимнастика «Мила идет домой»
Логопед : «Мила устала и пошла домой, давай проследим за ней глазками».
Шла Мила домой
(логопед держит игрушку на расстоянии 1 метра на уровне глаз ребенка - «взгляд вперёд»).
И вертела головой:
Вправо,
(логопед медленно отводит игрушку вправо, ребенок следит за игрушкой глазами, голова не поворачивается)
Влево,
(логопед медленно отводит игрушку влево, ребенок следит за игрушкой глазами, голова не поворачивается)
Вверх,
(логопед медленно отводит игрушку вверх, ребенок следит за игрушкой глазами, голова не поднимается)
Вниз,
(логопед медленно отводит игрушку вниз, ребенок следит за игрушкой глазами, голова не опускается)
Головой покрутила,
(логопед медленно перемещает игрушку по часовой стрелке, описывая круг, взгляд ребенка следит за ней)
Куда шла уже забыла.
(Логопед возвращает игрушку на уровень глаз ребенка - «взгляд вперёд»).
10. Закрепление произношения звука «Л» в словах с использованием балансировочной доски.
Логопед : «Пойдем в гости к гномикам. Гномики маленькие и все предметы у них маленькие. Я буду называть большой предмет, а ты назови маленький».
Ребенок становится на балансировочную доску. Логопед бросает ему мяч и называет большой предмет, например, лавка, ребенок возвращает мяч и одновременно с движением называет маленький предмет – лавочка.
Слова: ложка, лук, лошадь, лапа, лодка, лоб, ладонь, лужа, лопата.
11. Итоговое упражнение.
Логопед : «Давай сделаем для Милы подарок – бусы. Нанизывай на проволочку бусины и припоминай слова на звук «Л».
Логопед : «Подарок для Милы готов. Для тебя (обращение к ребенку) тоже есть подарок за старание и прилежание - звездочка».