Ирина Севостьянова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Поможем тигрёнку Роне зарычать»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]
«Поможем тигрёнку Роне зарычать»
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, словах, предложениях.
Уточнить артикуляцию звука [Р];Дать развернутую характеристику звука Р;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Поможем тигрёнку Роне зарычать“» размещена в разделах
Уметь определять место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце);
Расширять словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру;
Формировать правильное речевое дыхание;
Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику,
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание стремления овладеть правильной речью;
Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям
Стимулировать речевую активность
Оборудование: Зеркало; Доска; Зонд для развития правильной воздушной струи, мягкая игрушка тигрёнок Роня; разрезная картинка трамвай; картинка для выполнения артикуляционной гимнастики “Приключения язычка”, Картинка с большой буквой Р; Предметные картинки со звуком Р;
картинка для игры “доскажи словечко”. Схема слова.
Ход занятия
1. Посмотри, кто сегодня к нам из зоопарка пришел в гости тигрёнок Роня. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить. Давай поможем ему выполнить все задания и поможем ему научится рычать. Отправляемся с язычком в зоопарк, там у Рони много друзей. Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в зоопарк. (Ребенок собирает из частей картинку «трамвай»).
- Так на чём мы поедем?
- На трамвае.
- Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [Р]).
2. Артикуляционная гимнастика Сказка «Зоопарк»
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся и в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.
Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой с длинным носом? Да это же. слон! Давай покажем, какой у слона хобот!
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Язычок пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Я - весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне причёска.
А зовут меня. (расчёска)
Привё л Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?
Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться помой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я. 3. Игра “Отгадай - ка”.
- Роня принёс тебе загадки. Слушай, отгадывай.
(После каждой отгадки выставляется соответствующая предметная картинка).
-Водяные мастера
Строят дом без топора (Бобры).
В зоопарке перед нами
На воде – бревно с глазами…
Водоём переплывает,
С шумом на берег вползает…
Очень странное бревно!
Очень страшное оно!
Не хотелось бы попасть
В длинную с зубами пасть (Крокодил)
Возле речек и болот
Этот тучный зверь живёт.
На носу имеет рог
Африканский (Носорог)
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это… (Рысь)
Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р). Где можно встретить всех этих животных? (в зоопарке). (Выкладывается картинка зоопарк).
4. Сообщение темы занятия.
- Сегодня у нас на занятии будет главным звук «р». Расскажи, что делает язычок, губы и зубы, чтобы звук «р» получился правильно? (губы широко раскрыты, между зубами остаётся щель, язык находится за верхними зубами). (Показывается схема артикуляции звука «р»).
- Скажи, звук «р» гласный или согласный? (согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). Твёрдый или мягкий? (твёрдый). Можно обозначить синим цветом. Звонкий или глухой? (звонкий). На письме обозначается буквой «р» (картинка-контур). Раскрась её синим цветом.
5. Развитие навыков фонематического анализа.
-Все слова состоят из звуков. Я назову слово, ты определишь, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
( Называются слова-отгадки: бобёр, носорог, рысь, крокодил. Ребёнок, используя схему слова, определяет место звука в слове, выкладывая фишку).
6. Пальчиковая гимнастика
Где обедал, воробей? (Дети машут ладошками.)
- В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают
раскрывающуюся пасть.)
Пообедал я сперва (На каждое название животного
За решёткою у льва. загибают по одному пальчику
Подкрепился у лисицы, поочередно на левой,
У моржа попил водицы. затем на правой руке.)
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. (Опять изображают
раскрывающуюся пасть животного.)
7. Игра “Что пропало? ”
Логопед выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).
8. Игра “Исправь предложение”
Слушай внимательно, тебе предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, тигрёнок Роня непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
Короля носит корона (Корону носит король)
Ветка сидит на сороке и громко стрекочет (Сорока сидит на ветке и громко стрекочет).
Зоопарк живёт в рыси (Рысь живёт в зоопарке).
Травинка забралась на муравья (Муравей забрался на травинку).
9. Звуковой анализ и синтез.
Логопед предлагает ребенку составить схему слова “СЫР”.
Сколько звуков в слове СЫР? (три звука). Какой звук первый? (звук С, какой звук второй? (звук Ы, какой звук третий? (звук Р).
Логопед просит слово СЫР обозначить цветовыми символами звуков.
Игра “Доскажи словечко”
10. Игра «Доскажи словечко»
Он высокий словно шкаф,
А зовут его. (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого… (верблюда)
Вот так чудо-огород,
мы стоим разинув … (рот).
В сильный холод января
Ёжика спасет … (нора).
На крылечке у ворот
Замурлыкал рыжий… (кот).
10. Подведение итогов занятия.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Логопед оценивает работу ребенка.
Пора возвращаться домой.
Как рад тигрёнок Роня. Теперь и он умеет рычать как взрослый тигр!