Лучший педагог года

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [Р]

Александра Михайловна Кузнецова
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [Р]

Тема: Звук [Р]

Этап работы: автоматизация

Вид занятия : индивидуальное

Цель: формировать умение различать звук [р] среди близких и далёких по артикуляции звуков.

Задачи:

1. Закрепить умение удерживать язык в заданном положении, за верхними резцами;

2. Закрепить умение различать звук [Р] на уровне ряда звуков;

3. Формировать умение различать звук [Р] на уровне ряда слогов;

4. Формировать умение различать звук [Р] на уровне ряда слов;

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [Р]» размещена в разделах

5. Формировать умение определять позицию (начало, середина, конец) заданного звука [Р] в словах.

Оборудование: большое зеркало, игрушка робот, картинки со звуком [Р] и [Л] (малина, глаз, стол, руки, лампа, мыло, тигр, мухомор, роза, картинки (сыр, бор, рак, мак, магнитная удочка, картинки (роза, ракета, торт, радуга, морковь, мороженое, помидор, комар, сыр, лягушка, колесо, лиса, лев).

План занятия :

1. Организационный момент

Объявление темы занятия

2. Основной этап

• Артикуляционная гимнастика

• Уточнение артикуляции звука [Р]

• Игра «Поймай звук»

• Игра «Шаловливый ветерок»

• Исключить лишнее слово

• Игра «Поймай рыбку»

• Игра «Голова, плавник, хвост»

3. Подведение итогов занятия

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Сегодня в гости к нам пришёл робот.

- Он вместе с тобой будет справляться с заданиями, которые я вам приготовила.

Объявление темы занятия.

- А теперь послушай внимательно стихотворение, которое рассказал мне робот.

(Прочесть стихотворение, насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук).

Ранним утром кое-как

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота,

Не радует его работа.

- Скажи, пожалуйста, какой звук я произносила чаще?

- Правильно, сегодня мы будем на нашем занятии искать звук [Р] в слогах и словах.

2. Основной этап.

Артикуляционная гимнастика

-Но сначала давай мы поиграем с язычком.

• Чашечка (под счет)

Откроем наш ротик. Широкий язычок поднимем к верхней губке и сделаем язычок в виде чашечки.

(Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края).

• Грибок

Давай с тобой улыбнёмся нашему роботу так, чтобы были видны наши красивые зубки, язычок прижмём к верху и откроем ротик.

(Улыбнуться (зубы видны, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот).

• Гармошка

Ротик откроем, сильно прижмём наш язычок к верху, улыбнёмся с тобой и теперь открываем ротик и закрываем. Как крышечка у сундучка откроем сундучок, закроем сундучок

(Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская язык вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке).

• Лошадка

-А теперь давай с тобой поцокаем как лошадка

(Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть не подвижна).

(Перед зеркалом)

Уточнение артикуляции звука [Р]

Сейчас давай покажем нашему роботу как красиво мы говорим звук [Р].

- губки растянем в улыбке;

- между зубками у нас небольшое расстояние;

- кончик языка поднят к верху и вибрирует;

- по середине язычка идет сильная воздушная струя, которую мы ощущаем на ладони.

(несколько раз с ребенком пробуем отработать артикуляцию).

Игра «Поймай звук»

- Ты должен хлопнуть в ладошки, когда услышишь звук [Р]. А мы с роботом будем следить чтобы, ты всё делала правильно.

а) на уровне ряда звуков :

Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

б) на уровне ряда слогов :

РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

Игра «Шаловливый ветерок»

- Смотри перед тобой лежат картинки. На них подул ветерок и они перепутались. Надо их сложить так, чтобы в одной стороне были слова со звукам [р], а в другой со звуком слова в которых нет звука [р].

малина, глаз, стол, руки, лампа, мыло, тигр, мухомор, роза.

Исключить лишнее слово.

Давай поможем нашему роботу, смотри он не может найти лишнее слово на этих картинках: сыр, бор, рак, мак. А почему лишнее это слово?

Игра «Поймай рыбку»

- Сейчас ты и робот будите ловить рыбку, но поймать и взять с собой нужно только тех рыбок, в названии которых есть звук [Р]. Ребёнок с помощью магнитных удочек ловит рыбок, логопед произносит названия пойманных рыб, малыш топает, если слышит в словах звук [Р].

Картинки: роза, ракета, торт, радуга, морковь, мороженое, помидор, комар, сыр, лягушка, колесо, лиса, лев.

Игра «Голова, плавник, хвост».

Сейчас я буду произносить слова со звуком [Р], а ты должен при этом держать руки на голове – если звук [Р] стоит в начале слова, руки на поясе плавничками – если в середине слова, руки за спиной хвостиком – если в конце слова.

(Раковина, каракатица, рак, сардина, краб, водоросли, кораллы, телевизор, сыр, помидор).

3. Подведение итогов занятия.

-Какой звук мы сегодня искали?

-Кто у нас был в гостях?

Публикации по теме:

Фотоотчёт индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт»Фотоотчёт индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт» Цели занятия: 1. Расширять знания и представления ребенка по теме «Транспорт». 2. Продолжать автоматизировать звук «р» в словах, словосочетаниях.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [Р]
Опубликовано: 9 мая 2024 в 19:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД