Александра Михайловна Кузнецова
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук [Р]
Этап работы: автоматизация
Вид занятия : индивидуальное
Цель: формировать умение различать звук [р] среди близких и далёких по артикуляции звуков.
Задачи:
1. Закрепить умение удерживать язык в заданном положении, за верхними резцами;
2. Закрепить умение различать звук [Р] на уровне ряда звуков;
3. Формировать умение различать звук [Р] на уровне ряда слогов;
4. Формировать умение различать звук [Р] на уровне ряда слов;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха на материале звука [Р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
5. Формировать умение определять позицию (начало, середина, конец) заданного звука [Р] в словах.
Оборудование: большое зеркало, игрушка робот, картинки со звуком [Р] и [Л] (малина, глаз, стол, руки, лампа, мыло, тигр, мухомор, роза, картинки (сыр, бор, рак, мак, магнитная удочка, картинки (роза, ракета, торт, радуга, морковь, мороженое, помидор, комар, сыр, лягушка, колесо, лиса, лев).
План занятия :
1. Организационный момент
Объявление темы занятия
2. Основной этап
• Артикуляционная гимнастика
• Уточнение артикуляции звука [Р]
• Игра «Поймай звук»
• Игра «Шаловливый ветерок»
• Исключить лишнее слово
• Игра «Поймай рыбку»
• Игра «Голова, плавник, хвост»
3. Подведение итогов занятия
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сегодня в гости к нам пришёл робот.
- Он вместе с тобой будет справляться с заданиями, которые я вам приготовила.
Объявление темы занятия.
- А теперь послушай внимательно стихотворение, которое рассказал мне робот.
(Прочесть стихотворение, насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук).
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
- Скажи, пожалуйста, какой звук я произносила чаще?
- Правильно, сегодня мы будем на нашем занятии искать звук [Р] в слогах и словах.
2. Основной этап.
Артикуляционная гимнастика
-Но сначала давай мы поиграем с язычком.
• Чашечка (под счет)
Откроем наш ротик. Широкий язычок поднимем к верхней губке и сделаем язычок в виде чашечки.
(Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края).
• Грибок
Давай с тобой улыбнёмся нашему роботу так, чтобы были видны наши красивые зубки, язычок прижмём к верху и откроем ротик.
(Улыбнуться (зубы видны, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот).
• Гармошка
Ротик откроем, сильно прижмём наш язычок к верху, улыбнёмся с тобой и теперь открываем ротик и закрываем. Как крышечка у сундучка откроем сундучок, закроем сундучок
(Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская язык вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке).
• Лошадка
-А теперь давай с тобой поцокаем как лошадка
(Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть не подвижна).
(Перед зеркалом)
Уточнение артикуляции звука [Р]
Сейчас давай покажем нашему роботу как красиво мы говорим звук [Р].
- губки растянем в улыбке;
- между зубками у нас небольшое расстояние;
- кончик языка поднят к верху и вибрирует;
- по середине язычка идет сильная воздушная струя, которую мы ощущаем на ладони.
(несколько раз с ребенком пробуем отработать артикуляцию).
Игра «Поймай звук»
- Ты должен хлопнуть в ладошки, когда услышишь звук [Р]. А мы с роботом будем следить чтобы, ты всё делала правильно.
а) на уровне ряда звуков :
Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов :
РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
Игра «Шаловливый ветерок»
- Смотри перед тобой лежат картинки. На них подул ветерок и они перепутались. Надо их сложить так, чтобы в одной стороне были слова со звукам [р], а в другой со звуком слова в которых нет звука [р].
малина, глаз, стол, руки, лампа, мыло, тигр, мухомор, роза.
Исключить лишнее слово.
Давай поможем нашему роботу, смотри он не может найти лишнее слово на этих картинках: сыр, бор, рак, мак. А почему лишнее это слово?
Игра «Поймай рыбку»
- Сейчас ты и робот будите ловить рыбку, но поймать и взять с собой нужно только тех рыбок, в названии которых есть звук [Р]. Ребёнок с помощью магнитных удочек ловит рыбок, логопед произносит названия пойманных рыб, малыш топает, если слышит в словах звук [Р].
Картинки: роза, ракета, торт, радуга, морковь, мороженое, помидор, комар, сыр, лягушка, колесо, лиса, лев.
Игра «Голова, плавник, хвост».
Сейчас я буду произносить слова со звуком [Р], а ты должен при этом держать руки на голове – если звук [Р] стоит в начале слова, руки на поясе плавничками – если в середине слова, руки за спиной хвостиком – если в конце слова.
(Раковина, каракатица, рак, сардина, краб, водоросли, кораллы, телевизор, сыр, помидор).
3. Подведение итогов занятия.
-Какой звук мы сегодня искали?
-Кто у нас был в гостях?