Наталия Файзулина
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука «[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук [ш].
Цель: Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
- закрепить артикуляцию звука [ш] изолировано, в слогах, в словах;
- продолжать формировать умение правильно произносить звук [ш] в слогах и словах.
Коррекционно-развивающие :
-развивать подвижность артикуляционного аппарата;
-формировать правильный и длительный выдох;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения „Автоматизация звука „[Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Темочки
- продолжать развивать фонематический слух и восприятие (определять наличие звука в словах и определять позицию звука);
- развивать лексико-грамматические категории (упражнять в образовании окончании существительных в родительном падеже единственного и множественного числа женского рода, образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением, обучение согласованию числительных с именами существительными;
- развивать внимание, память, моторику пальцев рук;
Коррекционно-воспитательные :
- воспитывать интерес к занятию, желание выполнять задания правильно и формировать контроль за собственной речью.
Лексический материал:
Оборудование:
Домик; картинки поля, леса, игрушка-петушок; игрушка – кошка; корзинка для покупок; пластмассовые рыбки; камушки; логопедический пазл; зеркало.
Раздаточный материал: "Логопедическое лото», предметные картинки по играм на изучаемый звук.
Ход занятия.
I. Организационный этап.
(Заходим с ребенком в кабинет)
- Здравствуй, Гриша! Сегодня прекрасный день, я рада тебя видеть, надеюсь, что у тебя тоже хорошее настроение. К нам на занятие сегодня пришли гости. Давай с ними поздороваемся! (Здравствуйте). Теперь давай настроимся на работу.
II. Основная часть.
- Какой герой нас сегодня пригласит к себе в гости, ты узнаешь, отгадав загадку:
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я Гриша? (Петушок)
Верно. Посмотри! Вот какой красивый Петушок! Расскажи про него! (Ребенок описывает петушка, указывая на гребешок, крылышки, разноцветные перышки, шпоры на ногах, и что он относится к домашней птице). Молодец!
Скажи, а какой звук объединяет все эти слова? Правильно! Это звук Ш!
1. Артикуляционная характеристика звука.
- Гриша, ты знаешь, что мы научились произносить (Звук Ш!
- Скажи, пожалуйста, что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [ш]? (Наши губы округляются, зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к небу).
- Давай, определим, какой это звук. (Звук [ш] – согласный, твердый, глухой).
- Почему ты считаешь, что он согласный? (Воздух, выходя изо рта, встречает препятствие).
- А теперь давай проверим какой воздух идет, когда мы произносим звук Ш, подуй на ладошку. (Теплый). А куда она идет? (Вперед)
Гриша, давай вернемся к нашему Петушку, и даже может быть, отправимся с ним в небольшое путешествие.
Петушок жил в домике на краю поля. Жил не один, а со своей подружкой кошкой. Жили они в ладу.
2. Закрепление артикуляционных упражнений.
Сейчас Петушок проснулся, открыл окошко и вышел на крыльцо.
Ветер дует на Петушка. (упражнение Трубочка)
Пошел Петушок чай пить из чашечки (упражнение Чашечка)
Пьет не просто чай, а с вареньем (упражнение Вкусное варенье)
Потом Петушок покачался на качелях (упражнение Качели).
Дальше проснулась кошка, решила погреть хвостик на окошке (Блинчик).
Увидела собаку, подняла хвостик и заскочила в окошко. Собака подбежала близко к домику, и кошка решила напугать собаку - зашипела (ребенок повторяет длительно Ш-Ш-Ш).
3. Закрепление звука Ш в изолированном произнесении, в слогах и словах.
Вышел Петушок на улицу. Посмотри, как много сухих листьев возле домика. А в опавших листьях петушок заметил, зернышки лежат. Петушок стал ходить по сухим листьям, зернышки собирать, а листочки шуршат. А как шуршат листочки?
Гриша: Ш-ш-ш
Давай тоже прошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а ты закончи, а картинки тебе помогут ( показываю картинки: ландыш, камыш, карандаш, мышь, малыш, душ). Молодец!
Кошка с Петушком жили душа в душу, и все делали вместе.
Давай тоже будем делать все вместе. Закончи предложения, отчетливо произнося последний звук в слове :
Я иду, и ты. Я пишу, и ты … Я лечу, и ты…
Я пою, и ты … Я пляшу, и ты … Я дышу, и ты …
Я несу, и ты… Я кушаю, и ты … Я думаю, и ты…
Логопед : вспомнил Петушок, что сегодня у кошки день рождения! Решил он пойти на речку купить у рыбачков рыбки для кошки.
Петушок был очень добрым и все, что он видел на своем пути: старался назвать ласковым словом (дом, кошка, окно). Пошел Петушок через поле (скажи ласково и так со всеми словами по занятию). Видит лес, в котором стоят высокие деревья, их кроны шевелит ветер. Петушок в этом шелесте услышал мелодию. Давай ее повторим! (Ребенок встает со стульев и поднимает руки, качает поднятыми над головой руками и проговаривают слоговые цепочки.)
Ша-шо шу-ши, Шо-шу-ши-ша, Шу-ши-ша-шо, Ши-ша-шо-шу
4. Развитие мелкой моторики. Развитие фонематического анализа. Автоматизация звука Ш в словах.
Эти деревья были разные: большие и маленькие, разной формы и напомнили петушку разных животных и предметы.
Логопед : Давай с тобой поиграем игру «Покажи слово»!
Я тебе буду говорить слова: названия животных и предметов, а ты должен его показать движением. Послушай и посмотри, какие это движения (Мишка-Миска; Уши-Усы; Крыса-Крыша; Нос-Нож (ш).
Логопед называет слова и показывает движения. Ребенок повторяет.
5. Развитие лексико-грамматических категорий (упражнять образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением) :
Логопед : В лесу петушок оказался не один. Посмотри! Кто живет в лесу? Давай пройдем по лесной дорожке и поздороваемся с каждым жителем леса. Вспомни, что Петушок все и всех старался назвать ласково (Персонажи из сказки «Колобок»).
6. Закрепление звука Ш в изолированном произнесении, в слогах со стечением согласных и словах. Развитие внимания.
Наконец Петушок вышел из леса и увидел большую лужу. Перейти ее нельзя, можно запачкаться. Но, можно перепрыгнуть по камешкам! Надо выложить камушки, только, на картинки со звуком Ш, и произнести слоги аШта, аШва, аШка, анШа, амШа, акШа.
Дальше перед Петушком глубокая река. Переплыть ее можно только на шлюпке, которая плавает только в одном направлении. (Ребенку предлагается собрать пазл со словами). Переплыл? Какие слова были у тебя на пути через реку? Закончи ими фразу.
А вот и кот-рыбачок. Он любит петь разные песенки. А если ты ему подскажешь правильную рифму, он тебе даст за каждый ответ рыбку.
(Логопед произносит чистоговорку и показывает картинку, а ребенок договаривают последний слог самостоятельно).
Ашка-ашка-ашка — летит букашка.
Ишни-ишни-ишни – созревают вишни.
Ошка-ошка-ошка — на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка — мягкая подушка.
Ишка-ишка-ишка — маленькая мышка.
Шок-шок-шок – разбуди нас петушок.
Сколько ты рыбок заработал! Давай их подсчитаем (одна рыбешка, две рыбешки, три).
Обратно петушок перешел речку по бревну (бревнышко) вернулся, а
дома его кошечка совсем заждалась. И встретила его горячим хлебом (хлебушек).
III. Итог занятия.
8. Итог занятия.
Логопед. Нам пора прощаться с Петушком. Ты сегодня очень хорошо ему помогал! А какой звук помогал тебе на нашем занятие?
Ребенок. Ш-ш-ш. Молодец!
Логопед. Тебе понравилось наше путешествие? Что тебе было выполнять сложно?
Ребенок делится своими впечатлениями.