Мария Быкова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: звуки [с] и [ш].
Цель: дифференциация звуков [с] и [ш] в начале, середине и конце слова.
Задачи:
1. Развитие способности к различению звуков [с] и [ш] в начале, середине и конце слова;
2. Уточнение артикуляции и характеристики звуков [с] и [ш];
3. Развитие фонематического анализа;
4. Развитие фонематических представлений;
5. Развитие слухоречевого внимания;
6. Развитие общей и артикуляторной моторики;
7. Развитие самоконтроля.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Дифференциация звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Оборудование: платок, игрушка Незнайки, предметные картинки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
– Здравствуй, Вова.
– Здравствуйте.
– Я тебе прочитаю стихотворение, а ты слушай внимательно и определи, какой звук слышится чаще других:
Мышонку шепчет мышь:
— Ты что шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
— Шуршать я буду тише.
– Звук [ш].
– Молодец. А теперь послушай еще одно стихотворение:
Соня очень любит спать.
Соней Соню стали звать.
Соня-соня спит весь день.
Погулять ей даже лень.
Посмотри-ка, Сонюшка:
на дворе-то солнышко.
– Звук [с].
– Правильно. Сегодня мы будем учиться с тобой различать звуки [с] и [ш]. А поможет нам в этом Незнайка (логопед достает игрушку Незнайки и сажает ее на стол). Он совсем не умеет различать эти звуки, и нам необходимо ему помочь. Но для начала давай научим его выполнять несколько упражнений для языка и губ.
2. Артикуляторная гимнастика.
Для губ: улыбка, хоботок, чередование улыбки и хоботка, зайчик, обиделся, зайчик обиделся, силовое упражнение с использованием платка.
Для языка: лопатка, иголочка, чередование лопатки и иголочки, горочка, чашечка, чашечка на улице / в домике.
–Молодец. Мы повторили самые важные упражнения, которые нужны для правильного произнесения звуков [с] и [ш]. А теперь давай поможет Незнайке понять, чем же эти звуки похожи, а чем отличаются.
3. Уточнение артикуляции звуков [с] и [ш].
– Давай немного пошипим как змея. Что делают губы, когда мы произносим звук [ш]?
– Немного округлены.
– А где находится кончик языка: он поднят или опущен?
– Поднят.
– Правильно. Ты, наверное, помнишь, что положение языка при произнесении звука [ш] называется «чашечкой». Покажи рукой чашечку. А горлышко поет или молчит? Давай проверим.
– Молчит.
– А теперь вспомни, как звучит песенка водички: ссссс. Давай вместе ее произнесем. Что делают губы, когда мы произносим звук [с]?
– Улыбаются.
– А кончик языка: поднят или опущен?
– Опущен.
– Как называется такое положение языка?
– Горочка.
– Давай проверим, поет или молчит твое горлышко, когда ты произносишь звук [с].
– Молчит.
– Молодец. Мы с тобой еще раз выяснили, что звуки [с] и [ш] похожи тем, что при их произнесении горлышко молчит, но положением губ и языка они очень отличаются. Теперь Незнайка понял, как отличить эти звуки в произношении. Но ему кое-что все-таки остается непонятным. Давай ему поможем.
4. Уточнение характеристики звуков [с] и [ш].
– Вова, звуки [с] и [ш] какие : согласные или гласные?
– Согласные.
– Они звонкие или глухие?
– Глухие.
– Они твердые или мягкие?
– Твердые.
– А могут быть мягкими?
– Мягким может быть только звук [c].
– Незнайка все понял, он нас очень благодарит и хвалит. Сейчас Незнайка приглашает нас немного отдохнуть.
5. Физкультминутка.
Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели – встали,
Сели – встали,
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать
И спокойнее дышать.
6. Развитие фонематического анализа.
– Давай теперь с тобой поиграем, а заодно научим Незнайку определять место звука в слове. Тебе нужно будет поднять цифру 1, если звук [с] или [ш] слышится в начале, 2 – если они слышатся в середине, 3 – если слышатся в конце (при этом логопед просит произнести слово и определить, какой именно звук находится в этой позиции).
Слова: шар, собака, кошка, ножка, оса, слон, нос, шуба, мышь, морс.
7. Развитие фонематических представлений.
– Вова, Незнайка не может собрать чемоданы в свое следующее путешествие. У него есть два чемодана, синий и желтый, и в них нужно сложить вещи: предметы со звуком [c] в синий чемодан, а со звуком [ш] – в желтый. Давай ему поможем.
Картинки: шарф, сапоги, шуба, свитер, рубашка, шляпа, носки, кроссовки, шапка, сарафан.
8. Подведение итогов.
– Вова, сегодня ты хорошо поработал. Незнайка остался очень доволен и теперь уезжает. Давай с ним попрощаемся и вспомним, чем сегодня с тобой занимались.
– Мы сегодня учились различать звуки [с] и [ш].
– Правильно. А ты помнишь, чем они отличаются, а чем похожи?
– <Повторение характеристики звуков>
– Что тебе понравилось больше всего?Надеюсь, в следующий раз ты будешь так же хорошо работать. До свидания!